ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 56-АПА19-14 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 56-АПА19-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре - помощнике судьи Бондаревой ЮС.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения  «2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» на  решение Приморского краевого суда от 15 апреля 2019 года, которым  отказано в удовлетворении его административного иска о признании не  действующими пунктов 2285 и 4584 перечня многоквартирных домов,  включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории  Приморского края, на 2014 - 2043 годы» (приложение к краевой программе  «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043  годы», утвержденной постановлением администрации Приморского края от  31 декабря 2013 года № 513-па). 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения представителя Федерального государственного  казенного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по  Приморскому краю» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной  жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит 


оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Постановлением администрации Приморского края от 24 июля 2015 года   № 246-па в постановление администрации Приморского края от 31 декабря  2013 года № 513-па внесены изменения, программа капитального ремонта  дополнена приложением «Перечень многоквартирных домов, включенных в  краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на  2014 - 2043 годы» (далее - перечень многоквартирных домов). 

В названный перечень многоквартирных домов включены здания,  расположенные по адресу: <...>  (пункт 4584) и <...> (пункт 2285). 

Федеральное государственное казенное учреждение «2 отряд  Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (далее - ФГКУ «2 отряд ФПС по Приморскому краю») обратилось в суд с  административным иском о признании не действующими пунктов 2285 и 4584  перечня многоквартирных домов, мотивируя заявленные требования тем, что  ему на праве оперативного управления принадлежат в том числе указанные  здания пожарных депо, в которых имеются жилые помещения для проживания  граждан, состоящих в трудовых (служебных) отношениях с федеральной  противопожарной службой. Содержание данных зданий полностью  происходит из федерального бюджета Российской Федерации. От главного  распорядителя денежных средств в адрес ФГКУ «2 отряд ФПС по  Приморскому краю» поступают денежные средства федерального бюджета по  коду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального  ремонта государственного имущества», предназначенные для капитального  ремонта в том числе и жилых помещений в указанных зданиях. Включение  зданий в перечень многоквартирных домов противоречит нормам Жилищного  кодекса Российской Федерации и Положению о признании помещения жилым  помещением, жилого помещения непригодным для проживания и  многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  28 января 2006 года № 47, которыми дано понятие «многоквартирный дом». 

Решением Приморского краевого суда от 15 апреля 2019 года отказано в  удовлетворении административного иска. 


В апелляционной жалобе ФГКУ «2 отряд ФПС по Приморскому краю»  просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении  заявленных требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным.  

Жилищное законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1  статьи 72 Конституции Российской Федерации), регулирует отношения по  поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права  владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями  государственного и муниципального жилищных фондов; пользования общим  имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых  помещений и исключения их из жилищного фонда; внесения платы за жилое  помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на  капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;  формирования и использования фонда капитального ремонта общего  имущества в многоквартирном доме. Участниками жилищных отношений  являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации, муниципальные образования (пункты 1, 3, 4, 11 и 11.1  части 1 и часть 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). 

Вопросы, связанные с организацией проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах, регулируются статьями 166-191  раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Так, в силу частей 1 и 2 статьи 168 названного Кодекса региональная  программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах утверждается высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, формируется на срок, необходимый  для проведения капитального ремонта общего имущества во всех  многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской  Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов,  расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе  многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному  собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в  установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными  и подлежащими сносу или реконструкции. 

Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением,  жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома  аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым  домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47,  установлено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и  более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный 


участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования  в таком доме. 

Согласно части 1 статьи 13 Закона Приморского края от 7 августа 2013  года № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в  Приморском крае» региональная программа капитального ремонта  утверждается постановлением администрации Приморского края. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в  пределах полномочий администрации Приморского края с соблюдением  требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку  принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не  обжалуется. 

Из материалов дела видно, что на основании договора о закреплении  государственного имущества на праве оперативного управления от 6 сентября  1996 года, распоряжений комитета по управлению имуществом Приморского  края от 31 августа 1999 года и от 4 ноября 2003 года, приказа ФГКУ «2 отряд  ФПС по Приморскому краю» от 4 ноября 2003 года, здания по адресам:  <...> Шоссейная, д. 3 и ул. Героев Тихоокеанцев, д. 3,  поставлены на учет как многоквартирные жилые дома, расположенные в них  жилые помещения являются собственностью Российская Федерация,  закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «2 отряд ФПС по  Приморскому краю» и отнесены к специализированному жилищному фонду  для использования в качестве служебных жилых помещений. 

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 19 Жилищного  кодекса Российской Федерации названные выше дома относятся к  государственному жилищному фонду, представляющему собой совокупность  жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской  Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений,  принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации  (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). 

Жилищный кодекс Российской Федерации регулируя отношения в сфере  принятия региональной программы капитального ремонта общего имущества  в многоквартирных домах, не предусматривает каких-либо особенностей для  жилых помещений государственного жилищного фонда, а также для  многоквартирных домов все помещения в которых принадлежат одному  собственнику и зданий, включающих в себя одновременно нежилые  помещения и квартиры. 

В то же время статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации  содержит перечень обстоятельств и условий, при наличии которых  многоквартирный дом может быть не включен в региональную программу  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. 

Разрешая административное дело, суд установив, что многоквартирные  дома по адресам: <...> Шоссейная, д. 3 и ул. Героев  Тихоокеанцев, д. 3 не обладают признаками, перечисленными в частях 1 и 2  статьи 168 приведенного Кодекса, наличие которых не допускает включение 


их в региональную программу капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, законно отказал в удовлетворении заявленных  требований в виду их необоснованности. 

При этом суд верно исходил из того, что действующее законодательство  не содержит каких-либо изъятий для включения многоквартирных домов в  региональную программу капитального ремонта применительно к форме  собственности на жилые помещения, целям использования жилищного фонда,  механизму финансирования их строительства и содержания, а также в  зависимости от количества собственников жилых помещений в  многоквартирном доме. 

Довод апелляционной жалобы о том, что суд, руководствуясь  справочной информацией по объектам недвижимости в режиме опНпе с сайта  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в  отсутствие официальных сведений, представленных по запросу суда из  Единого государственного реестра недвижимости, пришел к выводу, что  включенные в перечень многоквартирных домов объекты недвижимости  являются многоквартирными домами, не может повлечь отмену решения суда. 

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Приморскому  краю от 26 сентября 2019 года на запрос Верховного Суда Российской  Федерации, находящиеся в оперативном управлении у административного  истца здания по адресам: <...> Шоссейная, д. 3 и ул. Героев  Тихоокеанцев, д. 3, поставлены на учет 25 июня 2012 года, являются  многоквартирными домами. 

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения,  апелляционная жалоба не содержит. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Приморского краевого суда от 15 апреля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного  учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Приморскому  краю» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи