ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 64-АПА19-8 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 64-АПА19-8

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 18 сентября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова ОН., Никифорова СБ.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению И Бен Су о признании  не действующими Правил землепользования и застройки на территории  городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением  городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г.   № 744/44-13-4, в части установления санитарно-защитной зоны от железной  дороги и от объектов производственной инфраструктуры 

по апелляционной жалобе Городской Думы города Южно-Сахалинска на  решение Сахалинского областного суда от 26 апреля 2019 г., которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного  общества «Российские железные дороги» Бобрышевой А.Д., полагавшей, что  апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, 


что обжалуемое решение не подлежит отмене, Судебная коллегия по 

административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

И Бен Су, являющийся собственником земельных участков с кадастровыми  номерами <...> и <...>, обратился в Сахалинский  областной суд с административным исковым заявлением о признании  не действующими Правил землепользования и застройки на территории  городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением  городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г.   № 744/44-13-4 (далее также - Правила землепользования и застройки,  Решение № 744/44-13-4), в части установления санитарно-защитной зоны от  железной дороги и от объектов производственной инфраструктуры в  границах принадлежащих ему земельных участков. 

В обоснование требований административный истец указал, что органы  местного самоуправления не наделены правом на самостоятельное  определение размера и границ санитарно-защитной зоны, в том числе путем  принятия оспариваемых нормативных правовых актов; документы,  определяющие размеры и границы санитарно-защитной зоны, отсутствуют.  Документами территориального планирования установлены необоснованные  ограничения по использованию принадлежащего истцу земельного участка,  поскольку препятствуют в осуществлении реконструкции старого и  строительства нового жилого дома. 

Решением Сахалинского областного суда от 26 апреля 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционной жалобе Городская Дума города Южно-Сахалинска  просит указанный судебный акт отменить, производство по делу прекратить  в связи с тем, что 29 мая 2019 г. Городской Думой города Южно- Сахалинска принято решение № 1474/79-19-5 «О приостановлении действия  санитарно-защитной зоны железной дороги и санитарно-защитных зон  объектов производственной инфраструктуры в Правилах землепользования и  застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»,  утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от  30 января 2013 г. № 744/44-13-4», согласно которому действие отображенных  в Правилах и застройки на территории городского округа «Город Южно- Сахалинск» санитарно-защитных зон железной дороги и объектов  производственной инфраструктуры приостановлено до внесения в указанные 


Правила изменений в соответствии с требованиями федерального  законодательства. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов филиалом  ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дорогой представлен отзыв. 

В судебное заседание административный истец, представители  Городской Думы г. Южно-Сахалинска, администрации г. Южно- Сахалинска,  Дальневосточной транспортной прокуратуры не явились, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 308  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. 

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ (далее также - ГрК РФ)  законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного  кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых  актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной  деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не  должны противоречить Кодексу. 

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального  закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса  Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки  относится к вопросам местного значения городского округа, по которым  представительный орган местного самоуправления городского округа  принимает муниципальные правовые акты. 

Решением Городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 30 января  2013 г. № 744/44-134/4 утверждены Правила землепользования и застройки  на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», вместе с  «Картой градостроительного зонирования территории г. Южно-Сахалинска».  Указанное решение опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня»  от 12 марта 2013 г. № 14(960). 

Судом установлено, что Решение № 744/44-134/4 принято полномочным  органом в пределах компетенции, процедура принятия Правил  землепользования и застройки соблюдена. Решение суда в этой части не  обжалуется. 

Как следует из материалов дела, принадлежащие административному  истцу земельные участки с кадастровыми номерами<...> и  <...> и индивидуальный жилой дом, расположенный на 


земельном участке с кадастровым номером <...>, согласно  Карте градостроительного зонирования территории города Южно- Сахалинска, являющейся приложением к Правилам землепользования и  застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»,  находятся в санитарно-защитной зоне от объектов производственной  инфраструктуры и объектов транспортной инфраструктуры. 

Правила землепользования и застройки являются документом  градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). 

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях  создания условий для устойчивого развития территорий населенных пунктов,  вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы  собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1  части 1 статьи 30 ГрК РФ). 

Составной частью правил землепользования и застройки является карта  градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ),  содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). 

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте  градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются  среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий,  к которым относятся санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). 

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство о  градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним  нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения  сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных  факторов при осуществлении градостроительной деятельности и  осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований  охраны окружающей среды и экологической безопасности. 

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное,  водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных  территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,  иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не  урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть  3 статьи 4 ГрК РФ). 

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г.   № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  (далее также - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения) определено, что при планировке и застройке городских и  сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных 


условий для жизни и здоровья населения путем комплексного  благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по  предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов  среды обитания. 

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для  пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных  промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения  на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их  организации и благоустройству определены постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября  2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03  «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,  сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН). 

Согласно пункту 2.6 СанПиН для автомагистралей, линий  железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а  также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки  воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического,  биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти  воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные  разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае  на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и  физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с  последующим проведением натурных исследований и измерений. 

Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и  производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду  обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий  эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду  загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных  физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по  уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье  человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных  объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры  санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно- защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. 

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для  промышленных объектов и производств I и II классов опасности  осуществляются постановлением Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств  III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть 


установлены, изменены на основании решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного  врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3  СанПиН). 

Согласно сообщению Управления Роспотребнадзора по Сахалинской  области от 27 марта 2019 г. решения об установлении санитарно-защитных  зон (санитарных разрывов) от железной дороги и объектов производственной  инфраструктуры, в границах которых находятся земельные участки с  вышеназванными кадастровыми номерами, не принимались, санитарно- эпидемиологические заключения по проектам санитарно-защитных зон  (санитарных разрывов) не оформлялись. 

Таким образом, в порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 4.2 и 4.3  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарно-защитные зоны на указанной  территории не устанавливались. 

При данных обстоятельствах отображение на картах Правил  землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в  установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. 

Судебная коллегия не находит оснований для прекращения  производства по делу, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные  статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации. 

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и  применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном  порядке не установлено. 

Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Сахалинского областного суда от 26 апреля 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Городской Думы города Южно- Сахалинска без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи


I