ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 56-АПА19-3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2019 г.
г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агема» о признании не действующими пунктов 14.7 и 14.8 приложения «Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков» к решению Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 г. № 191 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов» (в редакции решения от 22 сентября 2016 г. № 695) по апелляционной жалобе Думы Артемовского городского округа Приморского края на решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Агема» (далее - ООО «Агема») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 14.7 и 14.8 приложения «Ставки арендной платы по видам
разрешённого использования земельных участков», утверждённого решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 г. № 191 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов» (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 22 сентября 2016 г. № 695).
Решением Приморского краевого суда от 22 ноября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 14.7 приложения «Ставки арендной платы по видам разрешённого использования земельных участков», утверждённого решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 г. № 191, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Дума Артемовского городского округа Приморского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, полностью и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Приморского края представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО «Агема», администрации Артемовского городского округа, Думы Артемовского городского округа Приморского края, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, управления архитектуры и градостроительства администрации г. Артёма, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без
торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Думой Артемовского городского округа Приморского края 30 июля 2009 г. принято решение № 191 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов», которое официально опубликовано 05 августа 2009 г. в издании «Выбор», спецвыпуск № 91(11277).
Согласно пункту 1 указанного решения Думы Артемовского городского округа предусмотрено, что на территории Артемовского городского округа размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа, определяется по формуле, согласно которой размер арендной платы (А) равен произведению кадастровой стоимости передаваемого в аренду земельного участка (К) и ставки арендной платы за его использование (С). Ставки арендной платы устанавливаются равными процентным ставкам по видам разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 14.6 приложения решения от 30 июля 2009 г. № 191, ставка арендной платы земельного участка по виду разрешённого использования «Строительство производственных объектов» составляет 0,75 %.
В соответствии с пунктом 14.7 указанного приложения ставка арендной платы земельного участка по виду разрешенного использования «Строительство производственных объектов при первичном продлении установленных сроков строительства» составляет 1,5%.
Согласно пункту 14.8 приложения ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков «Строительство производственных объектов при повторном продлении установленных сроков строительства» составляет 3 % .
Как следует из материалов дела, между администрацией Артемовского городского округа Приморского края и ООО «Агема» 04 июня 2014 г. заключен договор аренды № 397, на срок до 02 июня 2017 г., на земельный участок с кадастровым номером 25:27:070203:3548, площадью 72422 кв.м., находящийся примерно в 173 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: <...> фактическое использование земельного участка - для строительства завода по производству сэндвич-панелей.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды ставка арендной платы составляла 0,75% по виду разрешенного использования земельного участка «Строительство производственных объектов» от кадастровой стоимости земельного участка. В дальнейшем в связи с окончанием срока действия этого договора аренды и оформлением объекта незавершённого строительства на указанном земельном участке 26 сентября 2017 г. между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Агема» на
три года заключен новый договор аренды земельного участка № 27-Ю-22529, согласно условиям которого, арендная плата составила 1,5 % по виду разрешённого использования земельного участка «Строительство производственных объектов» при первичном продлении установленных сроков строительства», что также предусмотрено пунктом 14.7 приложения решением от 30 июля 2009 г. № 191.
Оспаривая пункты 14.7 и 14.8 приложения «Ставки арендной платы по видам разрешённого использования земельных участков» общество считает, что их применение противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также нарушает его права, поскольку общество вынуждено вносить арендную плату в экономически необоснованном размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленного в формуле расчета арендной платы коэффициента, предусмотренного пунктом 14.7 приложения решения от 30 июля 2009 г. № 191, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических,
природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Думой Артемовского городского округа Приморского края указанные документы не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что устанавливая в пункте 14.7 приложения иную ставку арендной платы за земельный участок, Дума Артемовского городского округа учитывала уровень его коммерческой привлекательности, а также существующий потребительский спрос на такие участки, развитость инфраструктуры, желая при этом обеспечить не только максимальное поступление в бюджет арендных платежей, но и соблюдение экономически справедливого баланса интересов арендаторов земельных участков и муниципального образования.
В обоснование принятия оспариваемого пункта 14.7 приложения «Ставки арендной платы по видам разрешённого использования земельных участков», Дума Артемовского городского округа указала, что имеющаяся разница величин ставок арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков, предназначенных по существу для одной и той же цели, зависит от периода осуществления строительства и направлена на стимулирование арендаторов к уменьшению сроков строительства.
Вместе с тем указанный порядок расчета ставок арендной платы не соответствует основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 22 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Артемовского городского округа
,//
Приморского края - без удовлетворения
Председательствующий
Судья