ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 59-АПА19-1 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 59-АПА19-1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 17 апреля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л. А. и Горчаковой ЕВ.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе ФИО1 на решение  Амурского областного суда от 11 декабря 2018 года об отказе в  удовлетворении ее административного искового заявления о признании  недействующими положений Перечней объектов недвижимого имущества,  указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса  Российской Федерации, в отношении которых в 2015-2018 годах налоговая  база исчисляется как их кадастровая стоимость, утвержденных соответственно  приказами Министерства имущественных отношений Амурской области от 22  декабря 2014 года № 1217-0Д, от 18 декабря 2015 года № 908-ОД, от  29 декабря 2016 года № 914-ОД и от 22 декабря 2017 года № 1118-ОД. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение законным и  обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:


статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых  в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. 

В пункт 2598 Перечня на 2015 год, в пункт 5401 Перечня на 2016 год, в  пункт 7548 Перечня на 2017 год и в пункт 7385 Перечня на 2018 года включён  объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым  номером <...>, расположенное по адресу: <...>

ФИО1, являясь собственником данного объекта  недвижимости, обратилась в суд с административным исковым заявлением о  признании недействующими приведённых норм региональных нормативных  правовых актов, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 3782  Налогового кодекса Российской Федерации и нарушение её прав и законных  интересов путём незаконного возложения на неё обязанности по уплате налога  на имущество в большем размере. Оснований для включения в перечень не  имелось, поскольку нежилое помещение фактически используется для  размещения фитнес-центра «8ЫЖ СШВ», а не для размещения магазина,  как заявлено в документации. 

Решением Амурского областного суда от 11 декабря 2018 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда  отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и  процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении  административного иска. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством  имущественных отношений Амурской области и прокурором, участвующим в  административном деле, представлены письменные возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене. 

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам  статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, основаны на правильном применении норм материального права,  регулирующих спорные правоотношения. 


Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32  Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель  предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в  том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения  повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных  нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым  объектам, определяемым в соответствии со статьёй 3782 главы 30 «Налог на  имущество организаций». 

К таким нежилым объектам отнесены, в частности, нежилые помещения,  назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов  недвижимости или документами технического учета (инвентаризации)  объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых  объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо  которые фактически используются для размещения офисов, торговых  объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания  (подпункт 2 пункта 1 статьи 3782). 

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункте 2  пункта 1 статьи 3782 слова «которых в соответствии с кадастровыми  паспортами объектов недвижимости» заменены словами «, разрешенное  использование или наименование которых в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,». 

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого  помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается  использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания (пункт 5). 

Согласно материалам дела нежилое помещение с кадастровым номером  <...> имеет назначение магазин (технический паспорт,  составленным ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 3 июля  2009 года), а его части - тамбур (4,9 кв.м), торговый зал (73 кв.м), техническое  помещение (1,4 кв.м), коридор (16,0 кв.м), загрузочная (8,9 кв.м), подсобные  (6,3 кв.м и 1,6 кв.м), хранение и подготовка товара (16,6 кв.м), комната  персонала (7,6 кв.м), умывальник (2,9 кв.м), туалет (1,6 кв.м) (экспликация  помещения). 

Аналогичные сведения о назначении помещения содержатся в  кадастровом паспорте объекта недвижимости по состоянию на 17 августа  2009 года. 

Сведений об изменении назначения данного нежилого помещения в  юридически значимый период в материалах дела не содержится. 

Таким образом, поскольку назначение названного объекта  недвижимости предусматривало размещение торгового объекта, то  включение его в оспариваемые пункты перечня полностью согласуется с 


Доводы жалобы о том, что помещение фактически не использовалось в  целях, предусмотренных статьёй 378 Налогового кодекса Российской  Федерации, правового значения не имеют, поскольку для признания нежилого  помещения объектом недвижимого имущества, в отношении которого  налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо  установление в отношении этого объекта одного из условий, перечисленных в  подпункте 2 пункте 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.  В данном случае помещение включено в перечни по предназначению  (документация технического учёта (инвентаризации) объекта недвижимости  предусматривает размещение торгового объекта), а не по фактическому  использованию. 

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной  жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308,  309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Амурского областного суда от 11 декабря 2018 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи


положениями статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.