ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 70-АПА19-4 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 70-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 09 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Партнер-Инвест» о признании недействующим  постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29  декабря 2014 года № 1136-П в части включения в региональную программу  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах дома 28  по проспекту Губкина города Новый Уренгой, по апелляционной жалобе  общества с ограниченной ответственностью «Партнер-Инвест» на решение  суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2019 года, которым  административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административного истца  ООО «Партнер-Инвест», заинтересованного лица ООО «Строй-Сфера» и  индивидуального предпринимателя Спиридонова Е.В. - Черновой Е.Г.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., 


полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного  округа от 29 декабря 2014 года № 1136-П в соответствии со статьей 168  Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 15 Закона  Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2014 года № 11-ЗАО «Об  организации проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого  автономного округа» утверждена региональная программа капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на  территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - региональная  программа), опубликованная 15 января 2015 года на Интернет-сайте  исполнительных органов государственной власти ЯНАО  (ппр ^/правительство .янао.рф). 

В названную программу под № 93 включен многоквартирный дом 28  по проспекту Губкина в городе Новый Уренгой (позиция программы: IX.  Период проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах в 2041-2043 гг). 

Общество с ограниченной ответственностью «Партнер-Инвест»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании  недействующим постановления Правительства Ямало-Ненецкого  автономного округа от 29 декабря 2014 года № 1136-П в части включения в  региональную программу капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах дома 28 по проспекту Губкина города Новый  Уренгой с 2014 года, ссылаясь на необходимость включения данного  многоквартирного дома в программу лишь с 2016 года, поскольку он мог  рассматриваться как единый объект, подлежащий включению в программу  единовременно только в 2016 году. 

Административный истец полагал, что включение всего  многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального  ремонта по дате ввода в эксплуатацию первой блок-секции жилого дома,  незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного  срока) по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников  объектов - помещений в составе блок-секции № 2, а также лишает права  собственников на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт,  предусмотренную положениями действующего законодательства. 

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня  2018 года заявленные требования оставлены без удовлетворения. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении 


заявленных требований, поскольку судом допущены нарушения норм  процессуального и материального права. 

В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что обществу  неправомерно начисляются взносы на капитальный ремонт, что ставит в  неравное положение жильцов многоквартирного дома, секции которого  введены в эксплуатацию в различные временные промежутки. 

Относительно доводов апелляционной жалобы представлены  возражения прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа, Фондом  капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком  автономном округе, Государственно-правовым департаментом Ямало- Ненецкого автономного округа. 

Административный ответчик, извещенный о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме,  в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, своего  представителя не направил. Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение  дела в его отсутствие. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации не  находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего. 

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации жилищное законодательство находится в  совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской  Федерации. 

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее 

ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в  многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой  собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно  положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в  многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего  имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на  содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых  несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве  общей собственности на общее имущество в таком доме указанного  собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны  уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества  в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за  жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в  многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК  РФ). 

Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое  помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого  числа месяца, следующего за истекшим месяцем. 


В соответствии частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной  власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые  акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,  расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и  которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3),  устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных  программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах, а также требования к этим программам (пункт 5). 

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  утверждается высшим исполнительным органом государственной власти  субъекта Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного  округа от 29 декабря 2014 года № 1136-П в соответствии со статьей 168 ЖК  РФ и частью 1 статьи 15 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28  марта 2014 года № 11-ЗАО «Об организации проведения капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на  территории Ямало-Ненецкого автономного округа» утверждена  региональная программа капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого  автономного округа, опубликованная 15 января 2015 года на Интернет- сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО  (Ьпр://правительство.янао.рф). 

В названную программу под № 93 включен многоквартирный дом 28  по проспекту Губкина в городе Новый Уренгой (позиция программы: IX.  Период проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах в 2041 -2043 гг). 

В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ (в соответствующей редакции)  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать  ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью  2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего  Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156  настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим  собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем  размере. 

Судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной  ответственностью «Партнер-Инвест» является собственником нежилых  помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу:  город Новый Уренгой, проспект Губкина, дом 28, который построен и сдан  в эксплуатацию посекционно, в разные периоды времени. Согласно  сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию,  жилой дом введен в эксплуатацию двумя секциями: разрешение на ввод 


объекта в эксплуатацию в отношении Секции № 1 выдано 13 марта 2014  года; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секции № 2  выдано 02 февраля 2016 года. 

Распоряжением Администрации муниципального образования города  Новый Уренгой от 27 марта 2014 года № 338-р указанному  многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: г. Новый Уренгой,  проспект Губкина, д. 28 (1-я очередь строительства), распоряжением  муниципального образования город Новый Уренгой от 09 марта 2016 года   № 220-р в связи с введением в эксплуатацию 2 очереди строительства дома  в распоряжение № 338-р внесены изменения и объекту жилищного  строительства присвоен единый почтовый адрес: г. Новый Уренгой, ул.  Губкина, д. 28. 

В соответствии со статьей 178 ЖК РФ постановлением Правительства  Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июля 2014 года № 495-П также  создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта  многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе»  (региональный оператор), основной целью деятельности которого является  обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории  Ямало-Ненецкого автономного округа. 

Исследовав представленные доказательства и руководствуясь  приведенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу о том, что Региональная программа принята в  пределах полномочий правительства Ямало-Ненецкого автономного округа  с соблюдением требований законодательства к форме нормативного  правового акта, порядку принятия и введения его в действие. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции не установил противоречия оспариваемого положения,  предусматривающего включение многоквартирного дома № 28 по улице  Губкина города Новый Уренгой федеральному и региональному  законодательству. 

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает  возможным согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим  основаниям. 

Совокупный анализ федерального и регионального законодательства  приводит к выводу о том, что Региональная программа формируется в  отношении многоквартирных домов. 

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание  понятия многоквартирного дома. 

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации объект капитального строительства - здание, строение,  сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных  построек, киосков, навесов и других подобных построек. 


Здание - результат строительства, представляющий собой объемную  строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части,  включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения  и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для  проживания и (или) деятельности людей, размещения производства,  хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2  Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический  регламент о безопасности зданий и сооружений»). 

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения  жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и  многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или  реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом  признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные  выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в  помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом  содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в  таком доме в соответствии с жилищным законодательством. 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии от 11 июня 2014 года № 543-ст утвержден и введен в действие  «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации.  Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления  многоквартирными домами. Термины и определения», пункт 3.21 которого  определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и  введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального  строительства, представляющий собой объемную строительную  конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в  себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения,  помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные  помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и  жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и  более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего  пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в  состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные  нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок). 

Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что  в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом  только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим  законодательством. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой  инстанции, названный многоквартирный жилой дом в соответствии со  статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно  вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома  была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до 


принятия Региональной программы, в связи с чем суд правомерно признал  обоснованным включение этого дома в оспариваемый Перечень  многоквартирных домов, и отказал в удовлетворении заявленных  требований. 

Довод административного истца о том, что поскольку II очередь этого  многоквартирного дома была введена в эксплуатацию после утверждения  Региональной программы капитального ремонта, в связи с чем дом  подлежал включению в данную Региональную программу при ее  актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, нельзя  признать состоятельным, поскольку часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ  применению в рамках возникших правоотношений не подлежит. 

Как было установлено по делу почтовый адрес введенному в  эксплуатацию объекту - г. Новый Уренгой, ул. Губкина, д. 28 (1 очередь  строительства) присвоен на основании распоряжения Администрации  муниципального образования город Новый Уренгой от 27 марта 2014 года   № 338-р. Распоряжением от 09 марта 2016 года № 220-р в связи с введением  в эксплуатацию 2 очереди строительства дома в распоряжение  Администрации города Новый Уренгой от 27 марта 2014 года № 338-р  внесены изменения и объекту жилищного строительства присвоен единый  почтовый адрес - город Новый Уренгой, проспект Губкина, дом 28.  Несмотря на то, что дом строился в два этапа, он представляет собой  единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом.  Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию не  означает, что каждая секция представляет собой отдельный  многоквартирный дом. 

В связи с этим, вывод суда первой инстанции о правомерности  включения постановлением Правительства автономного округа от 29  декабря 2014 года № 1136-П «Об утверждении региональной программы  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,  расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»  многоквартирного жилого дома № 28 по проспекту Губкина города Новый  Уренгой в Региональную программу, является правильным. 

То обстоятельство, что II очередь многоквартирного дома была  введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не  свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в  оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения  многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в  эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в  полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной  документацией и установленными законом требованиям, при этом  включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни  региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в  эксплуатацию не поставлено. 


Вместе с тем, исходя из смысла заявленных требований,  административный истец по сути не согласен с периодом начисления  взносов на капитальный ремонт, возникших у него как собственника  нежилых помещений в многоквартирном доме II очереди, введенной в  эксплуатацию после утверждения Региональной программы, в связи с чем в  обоснование своих требований ссылается на необоснованность начисления  взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в  региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. 

Судебная коллегия полагает, что эти требования административного  истца правового значения по настоящему административному делу не  имеют, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного  судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации (статья 1). 

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм  материального права и норм процессуального права, сводятся к переоценке  выводов суда. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать  законным и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2019  года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Партнер-Инвест» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи