ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 58-АПА19-4 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 58-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 апреля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
при секретаре Горенко АА.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на  решение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2018 года об отказе в  удовлетворении административного искового заявления прокурора  Хабаровского края об оспаривании отдельных норм Положения о порядке  размещения рекламных конструкций на территории городского округа  «Город Хабаровск», утверждённого решением Хабаровской городской Думы  от 20 июня 2006 года № 280 (в редакции решения Хабаровской городской  Думы от 27 июня 2017 года № 602). 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой ЛА., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшего решение не подлежащим  отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

решением Хабаровской городской Думы от 20 июня 2006 года № 280,  утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций на  территории городского округа «Город Хабаровск». Решение Хабаровской  городской Думы опубликовано 7 июля 2006 года в номере 98 газеты  «Хабаровские вести». 

Решениями Хабаровской городской Думы от 29 января 2008 года   № 553, от 17 июня 2008 года № 607, от 24 февраля 2009 года № 749, от  29 декабря 2009 года № 168, от 20 июля 2010 года № 250, от 26 октября 


2010 года № 295, от 17 декабря 2013 года № 844, от 21 апреля 2015 года   № 104, от 27 июня 2017 года № 602 в решение Хабаровской городской Думы  от 20 июня 2006 года № 280 были внесены изменения. 

Согласно пункта 3 статьи 1 данного положения департамент  муниципальной собственности администрации города Хабаровска определён  уполномоченным органом по заключению договоров по предоставлению в  пользование рекламных конструкций, находящихся в муниципальной  собственности (подпункт «д»); по осуществлению согласования размещения  рекламных конструкций на имуществе города и земельных участках,  государственная собственность на которые не разграничена (подпункт «с»). 

В соответствии со статьей 4 Положения рекламная конструкция  должна быть оборудована внутренним подсветом информационного поля, за  исключением отдельно стоящих рекламных конструкций на земельных  участках с внешним подсветом, функционирующим в соответствии с  графиком режима работы уличного освещения. В случаях использования  источников света, установленных отдельно от рекламной конструкции,  крепления светильников должны быть закрыты декоративными элементами.  В зонах I и II, указанных в приложении № 1 к Положению, отдельно стоящие  рекламные конструкции на земельных участках должны иметь элементы  праздничного иллюминационного освещения (подпункт 1.9). Для  подключения рекламных конструкций к электрическим сетям владельцами  данных конструкций должно быть осуществлено технологическое  присоединение в соответствии с требованиями постановления Правительства  Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного  доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в энергетике и  оказания услуг правил доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому  управлению в энергетике оказания услуг правил недискриминационного  доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и  оказания этих услуг и правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,  объектов по производству электрической энергии, а также объектов  электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным  лицам, к электрическим сетям» (подпункт 2.3). Устранение повреждений  рекламных изображений на рекламных конструкциях осуществляется их  владельцами в течение одних суток после выявления указанных фактов  (подпункт 2.4). Требования установленные данной статьёй, применяются при  принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на территории города (подпункт 3). 

В силу пункта 1 статьи 5 Положения установка и эксплуатация  рекламных конструкций осуществляются на основании разрешения на  установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного  департаментом муниципальной собственности администрации города  Хабаровска, при наличии действующего договора между собственником 


недвижимого имущества либо лицом, уполномоченным собственником  такого имущества, на котором предполагается установка рекламной  конструкции, и владельцем рекламной конструкции (абзац первый). Договор  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе,  находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город  Хабаровск», в том числе в случае если указанное имущество передано в  аренду, закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного  управления или ином вещном праве за третьими лицами, заключается с  департаментом муниципальной собственности администрации города  Хабаровска (абзац второй). 

Согласно пункту 9 статьи 5 в случае использования имущества города  для установки и эксплуатации рекламной конструкции без договора и  действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции департамент на основании выданного предписания о демонтаже  рекламной конструкции осуществляет демонтаж таких конструкций и  требует возмещение расходов по демонтажу и хранению в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации. Хранение и  утилизация демонтированных рекламных конструкций производится в  течение 1 (одного) месяца со дня их демонтажа. 

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным  исковым заявлением о признании не действующим Положения о порядке  размещения рекламных конструкций на территории городского округа  «Город Хабаровск», утверждённого решением Хабаровской городской Думы  от 20 июня 2006 года № 280 (в редакции решения Хабаровской городской  Думы от 27 июня 2017 года № 602), в части подпунктов «д» и «с» пункта 3  статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1.9 статьи 4, пункта 2.3, пункта  2.4 в части слов «одних суток» и пункта 3 статьи 4, пункта 1 и пункта 9 в  части слов «на основании выданного предписания о демонтаже рекламной  конструкции» статьи 5, ссылаясь на противоречие пунктам 5, 7 статьи 3,  частям 1 и 2 статьи 10, частям 1, 5, 5 статьи 19 Федерального закона от 13  марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и части 1 статьи 50 Федерального  закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в нарушение требований которых  департамент муниципальной собственности заключает договоры на  предоставление в пользование рекламных конструкций, орган местного  самоуправления не может являться рекламодателем, а значит, быть  собственником рекламной конструкции. 

Кроме того, оспариваемое правовое регулирование в части  подпункта «с» пункта 3 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1.9,  пунктов 2.3, 3 статьи 4 Положения не отвечает требованиям ясности и  определенности, допускает возможность неограниченного усмотрения в  процессе правоприменения Положения, поскольку не учитывает требований  постановления администрации города Хабаровска от 9 апреля 2014 года   № 1330. 

По мнению прокурора, пункт 2.4 статьи 4 Положения,  устанавливающий срок - одни сутки со дня выявления факта повреждения 


для устранения повреждения рекламных конструкций, содержит в себе  коррупциогенный фактор, поскольку не учитывает неблагоприятные  природно-климатические условия (дождь, снег, низкие температуры), во  время которых могут возникнуть повреждения рекламных изображений на  рекламных конструкциях и в период которых устранить повреждения не  всегда возможно, а также длительность устранения повреждений рекламных  изображений зависит от материала, из которого изготовлено рекламное  изображение, от необходимости привлечения третьих лиц для выполнения  ремонтных работ. 

Говоря о неясности и определённости пункта 1 статьи 5 Положения,  прокурор считает, что данный пункт не регламентирует порядок установки и  эксплуатации рекламных конструкций для случаев, когда собственник  рекламной конструкции и собственник недвижимого имущества совпадает,  что свидетельствует о неполноте административных процедур (отсутствии  порядка совершения органами местного самоуправления определённых  действий) и наличии коррупциогенного фактора. 

По утверждению прокурора пункт 9 статьи 5 в части слов «на  основании выданного предписания о демонтаже рекламной конструкции»  противоречит частям 21 и 21* статьи 19 Федерального закона от марта  2006 года № 36-ФЗ «О рекламе», положения которого не требуют наличия  предписания органа местного самоуправления на демонтаж рекламной  конструкции, если она присоединена к муниципальному недвижимому  имуществу, поскольку демонтаж осуществляется собственником  недвижимого имущества за свой счёт. 

Решением Хабаровского краевого суда от 15 октября 2018 года в  удовлетворении административного искового заявления прокурора  Хабаровского края отказано. 

В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края просит  решение суда отменить в части отказа ему в удовлетворении требований о  признании недействующим подпункта «с» пункта 3 статьи 1 Положения о  порядке размещения рекламных конструкций на территории городского  округа «Город Хабаровск», утверждённого решением Хабаровской  городской Думы от 20 июня 2006 года № 280 (в редакции решения  Хабаровской городской Думы от 23 октября 2018 года № 930), принять по  делу в этой части новое решение о признании данного пункта не  действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в  какой в оспариваемой норме отсутствуют положения, регулирующие  порядок согласования размещения рекламных конструкций на имуществе  города и земельных участках, государственная собственность на которые не  разграничена, настаивая на том, что отсутствие процедуры согласования  размещения рекламных конструкций на имуществе города и земельных  участках, государственная собственность на которые не разграничена  (отсутствуют сроки согласования, какие документы предоставляются для  согласования, при каких условиях размещение рекламных конструкций  согласованию не подлежит), допускает возможность неограниченного 


административного усмотрения в процессе применения этой нормы и ведёт к  произволу. 

В остальной части решение прокурором не оспаривается.

Относительно доводов апелляционной жалобы Хабаровской городской  Думой представлен отзыв. 

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы  апелляционного представления не подлежащими удовлетворению. 

Утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача  разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на  территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача  предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных  конструкций на территории городского округа, осуществляемые в  соответствии с Федеральным законом «О рекламе» отнесены к вопросам  местного значения городского округа (пункт 26! части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации»). 

Из предписаний следует, что распространение наружной рекламы с  использованием щитов, стендов, перетяжек, электронных табло,  проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые  поверхности оборудования и иных технических средств стабильного  территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних  стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений,  сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения  общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной  конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владелец рекламной  конструкции (физическое или юридическое лицо) - это собственник  рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на  рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной  конструкцией на основании договора с её собственником. Рекламная  конструкция должна использоваться исключительно в целях  распространения рекламы, социальной рекламы (части 1 и 2); установка и  эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по  договору с собственником земельного участка, здания или иного  недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная  конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого  имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или  ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме  аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти,  органами местного самоуправления или уполномоченными ими  организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских 


округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на  земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях  или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальной собственности (части 5, 51, 58). 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд справедливо,  вопреки доводам административного истца, не усмотрел несоответствия  оспариваемого подпункта «с» пункта 3 статьи 1 требованиям правовой  определённости. 

Как буквально следует, статья 3 Положения имеет целевую  направленность, она определяет полномочия департамента муниципальной  собственности администрации города Хабаровска, при этом подпункт «с»  пункта 3 статьи 1 Положения недвусмысленно гласит, что данный  отраслевой орган администрации города Хабаровска осуществляет  согласование размещения рекламных конструкций на имуществе города и  земельных участках, государственная собственность на которые не  разграничена 

Что же касается непосредственно порядка согласования размещения  рекламных конструкций на имуществе города и земельных участках,  государственная собственность на которые не разграничена, этот порядок  установлен административным регламентом, утверждённым постановлением  администрации города Хабаровска от 8 октября 2018 года № 3500. 

При таких данных и с учётом того, что требования к распространению,  установке и эксплуатации рекламных конструкций весьма обстоятельно  урегулированы положениями статьи 19 Федерального закона «О рекламе»,  имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации, у  суда нет оснований для выводов об отсутствии либо неполноте  административных процедур по реализации предоставленного департаменту  муниципальной собственности администрации города Хабаровска  полномочия. 

В связи с изложенным, учитывая, что в апелляционном представлении  не приводится доводов, влекущих безусловную отмену судебного  постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2018 года оставить  без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи