ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 58-АПА19-20 от 12.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 58-АПА19-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «12» августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова ВС.
при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Калинина Егора Андреевича на решение  Хабаровского краевого суда от 19 июля 2019 года, которым удовлетворен  административный иск Дубкова Андрея Владимировича об оспаривании  постановления окружной избирательной комиссии Хабаровского  одномандатного избирательного округа № 3 от 7 июля 2019 года № 3/8  «О регистрации Калинина Егора Андреевича кандидатом в депутаты  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Хабаровскому  одномандатному избирательному округу № 3». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя Дубкова А.В. - Митина Г.Н., а также заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая  2019 года № 2087 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва. 


Постановлением окружной избирательной комиссии Хабаровского  одномандатного избирательного округа № 3 от 7 июля 2019 года № 3/8  Калинин Е.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован  кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого  созывы по одномандатному избирательному округу. 

Дубков А.В., зарегистрированный кандидатом по тому же  избирательному округу, выдвинутый Хабаровским региональным  отделением всероссийской политической партии «Единая Россия», обратился  в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о  признании незаконным и отмене данного решения окружной избирательной  комиссии, ссылаясь на отсутствие достаточного количества подписей  избирателей для регистрации кандидата. 

Решением Хабаровского краевого суда от 19 июля 2019 года  административный иск удовлетворен, указанное постановление признано  незаконным, и отменена регистрация кандидата в депутаты Калинина Е.А. 

В апелляционной жалобе Калинин Е.А. просит решение суда отменить  и принять по административному делу новое решение об отказе в  удовлетворении административного иска. Жалобу мотивирует несогласием с  выводом суда первой инстанции, основанном на справке специалистов ЭКЦ  УМВД России по Хабаровскому краю, поскольку она не отвечает  требованиям закона, в том числе ведомственному приказу МВД России об  утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической  деятельности в системе МВД России, который предусматривает оформление  такого документа в форме заключения. В справке не даны мотивированные  ответы на поставленные вопросы, не указаны данные о номере строки, в  которой цифровое выражение выполнено одним лицом, что дает основание  усомниться в достоверности и правильности выводов специалистов,  привлеченных для проведения почерковедческого исследования, в связи с  чем, она не могла быть принята судом в качестве доказательства по делу.  Полагает, что судом неправильно принят во внимание итоговый протокол от  7 июля 2019 года № 2, тогда как по результатам проверки подписей был  составлен итоговый протокол от 3 июля 2019 года № 1, который должен быть  учтен судом как действительный, выданный за двое суток до регистрации его  как кандидата. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его  правильным. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация  кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при  наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей,  собранных в поддержку выдвижения кандидата. 


В силу пункта 1 статьи 34 указанного федерального закона  самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом  избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация  кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения  кандидатов. 

Согласно пункту 8 статьи 35.1 этого же федерального закона на  выборах депутатов законодательного (представительного) органа  государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку  самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в  количестве, установленном статьей 37 данного федерального закона. 

Пунктом 1.2 статьи 37 названного федерального закона предусмотрено,  что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа  государственной власти субъекта Российской Федерации количество  подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по  одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа  избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего  избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных  округов. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» законом должна  предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей  избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об  избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные  подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом  необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей,  отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К  проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из  числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных  комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской  Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах  Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения  экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или)  недействительными содержащихся в подписных листах сведений об  избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной  форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. 

Положениями части 4 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского  края предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20 процентов от  необходимого для регистрации количества подписей в поддержку  выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов и соответствующих им  данных об избирателях, поставивших подписи. Количество подлежащих  проверке подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка  кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших  подписи, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.  Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, 


собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов.  Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает  пятисот подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для  выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). 

Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от  26 апреля 2019 года № 2077 утверждена схема одномандатных  избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной  Думы Хабаровского края, согласно которой в Хабаровском одномандатном  избирательном округе № 3 численность избирателей составляет 35 391  человек, то есть Калинин Е.А. должен был представить не менее 1062  подписей избирателей (3%), собранных в поддержку его выдвижения  кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. 

Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая  2019 года № 120/902-7 установлено, что при проведении выборов депутатов  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва проверке  подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведении об  избирателях, представленные для регистрации кандидата по одномандатному  избирательному округу, выдвинутому в порядке самовыдвижения или  избирательным объединением. 

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Калинин Е.А.  представил в окружную избирательную комиссию Хабаровского  одномандатного избирательного округа № 3 подписные листы в 12-ти папках  на 1131 листе, содержащие 1168 подписей избирателей в поддержку  самовыдвижения кандидатом в депутаты. 

По результатам проверки составлен итоговый протокол от 3 июля  2019 года № 1, из которого следует, что из 1168 заявленных подписей  9 подписей (0,77%) являются недостоверными (недействительными),  поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности  (4 подписи), подпись внесена избирателем, место жительства которого  находится за пределами избирательного округа (5 подписей). 

