ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 63-АПА19-1 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 63-АПА19-1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22 мая 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа о  признании недействующим Закона Ненецкого автономного округа  от 25 декабря 2015 г. № 169-03 «О регулировании тарифов на перевозки по  муниципальным маршрутам регулярных перевозок» 

по апелляционной жалобе губернатора Ненецкого автономного округа на  решение суда Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 г., которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не  подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд  Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением в  защиту интересов Российской Федерации о признании недействующим Закона  Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2015 г. № 169-03  «О регулировании тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам  регулярных перевозок» (далее также - Закон № 169-03), которым  полномочиями по установлению регулируемых тарифов на перевозки по 


муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Ненецком автономном  округе наделены органы местного самоуправления городских округов,  городских поселений и муниципальных районов. 

В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемого  нормативного правового акта положениям Федерального закона  от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок  пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным  электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального  закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального  закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон № 131-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации  от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)», поскольку установление подлежащих  государственному регулированию цен (тарифов) на услуги по перевозке  пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок относится к полномочиям органов  государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Решением суда Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено: Закон № 169-03 признан  не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу. 

В апелляционной жалобе губернатор Ненецкого автономного округа,  ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит  отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов заместителем  прокурора Ненецкого автономного округа представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Постановлением от 17 декабря 2015 г. № 333-сд Собрания депутатов  Ненецкого автономного округа принят Закон Ненецкого автономного округа  «О регулировании тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам  регулярных перевозок, подписанный Губернатором Ненецкого автономного 


округа 25 декабря 2015 г. и опубликованный на официальном интернет-портале  правовой информации \у\у\у.ргауо.§оу.ш 28 декабря 2015 г. 

Предметом регулирования указанного закона является порядок  установления регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок в Ненецком автономном округе. 

Согласно статье 2 Закона № 169-03 регулируемые тарифы на перевозки по  муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского  округа устанавливаются органами местного самоуправления городского округа  (часть 1). 

Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам  регулярных перевозок в границах городского поселения, не являющегося  городским округом, устанавливаются органами местного самоуправления  соответствующего городского поселения (часть 2). 

В соответствии с введенной Законом Ненецкого автономного округа  от 15 ноября 2018 г. № 9-03 частью 3 указанной статьи регулируемые тарифы  на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах  двух и более поселений одного муниципального района устанавливаются  органами местного самоуправления муниципального района. 

Удовлетворяя административное исковое заявление заместителя прокурора  Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции исходил из того, что  отнесение оспариваемым законом субъекта Российской Федерации  вышеназванных полномочий к полномочиям органов местного самоуправления  не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу, поскольку указанные полномочия являются  государственными полномочиями и при их передаче должны соблюдаться  требования, установленные частью 6 статьи 19 Федерального закона  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации». 

Судебная коллегия оснований не согласиться с указанными выводами суда  первой инстанции не находит, поскольку они основаны на материалах дела и  правильном применении норм материального права. 

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что  установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на  товары (услуги) согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26 Федерального  закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» является  полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации  по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами  самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. 

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации», регламентирующий в том числе отношения, связанные с 


установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, в  статье 15, содержащей нормы о порядке установления регулируемых тарифов  на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,  межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным  межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, предусматривает, что  регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных  перевозок определяются органом государственной власти субъекта Российской  Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской  Федерации (часть 1). 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации  от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации  постановлением от 7 февраля 1995 г. № 239 утвердило Перечень услуг  транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и  надбавок (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем в редакции,  действовавшей до 12 октября 2018 г., государственному регулированию среди  прочих подлежат перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом  по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах  Российской Федерации) маршрутам, включая такси. 

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов,  городских округов, городских округов с внутригородским делением и  внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения  Законом № 131-ФЗ наделены полномочиями по установлению тарифов  исключительно на услуги и работы, предоставляемые и выполняемые  муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено  федеральными законами, а также регулирование конкретных тарифов в сфере  коммунальной инфраструктуры и организаций коммунального комплекса  (пункты 4 и 4 части 1 статьи 17). 

К вопросам местного значения городского поселения и городского округа  в сфере транспортных услуг указанным законом отнесено создание условий для  предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного  обслуживания населения в границах поселения и в границах городского округа  соответственно (пункт 7 части 1 статьи 14 и пункт 7 части 1 статьи 16 Закона   № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района - создание  условий для предоставления транспортных услуг населению и организация  транспортного обслуживания населения между поселениями в границах  муниципального района (пункт 6 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ). 

Из приведенных норм в их совокупности и взаимной связи следует, что  федеральный законодатель не наделяет перечисленные выше органы местного  самоуправления полномочием по регулированию тарифов на перевозки по  маршрутам регулярных перевозок в границах одного поселения, в границах  двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального  района, в состав которого входят указанные поселения. Полномочия по 


установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок могут быть переданы органам местного  самоуправления законом соответствующего субъекта Российской Федерации в  порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. 

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как  основанные на ошибочном толковании правовых норм. 

При этом согласно части 6 статьи 19 Закона № 131-ФЗ закон субъекта  Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного  самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен  содержать: 

Поскольку перечисленных положений Закон № 169-03 не содержит, суд  первой инстанции правильно признал заявленные требования обоснованными и  подлежащими удовлетворению. 

Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, являются  правильными, соответствуют положениям действующего законодательства. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов  суда, сводятся к несогласию с ними, основаны на ошибочном толковании норм  материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены  решения суда, которое является законным и обоснованным. Оснований к  отмене решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу губернатора Ненецкого автономного округа  - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи