ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 7-АПА19-4 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 7-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 июля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И. Д., Кириллова ВС.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению публичного акционерного  общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и  Приволжья» о признании не действующими в части постановлений  Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29 декабря  2017 г. № 181 -э/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче  электрической энергии для потребителей Ивановской области» и № 181-э/б  «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии  для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на  2018 год» по апелляционной жалобе акционерного общества «ПСК» на  решение Ивановского областного суда от 15 марта 2019 г., которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителей публичного акционерного  общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и  Приволжья» Федоровой Т.Ю., Воронина А.В. и Шалманова Е.Г., начальника  Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Моревой Е.Н.,  представитель АО «ПСК» Мартыновой А. А., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., Судебная 


коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная  сетевая компания Центра и Приволжья» обратилось в Ивановский областной  суд с административным исковым заявлением о признании не действующими  в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской  области от 29 декабря 2017 г. № 181 -э/4 «О единых (котловых) тарифах на  услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской  области» в части установления в приложении № 1 таблицы 1 строке 20  необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета потерь,  учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги  по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации на  период 2018 года для ОАО «ПСК», и № 181 -э/6 «Об индивидуальных  тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов  между сетевыми организациями Ивановской области на 2018 год» в части  установления в строке 21 приложения индивидуальных тарифов на услуги  по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми  организациями ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Ивэнерго»). 

Решением Ивановского областного суда от 15 марта 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции,  АО «ПСК» обратилось в Судебную коллегию по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в  которой просит судебный акт отменить и отказать в удовлетворении  административного искового заявления. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене  исходя из следующего. 

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов),  надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами  ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного  регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. 

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением  Департамента от 29 декабря 2017 г. № 181 -э/6 для АО «ПСК» на 2018 год  установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической  энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской 


области на 2018 год. Необходимая валовая выручка АО «ПСК» как  территориальной сетевой организации учтена в расчете единых (котловых)  тарифов на передачу электроэнергии на 2018 год, установленных  оспариваемым постановлением административного ответчика от 29 декабря  2017г. № 181-э/4. 

Основанием для признания судом первой инстанции указанных  нормативных правовых актов недействующими послужили выводы о  несоответствии регулируемой организации критериям отнесения владельцев  объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым  организациям по состоянию на 1 ноября 2017 г., что в силу пункта 30(1)  Основ ценообразования препятствовало установить АО «ПСК»  индивидуальные тарифы и, соответственно, включить необходимую валовую  выручку общества в расчет единых (котловых) тарифов. 

Между тем судом первой инстанции не приняты во внимание  следующие обстоятельства. 

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае  непредставления организациями, осуществляющими регулируемую  деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами,  регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в  отношении указанных организаций на основании результатов проверки их  хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за  предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для  установления действующих цен (тарифов). 

Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения  действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической  энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве  собственности или на ином законном основании объектами электросетевого  хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев  объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым  организациям. 

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего  объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям  отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к  территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования  тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии  оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по  передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения  владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым  организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует). 

В случае, указанном в абзаце первом данного пункта, соответствие  юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства,  критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к  территориальным сетевым организациям определяется органом 


исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области  государственного регулирования тарифов на основании результатов  проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся  данных за предшествующие расчетные периоды регулирования,  использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов)  на услуги по передаче электрической энергии. 

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к  территориальным сетевым организациям утверждены постановлением  Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об  отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к  территориальным сетевым организациям». 

В силу пункта 1 указанных Критериев территориальная сетевая  организация обязана владеть на праве собственности и (или) на ином  законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования  трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми  трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и  используемыми для осуществления регулируемой деятельности в  административных границах субъекта Российской Федерации, сумма  номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА. 

Согласно пункту 2 Критериев территориальная сетевая организация  обязана владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании  на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями  электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и  используемыми для осуществления регулируемой деятельности в  административных границах субъекта Российской Федерации,  непосредственно соединенными с трансформаторными и иными  подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев, сумма протяженностей  которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих  проектных номинальных классов напряжения: ПО кВ и выше; 35 кВ; 1-20  кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи. 

При подаче заявления о пересмотре индивидуальных тарифов на 2018  год общество представило в орган регулирования документы о праве  собственности на объекты электросетевого хозяйства, в том числе выписку  из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июня 2017 г. о  зарегистрированном праве собственности на воздушную линию  электропередачи ВЛ-110 кВ (кадастровый номер 37:05:010427:1082)  протяженностью 14 710 м, аналогичная протяженность была указана и в  техническом паспорте от 7 февраля 2008 г. 

В ходе рассмотрения тарифной заявки АО «ПСК» на 2018 год  Департамент выявил несоответствие пункту 2 Критериев, о чем направил  уведомление от 16 октября 2017 г. № исх.-1595-018/7-07 об отсутствии  оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической  энергии. 

Письмом от 20 октября 2017 г. АО «ПСК» сообщило 


административному ответчику, что протяженность объекта, равная 14 710 м,  является ошибочной, поскольку не учитывает фактически имеющийся  участок линии. Реальная протяженность воздушной линии электропередачи  ВЛ-110 кВ, определенная кадастровым инженером, составляет 16 340 м по  трассе. Общество также указало, что им заключен договор с ООО «Иваново  Геопроект» от 14 августа 2017 г., в соответствии с которым будет изготовлен  технический план на объект, отражающий в актуальном состоянии все его  характеристики, и будут предприняты действия по устранению ошибок в  технических данных о протяженности в Едином государственном реестре  недвижимости. 

Поскольку общество просило учесть данную информацию при  установлении тарифов на 2018 год и обязалось незамедлительно  предоставить материалы, связанные с приведением сведений о линии  электропередачи в соответствии с фактической протяженностью объекта, то  по состоянию на 1 ноября 2017 г. Департамент в порядке пункта 30(1) Основ  ценообразования включил сведения об АО «ПСК» как о территориальной  сетевой организации, соответствующей Критериям, в перечень  территориальных сетевых организаций, в отношении которых  устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче  электрической энергии на очередной расчетный период регулирования. 

Судебная коллегия учитывает, что на дату принятия оспариваемых  нормативных правовых актов регулируемой организацией заблаговременно  были представлены как новый технический план сооружения, так и выписка  из Единого государственного реестра прав на недвижимость, заверенные  печатью общества, с указанием исправленной технической ошибки в  протяженности линии электропередачи, а именно - 16 340 м. 

По мнению суда апелляционной инстанции, наличие технической  ошибки при составлении технического паспорта от 7 февраля 2008 г. в части  протяженности линии электропередачи ВЛ-110 кВ при неизменности состава  электросетевого комплекса на протяжении всего периода регулирования  данной организации не могло быть основанием для принятия решения о  несоответствии АО «ПСК» указанным Критериям. 

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Ивановского областного суда от 15 марта 2019 г. отменить.

В удовлетворении административного искового заявления публичного  акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая  компания Центра и Приволжья» о признании не действующими  постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области  от 29 декабря 2017 г. № 181 -э/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по  передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в 


части установления в приложении № 1 таблицы 1 строке 20 необходимой  валовой выручки сетевых организаций без учета потерь, учтенной при  утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче  электрической энергии в субъекте Российской Федерации на период 2018  года для ОАО «ПСК» и № 181 -э/6 «Об индивидуальных тарифах на услуги  по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми  организациями Ивановской области на 2018 год» в части установления в  строке 21 приложения индивидуальных тарифов на услуги по передаче  электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями  ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал* «Ивэнерго») - отказать. 

Председательствующий
Судьи