ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 55-АПА19-8 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 55-АПА19-8

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 июля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И. Д., Кириллова ВС.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью дорожно-строительная компания «Регион» о признании  недействующим решения Совета депутатов муниципального образования  Ширинский район от 25 декабря 2018 г. № 74 «О внесении изменений в  решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район   № 399 от 30 мая 2017 г. «Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости  от вида разрешенного использования и категории земельного участка,  применяемых для расчета арендной платы на территории муниципального  образования Ширинский район», по апелляционной жалобе Совета депутатов  муниципального образования Ширинский район на решение Верховного  Суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г., которым административное  исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:


Советом депутатов муниципального образования Ширинский район  Республики Хакасия принято решение от 25 декабря 2018 г. № 74 «О  внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального  образования Ширинский район № 399 от 30 мая 2017 г. «Об утверждении  коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного использования и  категории земельного участка, применяемых для расчета арендной платы на  территории муниципального образования Ширинский район». 

Общество с ограниченной ответственностью дорожно-строительная  компания «Регион» (далее ООО ДСК «Регион) обратилось в Верховный Суд  Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании  недействующим вышеуказанного нормативного правового акта, мотивируя  требования тем, что при принятии оспариваемого решения не был соблюден  принцип экономической обоснованности, что привело к существенному  увеличению размера арендной платы (в три раза по сравнению с 2016 годом),  что нарушает его права и законные интересы как арендатора земельного  участка. 

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемый  нормативный правовой акт признан недействующим со дня его принятия. 

В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования  Ширинский район просит решение суда первой инстанции отменить, принять  новое решение. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов  прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации  установила следующее. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской  Федерации является платным. Формами платы за использование земли  являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость)  и арендная плата. 

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок  определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной собственности и предоставленные в  аренду без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта  Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в 


собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена. 

Правительство Республики Хакасия является органом государственной  власти Республики Хакасия, осуществляющим регулирование земельных  отношений в Республике, в том числе устанавливающим порядок  определения размера арендной платы за земельные участки. 

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января  2008 г. № 05 утвержден порядок определения размера арендной платы за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, на территории Республика Хакасия (далее- Порядок). 

Согласно пункту 2.2 Порядка размер годовой арендной платы за  земельный участок, за исключением земельных участков, относящихся к  категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения  космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного  специального назначения, определяется по формуле: Ап = КС х Кв х Ки, где:  Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кв - коэффициент,  устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов,  городских округов и городских поселений в зависимости от вида  разрешенного использования и категории земельного участка с учетом  экономического обоснования; Ки - коэффициент инфляции. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Устава муниципального  образования Ширинский район, утвержденного решением Совета депутатов  муниципального образования Ширинский район от 09 июля 2012 г. № 37,  структуру органов местного самоуправления муниципального образования  Ширинский район составляет представительный орган муниципального  образования - Совет депутатов муниципального образования Ширинский  район Республики Хакасия. 

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 02 июля 2018 г.,  вступившим в законную силу 11 августа 2018г., признано не действующим  со дня принятия приложение к решению Совета депутатов муниципального  образования Ширинский район Республики Хакасия от 30 мая 2017 г. № 399  «Об утверждении коэффициентов Кв в зависимости от вида разрешенного  использования и категории земельного участка, применяемых для расчета  арендной платы на территории муниципального образования Ширинский  район» в части утверждения коэффициента Кв в размере 0,36 в отношении  земельных участков, предназначенных для размещения баз и палаточных  лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, 


пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек из земель населенных  пунктов, номер вида разрешенного использования - 8 «земельные участки,  предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно- оздоровительного назначения». 

Пунктом 1 в приложение к решению Совета депутатов муниципального  образования Ширинский район от 30 мая 2017 г. № 399 внесено следующее  изменение: «добавить в строку 8 приложения категории «Земли населенных  пунктов» наименования вида разрешенного использования «Земельные  участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и  лечебно-оздоровительного назначения» вид разрешенного использования  «Земельные участки, для размещения баз и палаточных лагерей для  проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и  конных прогулок, устройство троп и дорожек (0,36)». 

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на  дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной  форме, подписан главой муниципального образования, официально  опубликован для всеобщего сведения. 

Согласно материалам дела на основании договора аренды земельного  участка, находящегося в государственной собственности, от 14 ноября  2011 г. № 270, заключенного между муниципальным образованием  Ширинский район Республики Хакасия и ООО ДСК «Регион», последнему  был предоставлен в аренду земельный участок площадью 22662 кв.м., из  категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером  19:11:020902:19, расположенный по адресу: Республика Хакасия,  Ширинский район, юго-западнее микрорайона Вузовский в п. Колодезный на  расстоянии 240 м. от базы отдыха «Комета» Сибирской аэрокосмической  академии, участок 1 для размещения базы отдыха. 

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в  государственной или муниципальной собственности, определяется в  соответствии с основными принципами определения арендной платы,  установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи  39.7 Земельного кодекса). 

Правительством Российской Федерации принято постановление от  16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной  платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, 


находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее 

Постановление № 582).

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер  арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа  экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата  устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка  с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его  разрешенного использования, а также с учетом государственного  регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций,  осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и  субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность  на земельном участке. 

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны  устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за  аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню  коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю,  развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное  поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении  экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов  земельных участков. 

При принятии нормативного правового акта помимо оценки  местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли  должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на  уровень их доходности. 

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным  государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем  представления соответствующих расчетов (показывающих доходность  земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный  анализ оценочных характеристик земельных участков. 

В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемого  решения положений Постановления № 582 административным ответчиком  представлен отчет, выполненный ООО «Консалтинговый центр «Эксперт- оценка-сервис» № 02-17/1И по экономическому обоснованию  коэффициентов видов разрешенного использования (Кв) в приведенных  долях от УПКС кадастровой стоимости земельных участков на территории  муниципального образования Ширинский район. 

Из текста указанного отчета следует, что при определении размера  коэффициента Кв использовались сравнительный и доходный подходы, при  этом согласование результатов оценки недвижимости, полученных с  использование различных методов не проводилось, согласно показаниям  оценщика Т. при расчете коэффициента ей был использован только доходный подход. 

Содержание отчета свидетельствует, что для расчета коэффициента  оценщиком были использованы данные одной организации - базы отдыха  «Бегущая по волнам», отчет не содержит сведений о земельном участке, на 


котором расположен объект недвижимости, используемый для размещения  данной базы отдыха (вид земельного участка, его площадь), а также сведения  о расходах на арендную плату за земельный участок и налоговые платежи. 

Доказательств того, что оценщиком определялась доходность  земельных участков с учетом местоположения, вида функционального  использования, с учетом наличия транспортной, коммунальной  инфраструктуры, экологических и природных условий, функционально- планировочной структуры в отчете не содержится. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого  нормативного правового акта не действующим, поскольку значение  коэффициента Кв не соответствует принципам установленных  Постановлением № 582. 

Вместе с тем Судебная коллегия полагает неправомерным признание  судом оспариваемого решения не действующим с момента его принятия. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ если по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных  требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не  действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной  определенной судом даты. 

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения  судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов,  содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными  свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны  не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с  нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если  нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на  основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд  может признать его не действующим полностью или в части со дня  вступления решения в законную силу. 

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до  вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались  права граждан и организаций, следовательно, нормативный акт подлежит  признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную  силу. 

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г. изменить.

Признать не действующим решение Совета депутатов муниципального 


образования Ширинский район от 25 декабря 2018 г. № 74 «О внесении  изменений в решение Совета депутатов муниципального образования  Ширинский район № 399 от 30 мая 2017 г. «Об утверждении коэффициентов Кв  в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного  участка, применяемых для расчета арендной платы на территории  муниципального образования Ширинский район» со дня вступления решения  суда в законную силу. 

Председательствующий
Судьи