ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 58-АПА19-30 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 58-АПА19-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «2» сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,  судей Калининой Л. А. и Кириллова ВС. 

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Шалыгина Андрея Васильевича на решение  Хабаровского краевого суда от 13 августа 2019 года, которым отказано в  удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления  избирательной комиссии Транспортного одномандатного избирательного  округа № 6 от 23 июля 2019 года № 9/19 «О регистрации Глухова Игоря  Станиславовича кандидатом в депутаты Законодательной Думы  Хабаровского края седьмого созыва по Транспортному одномандатному  избирательному округу № б». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснение представителя Шалыгина А.В. - Рудакова А.К.,  представителя регионального отделения политической партии  «Справедливая Россия» в Хабаровском крае Матюшкиной О.М., а также  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением окружной избирательной комиссии Транспортного  одномандатного избирательного округа № б от 23 июля 2019 года № 9/19 


Глухов И.С., выдвинутый избирательным объединением «Региональное  отделение политической партии «Справедливая Россия» в Хабаровском  крае», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательной Думы  Хабаровского края седьмого созыва по Транспортному одномандатному  избирательному округу № 6. 

Шалыгин А.В., зарегистрированный постановлением окружной  избирательной комиссии Транспортного одномандатного избирательного  округа № 6 от 17 июля 2019 года № 7/17 кандидатом в депутаты  Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по тому же  избирательному округу, 1 августа 2019 года обратился в суд с  административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене  постановления окружной избирательной комиссии Транспортного  одномандатного избирательного округа № 6 от 23 июля 2019 года № 9/19 о  регистрации Глухова И.С. 

В обоснование заявленных требований Шалыгин А.В. указал, что  Глухов И.С. был зарегистрирован кандидатом в депутаты при наличии  оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «б», «в»  и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации». 

Так, в нарушение положений пункта 2, подпункта «в» пункта 2.2  статьи 33 данного федерального закона кандидат Глухов И.С. в заявлении о  согласии баллотироваться неверно указал место рождения; в этом же  заявлении указаны сведения об основном месте работы кандидата - ООО «Агентство распространения печати «Экспресс», генеральный  директор, в подтверждение данных сведений представлена справка  указанного общества, подписанная заместителем главного бухгалтера  организации, который не имеет право выдавать справки от имени  организации. 

Представленный кандидатом в депутаты Глуховым И.С. первый  финансовый отчет не соответствует требованиям пункта 6.2 Инструкции о  порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных  фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов  депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, утвержденной  постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 18 февраля  2014 года № 101/809-6, а именно: отчет составлен на дату, которая более чем  на 5 дней предшествует дате сдачи отчета; сведения в отчете не  подтверждены банковской справкой на дату его составления; в финансовом  отчете заполнен раздел 4, который подлежит заполнению только в итоговом  финансовом отчете, и есть графы, которые воспроизводятся только в  сводных ведомостях по одномандатному избирательному округу (краю).  Первый финансовый отчет в машиночитаемом виде представлен не был. 

При выдвижении Глухова И.С. кандидатом в депутаты были нарушены  требования Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ  «О политических партиях». В избирательную комиссию были представлены 


две выписки из протокола конференции регионального отделения  политической партии «Справедливая Россия» в Хабаровском крае,  содержащие противоречивые сведения. Из выписки о выдвижении  регионального отделения партии следует, что на конференцию избрано  14 делегатов от 5 местных отделений, число делегатов, необходимое для  принятия решения, 8. Вместе с тем, из положений пунктов 3-4, 6 и 8 статьи  28 Устава партии следует, что по норме представительства должен был быть  избран 21 делегат от 6 местных отделений, следовательно, правомочной  конференция могла считаться при присутствии на ней 11 делегатов из  21 избранных. Однако 7 делегатов избрано не было, также не было избрано  представителя от одного из 6 местных отделений, что свидетельствует о  неправомочности конференции. В дополнениях к административному иску  указано, что в нарушение подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального  закона «О политических партиях» избирательное объединение  «региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в  Хабаровском крае» не уведомило избирательную комиссию  соответствующего уровня, а именно окружную комиссию, о проведении  мероприятий, связанных с выдвижением кандидата. 

Решением Хабаровского краевого суда от 13 августа 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Шалыгин А.В. просит решение суда отменить  и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Глуховым И.С,  избирательной комиссией Транспортного одномандатного избирательного  округа № 6, «Региональным отделением политической партии  «Справедливая Россия» в Хабаровском крае», прокурором, участвовавшим в  деле, представлены письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации пришла к следующему выводу. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной  комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в  регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а  решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка  кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном  статьей 75 настоящего федерального закона, по заявлению  зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной  комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых  вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же  избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов  которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет  установлено, что решение было принято избирательной комиссией с 


нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38  настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, иным законом. 

Судом достоверно установлено, что регистрация кандидата  осуществлена избирательной комиссией при наличии документов, указанных  в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», иных предусмотренных законом документов,  представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении  и регистрации кандидата. Предусмотренных подпунктами «б», «в» и «в.1»  пункта 24 статьи 38 данного федерального закона оснований для отказа в  регистрации кандидата не имелось. 

Проанализировав порядок выдвижения кандидата Глухова И.С.  избирательным объединением, суд пришел к выводу об отсутствии  нарушений такого порядка, в том числе Устава политической партии.  Конференция регионального отделения политической партии «Справедливая  Россия» в Хабаровском крае, на которой был выдвинут кандидат, прошла  30 июня 2019 года, в ней приняло участие 14 делегатов, избранных от  323 членов регионального отделения. Согласно статье 28 Устава  конференция регионального отделения считается правомочной, если в ее  работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов,  представляющих более половины членов партии, состоящих на учете в  данном региональном отделении. Решения конференции принимаются  большинством голосов делегатов от числа присутствующих на ней. Норма  представительства была определена решением света регионального  отделения от 10 июня 2019 года - один делегат от пятнадцати членов партии,  но не менее одного делегата от местного отделения. Конференция являлась  правомочной, поскольку в ней приняло участие более половины делегатов,  подлежавших выдвижению от местных отделений (от 323 членов партии  надлежало избрать 21 делегата, присутствовало 14 делегатов), решение о  выдвижении принималось тайным голосованием. На конференции  присутствовал представитель Избирательной комиссии Хабаровского края. 

Вопреки утверждениям административного истца региональным  отделением не допущено нарушений подпункта «в» пункта 1 статьи 27  Федерального закона «О политических партиях» об обязательности  уведомления политической партией, ее региональными отделениями  избирательной комиссии соответствующего уровня о проведении  мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, поскольку  Избирательная комиссия Хабаровского края, являющаяся в данном случае  комиссией соответствующего (краевого) уровня, была уведомлена 26 июня  2019 года о проведении конференции регионального отделения. 

Суд, исходя из материалов дела, пришел к выводу о том, что в  заявлении о согласии баллотироваться в указании места рождения кандидата  допущена опечатка в одной букве. Данная опечатка с учетом представления  кандидатом копии паспорта, в котором указано место его рождения, не 


препятствовала окружной избирательной комиссии однозначному  восприятию сведений о месте рождения кандидата и не могла являться  основанием для отказа в регистрации. 

Также признан несостоятельным довод административного иска о  представлении Глуховым И.С. ненадлежащего документа, подтверждающего  сведения об основном месте работы, поскольку подпункт «б» пункта 2.2  статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не  содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть  подтверждены сведения об основном месте работы кандидата и занимаемой  им должности, справка с места работы от 2 июля 2019 года, которая  представлена в комиссию, может являться документом, подтверждающим  указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном  месте работы кандидата и занимаемой им должности. Справка могла быть  подписана заместителем главного бухгалтера, как имеющего доверенность от  28 мая 2019 года с правом подписания документов, относящихся к кадровому  делопроизводству. 

Установлено, что Глухов И.С. 15 июля 2019 года представил первый  финансовый отчет от 7 июля 2019 года, к которому приложена выписка из  лицевого счета от 4 июля 2019 года. Суд, проанализировав содержание  данных документов, указал, что непредставление машиночитаемого вида  первого финансового отчета и банковской справки об остатке средств фонда  на дату сдачи отчета не является основанием для отказа в регистрации  кандидатом в депутаты, поскольку в соответствии с подпунктами «в» и «в.1»  статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» таким  основанием может являться только отсутствие документов, необходимых для  уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в соответствии с  данным федеральным законом, иным законом, либо оформление данных  документов с нарушением требований Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», иного закона, что в данном случае не нашло  подтверждения. Из первого финансового отчета, выписки из лицевого счета  видно, что в избирательный фонд кандидата денежных средств не поступало.  В период с 4 июля 2019 года (дата открытия счета) по 15 июля 2019 года  (дата подачи документов для регистрации кандидатом) никаких финансовых  операций с денежными средствами не проводилось, то есть поступление  денежных средств в избирательный фонд, их расход и остаток средств фонда  были равны нулю, в том числе и на дату сдачи отчета. При таком положении  указанные в первом финансовом отчете сведения являлись достоверными и  актуальными и на дату подачи Глуховым И.С. документов для регистрации  кандидатом. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации согласилась с выводами суда первой инстанции об 


отсутствии оснований для отмены постановления избирательной комиссии о  регистрации кандидата. 

Выводы суда о законности оспариваемого решения избирательной  комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам  статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с  нормами материального права, подлежащими применению по настоящему  делу. 

Доводы апелляционной жалобы, в рамках которых административный  истец продолжает настаивать на нарушении порядка выдвижения кандидата  региональным отделением политической партии, недостатках в оформлении  первого финансового отчета кандидата, являются несостоятельными,  поскольку в полном объеме аргументировано и объективно оценены в  судебном решении и отвергнуты как безосновательные. Суждения  апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для  которой не имеется. 

При таких обстоятельствах решение Хабаровского краевого суда  является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного  решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 13 августа 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Шалыгина Андрея Васильевича - без  удовлетворения. 

Председательствующий