ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 64-АПА19-7 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 64-АПА19-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  гопотт Москва 1Я сентябпя 2019 го па 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.  при секретаре Саду новой В. А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Общественной организации Сахалинской национально- культурной автономии татар на решение Сахалинского областного суда от  19 апреля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое  заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по  Сахалинской области о ликвидации некоммерческой организации - Общественной организации Сахалинской национально-культурной автономии  татар и об исключении данных о ней из Единого государственного реестра  юридических лиц. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по  Сахалинской области Дорофеевой Н.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:


Общественная организация Сахалинская национально-культурная автономия  татар, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 25 августа  2017 года внесена запись о государственной регистрации. 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по  Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с  административным иском о ликвидации Общественной организации  Сахалинской национально-культурной автономии татар. 

В обоснование заявленный требований административный истец указал  на то, что общественная организация действует на территории Сахалинской  области на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей  Общественной организации Сахалинской национально-культурной автономии  татар 4 июня 2017 года, имеет статус региональной национально-культурной  автономии. Наряду с этим, в ведомственном реестре некоммерческих  организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по  Сахалинской области на момент регистрации административного ответчика  уже была зарегистрирована Общественная организация «Региональная  национально-культурная автономия татар Сахалинской области», которая  также является региональной национально-культурной автономией татар, что  подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц  от 11 ноября 2015 года. Ссылаясь на статью 5 Федерального закона от 17 июня  1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» во взаимосвязи с  принятым Конституционным Судом Российской Федерации постановлением от  3 марта 2004 года № 5-П «По делу о проверке конституционности части 3  статьи 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» в связи  с жалобой граждан А.Х. Дитца и О.А. Шумахер», согласно которым в одном  субъекте Российской Федерации может быть образована только одна  региональная национально-культурная автономия граждан определенной  национальности, административный истец полагал о наличии оснований для  ликвидации Общественной организации Сахалинской национально-культурной  автономии татар. 

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 1 марта 2019 года  настоящее административное дело передано для рассмотрения по подсудности  в Сахалинский областной суд. 

Решением Сахалинского областного суда от 19 апреля 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционной жалобе Общественная организация Сахалинская  национально-культурная автономия татар просит решение суда первой  инстанции отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что  административный истец не проверил достоверность сведений в отношении  Общественной организации «Региональная национально-культурная автономия  татар Сахалинской области» в части ее места нахождения, полномочий лица,  имеющего право действовать без доверенности от имени данного  юридического лица, а также учредителей данной организации.  Административный истец неправильно принял решение о ликвидации  Общественной организации Сахалинской национально-культурной автономии  татар, при регистрации которой Управление Министерства юстиции 


Российской Федерации по Сахалинской области не заявляло о каких-либо  нарушений, в том числе статьи 5 Федерального закона от 17 июня 1996 года   № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Общественная организация  «Региональная национально-культурная автономия татар Сахалинской  области» фактически перестала существовать после прекращения в 2017 году  деятельности одного из ее учредителей, тем не менее в Управлении  Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области  считают ее действующей религиозной организацией, тогда как их организация  действительно активно ведет свою деятельность. Как указывает  административный ответчик, прежде чем ликвидировать какие-либо  региональные общественные организации, необходимо было провести  соответствующую проверку деятельности данных организаций и лишь после  этого выносить соответствующее решение. Управлением Министерства  юстиции Российской Федерации по Сахалинской области не был соблюден  досудебный порядок урегулирования спора, что нарушает законные интересы  административного ответчика. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением  Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области  представлены возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на  объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты  своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных  объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их  объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.  Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами  права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или)  ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом  от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»). 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных  объединениях» общественной организацией является основанное на членстве  общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся  граждан. 

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность  общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство  Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного  права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные  его уставом и иными учредительными документами. 

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона  «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения 


осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке,  которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона. 

Абзацем 3 части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено,  что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его  деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным  объединением Конституции Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных  правовых актов либо систематическое осуществление общественным  объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. 

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской  Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по  решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или  грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. 

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах,  возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением  деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом  деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся  юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением  граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет  деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует  относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным  способом. Например, невозможность принятия решения в порядке,  установленном учредительными документами.  

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ  «О национально-культурной автономии» организационные основы  национально-культурной автономии определяются спецификой расселения  граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим  общностям, и уставами национально-культурных автономий. 

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной,  федеральной. Местные национально-культурные автономии граждан  Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности,  могут образовывать региональную национально-культурную автономию  граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической  общности. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 3 марта 2004 года № 5-П «По делу  о проверке конституционности части 3 статьи 5 Федерального закона  «О национально - культурной автономии» в связи с жалобой граждан  А.Х. Дитца и О. А. Шумахер» установленная Федеральным законом  «О национально-культурной автономии» система национально-культурной  автономии, предполагающая возможность создания на территории субъекта  Российской Федерации местными национально-культурными автономиями с  соблюдением демократических основ организации таких объединений и без  вмешательства государства не более одной региональной национально- культурной автономии граждан, относящих себя к соответствующей 


этнической общности, имеет объективные основания, а обусловленные прежде  всего спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя  к определенной этнической общности, организационные основы национально- культурной автономии в части, касающейся права местных национально- культурных автономий образовывать региональную национально-культурную  автономию, направлены не на ограничение, а на защиту прав национальных  меньшинств, в том числе путем создания необходимых фактических и  юридических предпосылок их самоорганизации и возложения  соответствующих обязанностей на органы публичной власти. 

Положение части третьей статьи 5 Федерального закона «О национально- культурной автономии» в нормативном единстве с положениями частей  третьей и седьмой его статьи 6 предполагает, что в пределах субъекта  Российской Федерации может быть образовано не более одной региональной  национально-культурной автономии граждан Российской Федерации,  относящих себя к определенной этнической общности, подлежащей  государственной регистрации в установленном законодательством Российской  Федерации порядке. 

Судом первой инстанции установлено, что Общественная организация  Сахалинская национально-культурная автономия татар действует на  территории Сахалинской области на основании Устава, утвержденного общим  собранием учредителей Общественной организации Сахалинской национально- культурной автономии татар 4 июня 2017 года, имеет статус региональной  национально-культурной автономии. 

Как следует из материалов административного дела, 11 ноября 2015 года,  то есть до регистрации Общественной организации Сахалинской национально- культурной автономии татар, на территории Сахалинской области была  зарегистрирована в установленном законом порядке Общественная  организация «Региональная национально-культурная автономия татар  Сахалинской области», являющаяся региональной национально-культурной  автономией и осуществляющей свою деятельность на момент вынесения  решения суда. 

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 5 Федерального  закона от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»  во взаимосвязи с ее конституционно-правовым смыслом, изложенным в  постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта  2004 года № 5-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  возможности создания и регистрации в субъекте Российской Федерации только  одной региональной национально-культурной автономии граждан  определенной национальности, в связи с чем заявленные требования о  ликвидации Общественной организации Сахалинской национально-культурной  автономии татар по причине ее регистрации с грубым нарушением требований  части 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ  «О национально-культурной автономии», которые уже не могут быть  устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44  Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием  для ее ликвидации. 


Доводы апелляционной жалобы о том, что Общественная организация  «Региональная национально-культурная автономия татар Сахалинской  области» фактически перестала действовать в 2017 году, что следовало  установить административному истцу, и перед обращением в суд  урегулировать настоящий спор, не могут изменить юридическую природу  обжалуемого решения, поскольку не основаны на нормах права. 

Материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что  Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия  татар Сахалинской области» прекратила свою деятельность либо в  установленном законом порядке была ликвидирована, в связи с чем при  наличии зарегистрированной в пределах Сахалинской области региональной  национально-культурной автономии татар последующая регистрация еще  одной национально-культурной автономии граждан данной национальности  влечет возникновение грубого и неустранимого нарушения Федерального  закона от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». 

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, и сводятся к переоценке выводов суда. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Сахалинского областного суда от 19 апреля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Общественной организации  Сахалинской национально-культурной автономии татар - без удовлетворения.