ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 58-АПА19-12 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 58-АПА19-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Иваненко ЮГ. и Нефедова ОН.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Ващенко Валентины Захаровны о признании  не действующим в части постановления Правительства Хабаровского края  от 12 октября 2017 г. № 409-пр «Об утверждении нормативов расхода тепловой  энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению» 

по апелляционной жалобе Ващенко Валентины Захаровны на решение  Хабаровского краевого суда от 6 мая 2019 г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

постановлением Правительства Хабаровского края от 12 октября 2017 г.   № 409-пр «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии,  используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной  услуги по горячему водоснабжению» (далее - Постановление № 409-пр)  утверждены определенные с применением расчетного метода и подлежащие  применению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду  нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной 


воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. 

ФИО1, являющаяся собственником жилого помещения в  многоквартирном доме по адресу: г. <...>, обратилась  в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления   № 409-пр не действующим со дня официального опубликования. 

В обоснование заявленных требований указала на несоответствие  указанного постановления положениям статьи 1571 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) и распоряжения Правительства  Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р (далее - Распоряжение   № 2490-р), которым для Хабаровского края на первое полугодие 2019 г.  установлен средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за  коммунальные услуги в размере 1,7%, поскольку размер вносимой гражданами  платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению из расчета  стоимости 1 куб. м горячей воды на основании оспариваемых нормативов  превышает установленный Распоряжением № 2490-р средний индекс. 

Определением Хабаровского краевого суда от 6 мая 2019 г. производство  по делу в части требований об оспаривании утвержденных Постановлением   № 409-пр нормативов, указанных в столбцах 2-7, 9 таблицы, прекращено. 

Решением Хабаровского краевого суда от 6 мая 2019 г. в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как  незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении  административного искового заявления. В обоснование приводит доводы,  аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Не  соглашается с выводом суда о том, что установление норматива, указанного в  столбце 8 Постановления № 409-пр, не противоречит требованиям  федерального законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с  размером платы за коммунальные услуги, получаемые гражданами - собственниками жилых помещений, и, с учетом предоставляемой компенсации,  не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.  По мнению ФИО1, положения статьи 1571 ЖК РФ императивно  устанавливают запрет уполномоченным органам на применение повышенного  размера платы за коммунальные услуги и составляющих ее величин (тарифов,  нормативов), а механизм реализации права на получение компенсации не  является безусловным. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором,  участвовавшим в деле, Правительством Хабаровского края и акционерным  обществом «Дальневосточная генерирующая компания» представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных  услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации,  федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами,  изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и  пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за  коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их  отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том  числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых  органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за  коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных  домах, которые имеют установленную законодательством Российской  Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений  приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения  которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие  коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида  коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены  Правительством Российской Федерации. 

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и  требования к их формированию определяются Правилами № 306. 

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в  порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306). 

Определенные расчетным методом и подлежащие применению при  установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду нормативы расхода  тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждены  Постановлением № 409-пр во исполнение Правительством Хабаровского края  пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации  от 14 февраля 2015 г. № 129 «О внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации по вопросам применения  двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (в первоначальной редакции),  предписывающего органам государственной власти субъектов Российской  Федерации не позднее 1 января 2018 г. утвердить норматив потребления  холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему 


водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на  подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по  горячему водоснабжению. 

В обоснование заявленных требований, административный истец  ссылается на то, что размер вносимой гражданами платы за коммунальную  услугу по горячему водоснабжению из расчета стоимости 1 куб. м горячей  воды на основании оспариваемых нормативов превышает установленный  Распоряжением № 2490-р средний индекс изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги.  

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, с учетом  приведенных в решении норм федерального и регионального законодательства,  исходил из того, что оспариваемое в части постановление принято  уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением  установленных законом требований, предъявляемых к его форме, процедуре  принятия и порядку опубликования; нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую силу, не противоречит, прав и охраняемых законом  интересов административного истца не нарушает, в связи с чем по мотивам,  изложенным в решении, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований  для удовлетворения требований. 

Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда  первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из  следующего. 

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г.   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего  водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с  использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую  энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере  водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), размер платы за коммунальные  услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным  ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством  Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). 

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду  размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению  рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду,  предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги  по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося  составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах  теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на  тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях  предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. 


Согласно пункту 42 Правил № 354 в случае установления  двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную  услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за  расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с  формулой 23 приложения № 2 к данным Правилам, исходя из показаний  приборов учета горячей воды, а при их отсутствии - исходя из норматива  потребления горячей воды. 

Таким образом, компонент на тепловую энергию является величиной,  используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему  водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую  воду. 

В свою очередь, компонент на тепловую энергию при расчете платы за  коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному  Правилами № 306 в соответствии с методикой расчета. 

Из пункта 24 Правил № 306 следует, что норматив потребления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при  установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем  установления норматива потребления холодной воды для предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и  норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для  предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В  норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для  предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается  расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для  осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с  требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению,  установленными Правилами № 354. 

Согласно пункту 24* приложения № 1 к Правилам № 306 в случае  установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода  тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал/1 куб. м), при  применении расчетного метода определяется по формуле 23 . 

Используемые в формуле 23* значения учитывают физические свойства  коммунального ресурса: удельную теплоемкость воды; плотность воды;  температуру горячей воды, поступающей потребителям из систем  централизованного горячего водоснабжения; температуру холодной воды,  поступающей потребителям из систем централизованного холодного  водоснабжения; коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами  систем горячего водоснабжения. 

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу:  г. <...>, собственником жилого помещения в котором  является административный истец, оборудован открытой системой  теплоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с  неизолированными стояками с полотенцесушителями. 


Как усматривается из Постановления № 409-пр, нормативы расхода  тепловой энергии определены с применением расчетного метода с учетом  конструктивных и технических параметров многоквартирных и жилых домов  (тип сети горячего водоснабжения, наличие изолированных (неизолированных)  стояков и полотенцесушителей) в единицах измерения Гкал на куб. м, что  соответствует требованиям Правил № 306 (пункты 2, 7, 13 и 22). 

Расчет оспариваемого норматива произведен административным  ответчиком с учетом физических свойств коммунального ресурса, проверен  судом первой инстанции и признан соответствующим формуле 23 \  приведенной в пункте 24' Приложения № 1 к Правилам № 306. 

При этом Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что  приведенная в формуле 23 методика расчета не содержит каких-либо  примечаний и оговорок, позволяющих увеличить или уменьшить полученный  результат при наличии тех или иных оснований. Требования к формированию  нормативов потребления коммунальных услуг, определенные Правилами   № 306, не предусматривают зависимость количественного показателя объема  потребления коммунального ресурса от среднего индекса изменения размера  вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. 

В рассматриваемом случае увеличение оспариваемого норматива по  сравнению с ранее применяемой величиной на подогрев воды обусловлено  учетом потерь тепловой энергии трубопроводами систем горячего  водоснабжения. 

Таким образом, поскольку оспариваемый норматив расхода тепловой  энергии определен административным ответчиком в соответствии с  приведенными правовыми нормами, оснований для признания Постановления   № 409-пр не действующим в оспариваемой части не имеется, а доводы  апелляционной жалобы о нарушении положений статьи 157 ЖК РФ и  Распоряжения № 2490-р не могут быть приняты во внимание. 

В соответствии с положениями статьи 1571 ЖК РФ не допускается  повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги  выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях,  утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации  (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации) (часть 1). 

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения  размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по  субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской  Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской  Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем  три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в  соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы  граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2). 

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 апреля 2014 г. № 400 утверждены Основы формирования индексов 


изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской  Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по  субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из  неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа  неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. 

Распоряжением № 2490-р средний индекс изменения размера вносимой  гражданами платы за коммунальные услуги для Хабаровского края на первое  полугодие 2019 г. установлен в размере 1,7%. 

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской  Федерации от 12 ноября 2018 г. № 1347, предписывающего высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации до 15 декабря 2018 г.  утвердить предельные индексы изменения размера вносимой гражданами  платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях на 2019 г. и  долгосрочный период, постановлением Губернатора Хабаровского края  от 4 декабря 2018 г. № 83 утверждены предельные (максимальные) индексы  изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в  муниципальных образованиях Хабаровского края на долгосрочный период  2019-2023 гг. Предельный индекс, принятый на 2019 г., соответствует индексу,  предусмотренному Распоряжением № 2490-р. 

Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на  отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все  коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение,  электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по  каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных  ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от  утвержденных показателей. 

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена  возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за  счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета  муниципального образования, направленных на получение потребителями  компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше  предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует  принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих  организаций и интересов потребителей. 

В Хабаровском крае принят Закон от 23 апреля 2014 г. № 356 «О  компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг,  возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», устанавливающий  условия и порядок предоставления компенсации части расходов граждан на  оплату коммунальных услуг, возникших в связи с ростом платы за данные  услуги. 

Согласно части 1 статьи 1 указанного закона компенсация части расходов  граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост  вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем  месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы  за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил 


установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный)  индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при  соблюдении условий, установленных Правительством Хабаровского края. 

Данная компенсация осуществляется в соответствии с Порядком  предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных  услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также  расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого  бюджета на указанные цели, утвержденным постановлением Правительства  Хабаровского края от 6 июля 2014 г. № 176-пр. 

Как установлено судом, при начислении платы за горячее водоснабжение  административному истцу компенсировалась часть расходов по данному виду  коммунальных услуг; с учетом предоставленной ФИО1 компенсации  рост платы за горячее водоснабжение не превысил предельного индекса  повышения платы за коммунальные услуги (1,7%). 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о  том, что установление норматива, приведенного в столбце 8 Постановления   № 409-пр, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего  правоотношения, связанные с размером платы за коммунальные услуги,  получаемые гражданами - собственниками жилых помещений и, с учетом  предоставляемой компенсации, не нарушает прав и охраняемых законом  интересов ФИО1 

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, являются  правильными, соответствуют положениям действующего законодательства. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов  суда, сводятся к несогласию с ними, основаны на ошибочном толковании норм  материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены  решения суда, которое является законным и обоснованным. Предусмотренных  статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке  не имеется. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 6 мая 2019 г. оставить без изменения,  апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи