ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 58-АПА19-5
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва «24» апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой ЕВ. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска первого заместителя прокурора Хабаровского края об оспаривании отдельных положений Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 11 августа 2010 года № 205-пр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Хабаровского края от 11 августа 2010 года № 205-пр утверждены Правила пользования водными объектами
для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, согласно подпунктам 3 и 4 пункта 3.2 раздела 3 которых судоводитель обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне; в период плавания обеспечивать, чтобы на всех людях, находящихся на судне, были надеты спасательные жилеты.
Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании подпункта 3 пункта 3.2 раздела 3 указанных правил пользования водными объектами в части слов «при плавании и в случае аварии», а также подпункта 4 пункта 3.2 раздела 3 этих же правил недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что данные положения оспариваемых правил пользования водными объектами противоречат статье 2 и пункту 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пункту 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, а также подпункту «т» пункта 8, подпункту «д» пункта 9, подпункту «в» пункта 11 и подпункту «д» пункта 14 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 502.
Решением Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционного представления правительством Хабаровского края представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления и письменных возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление правительства Хабаровского края об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение Хабаровского краевого суда в данной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, регулирующему отношения в области перевозки пассажиров водным транспортом, в сфере охраны здоровья граждан, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отклоняя доводы административного истца, суд исходил из того, что регулирование оспариваемого комплекса вопросов отнесено Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к компетенции субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласилась.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, административное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «д», «з» и «к»).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.
Как видно из оспариваемых Правил пользования водными объектами (пункты 1.1 и 1.2), данные правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ Хабаровского края и являются обязательными для физических и
юридических лиц. Понятия, используемые в указанных правилах, применяются в значениях, определенных Водным кодексом Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими водные отношения.
Водным кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 25) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Исходя из части 2 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации, под водными отношениями понимаются отношения по использованию и охране водных объектов.
Согласно частям 1, 2 и 4-6 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что регулирование водных отношений осуществляется совместно Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при этом при регулировании данных отношений субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в пределах, установленных федеральным законодательством, и в части, не урегулированной федеральным законодательством.
Между тем оспариваемыми положениями Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае законодатель Хабаровского края осуществил регулирование водных отношений в той части, в которой данные отношения уже урегулированы федеральным законодателем. В этой связи Судебная коллегия но
административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что законодатель Хабаровского края вышел за пределы предоставленных ему полномочий по регулированию водных отношений.
Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, одними из функций которой являются: организация контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществление аттестации судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном; установление в зависимости от конструкции судна и внесение в судовой билет обязательных условий, норм и требований, среди прочего, по оснащению спасательными средствами (подпункты 3-5 и 7 пункта 5 указанного Положения).
В соответствии с названным выше постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации. Согласно пункту 5 данных правил к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Разделом III названных правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации предусматриваются обязанности судоводителей маломерных судов. Так, на основании подпункта «в» пункта 11 указанных правил судоводитель обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне.
Подпунктом «т» пункта 8, подпунктом «д» пункта 9 и подпунктом «д» пункта 14 этих же правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации закреплено, что при плавании на маломерных судах запрещается нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов. Пользование маломерными судами запрещается при несоответствии нормам
комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете. Выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок не производится в случае отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 января 2011 года № 29/2-3-62 установлены нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности.
Между тем, подпунктом 3 пункта 3.2 раздела 3 оспариваемых правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае на судоводителя возложена обязанность перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне только при плавании и в случае аварии, что противоречит подпункту «в» пункта 11 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, в соответствии с которым судоводитель обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне без каких-либо оговорок, а подпунктом 4 пункта 3.2 раздела 3 этих же правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае не учтены названные выше нормы оснащения маломерных судов минимальным набором средств безопасности.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признании оспариваемых положений Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае недействующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные положения следует признать недействующими, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с суждениями административного истца о том, что оспариваемые нормы могут привести к нарушению, ограничению прав и законных интересов судоводителей и пассажиров маломерных судов, в связи с чем, указанные нормы подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 11 декабря 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск первого заместителя прокурора Хабаровского края об оспаривании отдельных положений Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 11 августа 2010 года № 205-пр, удовлетворить.
Подпункт 3 в части слов «при плавании и в случае аварии», а также подпункт 4 пункта 3.2 раздела 3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 11 августа 2010 года № 205-пр, признать не недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в издании «Собрание законодательства Хабаровского края».
Председательствующий
Судьи