Постановлением окружной избирательной комиссии Хабаровского  одномандатного избирательного округа № 3 от 5 июля 2019 года № 3/6 на  6 июля 2019 года назначена проверка подписей, представленных  Калининым Е.А., с привлечением специалистов УМВД России по  Хабаровскому краю в связи с заявлением от члена комиссии с правом  совещательного голоса, назначенного кандидатом в депутаты  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Хабаровскому  одномандатному избирательному округу № 3 Дубковым А.В. 

Проверка подписей избирателей, проведенная специалистами ЭКЦ  УМВД России по Хабаровскому краю выявила 7 так называемых цепочек  подписей избирателей, даты внесения которых проставлены одним лицом,  что отражено в справке об исследовании от 7 июля 2019 года. 

По результатам повторной проверки подписных листов в количестве  1159 подписей из представленных кандидатом Калининым Е.А. рабочая  группа по приему и проверке избирательных документов с учетом выводов 


вышеназванной справки об исследовании итоговым протоколом от 7 июля  2019 года № 2 признала недостоверными (недействительными) 129 подписей  (11,13%). 

В связи с выявлением недостаточного количества достоверных  подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, суд  первой инстанции пришел к выводу о незаконности постановления окружной  избирательной комиссии о регистрации Калинина Е.А. в качестве кандидата  в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по  Хабаровскому одномандатному избирательному округу № 3. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает указанный вывод суда первой инстанции  правильным, соответствующим нормам материального права,  устанавливающим основания для регистрации кандидата в депутаты, порядок  проверки подписей избирателей, признание их недостоверными  (недействительными). 

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество  достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации  кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата. 

Подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 этого же федерального закона  предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей,  даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, на  основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с  пунктом 3 настоящей статьи. 

Поскольку исключение названных выше недостоверных  (недействительных) подписей избирателей привело к недостаточному  количеству достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата,  решение избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты  Калинина Е.А., которая исходила из того, что справка об исследовании не  может быть принята во внимание для оценки подлинности собранных в  поддержку кандидата в депутаты подписей и является ненадлежащим  документом, нельзя признать законным, и данное решение безусловно  подлежало отмене. 

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении формы заключения  экспертов, его несоответствии требованиям закона являются  несостоятельными. 

В соответствии с вышеприведенным пунктом 3 статьи 38 Федерального  закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» экспертные заключения,  проведенные специалистами органов внутренних дел, могут служить  основанием для признания недостоверными и (или) недействительными  содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.  Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях  проверки подписных листов или ином документе. 


Таким образом, федеральный закон не содержит требований к форме  заключения эксперта, а значит, заключение эксперта может быть выполнено  в виде отдельного документа (справки). 

Из материалов настоящего административного дела следует, что  эксперты ЭКЦ УМВД России по Хабаровскому краю, давшие заключение,  были привлечены к проверке подписей избирателей, представленных  кандидатом в депутаты Калининым Е.А., соответствующим постановлением  окружной избирательной комиссии Хабаровского одномандатного  избирательного округа № 3 по выборам депутатов Законодательной Думы  Хабаровского края седьмого созыва от 5 июля 2019 года № 3/6, справка,  составленная экспертами по результатам исследования подписей, содержала  все необходимые реквизиты, выводы на поставленные вопросы не вызывали  сомнений в их правильности, в связи с чем заключение в виде справки  должно быть принято во внимание избирательной комиссией при принятии  оспариваемого решения и могло быть положено в основу вывода суда по  настоящему делу. 

Ссылка в апелляционной жалобе на несоответствие справки экспертов  Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в  системе МВД России, утвержденному приказом МВД России от 11 января  2009 года № 7, не влечет отмену решения, поскольку данное Наставление  принято в целях совершенствования организации оперативно-служебной  деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации  ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической  деятельности и не распространяется на отношения, связанные с проверкой  подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которому  рассматриваемая справка экспертов соответствует. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции  обоснованно, в порядке пункта 6 статьи 76 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации», части 16 статьи 49  Избирательного кодекса Хабаровского края, учтен итоговый протокол  проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты  Калининым Е.А., от 7 июля 2019 года № 2, составленный по результатам  проверки подписных листов с участием экспертов-почерковедов. 

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым уточнить  резолютивную часть решения суда первой инстанции в части отмены  регистрации кандидата в депутаты Калинина Е.А. и указать на отмену  оспариваемого постановления окружной избирательной комиссии  Хабаровского одномандатного избирательного округа. 


На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 19 июля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Калинина Егора Андреевича - без  удовлетворения. 

Уточнить резолютивную часть данного решения суда указанием на  отмену постановления окружной избирательной комиссии Хабаровского  одномандатного избирательного округа № 3 от 7 июля 2019 года № 3/8  «О регистрации Калинина Егора Андреевича кандидатом в депутаты  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Хабаровскому  одномандатному избирательному округу № 3».