ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 71-АПА19-4 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 71-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 июня 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова ОН. и Никифорова СБ.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению муниципального унитарного предприятия  «Эксплуатирующая организация - Янтарный» о признании не действующими в  части приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов  Калининградской области от 26 ноября 2014 г. № 127-02т/14 «Об установлении  тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих  организаций Калининградской области на 2015 год»; от 20 ноября 2015 г.   № 162-01т/15 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования  деятельности для отдельных теплоснабжающих организаций и тарифов на  тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Калининградской  области, на 2016-2018 годы»; от 14 декабря 2016 г. № 130-04т/16 «О внесении  изменений в отдельные приказы Службы по государственному регулированию  цен и тарифов Калининградской области»; от 5 декабря 2017 г. № 102-01т/17  «О внесении изменений в отдельные приказы Службы по государственному  регулированию цен и тарифов Калининградской области» 

по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия  «Эксплуатирующая организация - Янтарный» на решение Калининградского  областного суда от 10 декабря 2018 г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова О.Н., возражения представителей Службы по государственному  регулированию цен и тарифов Калининградской области - Крепина А.В.,  Правительства Калининградской области - Силко О.Ю., заключение прокурора 


Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей,  что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

муниципальное унитарное предприятие «Эксплуатирующая организация - Янтарный» (далее - МУП «ЭО - Янтарный», Предприятие) постановлением  администрации муниципального образования «Янтарный городской округ»  (далее - МО «Янтарный городской округ») от 24 октября 2014 г. № 655  наделено статусом гарантирующей организации в сфере теплоснабжения и  горячего водоснабжения на территории МО «Янтарный городской округ», а  постановлениями администрации МО «Янтарный городской округ»  от 5 ноября 2014 г. № 691, от 15 сентября 2016 г. № 879 - в отопительные  периоды 2014-2015 гг. и 2016-2017 гг. единой теплоснабжающей  организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории МО «Янтарный  городской округ». 

Постановлением администрации МО «Янтарный городской округ»  от 23 сентября 2013 г. № 675 в хозяйственное ведение МУП «ЭО - Янтарный»  передано муниципальное имущество, в состав которого входит центральная  котельная, расположенная в пос. Янтарный. 

Постановлением администрации МО «Янтарный городской округ»  от 17 октября 2014 г. № 639 имущественный комплекс теплоснабжения  МО «Янтарный городской округ», ранее находившийся в аренде у общества с  ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» (далее - ООО «Коммунальные сети»), передан на праве хозяйственного ведения  МУП «ЭО - Янтарный». 

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов  Калининградской области (далее также - Служба, тарифный орган)  от 26 ноября 2014 г. № 127-01 т/14 «Об установлении тарифов на тепловую  энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций  Калининградской области на 2014 год» (далее - Приказ № 127-01т/14)  установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей  теплоснабжающих организаций Калининградской области на 2014 г. со дня  опубликования Приказа № 127-01 т/14 по 31 декабря 2014 г., в том числе  одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «ЭО - Янтарный», для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по  схеме подключения и для населения (пункт 2 приложения № 1). 

Приказом Службы от 26 ноября 2014 г. № 127-02т/14 «Об установлении  тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих  организаций Калининградской области на 2015 год» (далее - Приказ   № 127-02т/14) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для  потребителей теплоснабжающих организаций Калининградской области на  2015 г. с календарной разбивкой, в том числе одноставочные тарифы на  тепловую энергию, поставляемую МУП «ЭО - Янтарный», для потребителей в 


случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для  населения (пункт 5 приложения № 1). 

Приказом Службы от 20 ноября 2015 г. № 162-01т/15 «Об установлении  долгосрочных параметров регулирования деятельности для отдельных  теплоснабжающих организаций и тарифов на тепловую энергию (мощность),  поставляемую потребителям Калининградской области, на 2016-2018 годы»  (далее - Приказ № 162-01т/15) установлены долгосрочные параметры  регулирования деятельности для отдельных теплоснабжающих организаций  Калининградской области при формировании тарифов на тепловую энергию  (тепловую мощность) на 2016-2018 гг. согласно приложениям № 1-9 (пункт 1)  и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям  отдельными теплоснабжающими организациями Калининградской области, на  2016-2018 гг. с календарной разбивкой согласно приложениям № 10-18  (пункт 2). 

Долгосрочные параметры регулирования деятельности  МУП «ЭО - Янтарный» указаны в приложении № 8 к Приказу № 162-01т/15:  базовый уровень операционных расходов на 2016 г. - 13 063,01 тыс. руб., на  2017 г. - 13 555,62 тыс. руб., на 2018 г. - 14 037,02 тыс. руб., при нормативном  уровне прибыли соответственно 0,9%, 1,6%, 2,2%. 

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «ЭО - Янтарный», для  потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме  подключения и для населения установлены приложением № 17 к  Приказу № 162-01 т/15. 

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 приказа Службы  от 14 декабря 2016 г. № 130-04т/2016 «О внесении изменений в отдельные  приказы Службы по государственному регулированию цен и тарифов  Калининградской области» (далее - Приказ № 130-04т/2016) в приложение   № 17 к Приказу № 162-01 т/15 внесены изменения относительно размера  тарифов, установленных на периоды с 1 июля по 31 декабря 2017 г. и с 1 января  по 30 июня 2018 г. 

Приказом Службы от 5 декабря 2017 г. № 102-01 т/17 «О внесении  изменений в отдельные приказы Службы по государственному регулированию  цен и тарифов Калининградской области» (далее - Приказ № 102-01т/17) в  Приказ № 162-01т/15 внесены изменения: изложены в новой редакции  приложение № 8 и приложение № 17, устанавливающие тарифы на тепловую  энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП «ЭО - Янтарный». 

Предприятие обратилось в Калининградский областной суд с уточненным  в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением, в котором  просило признать не действующими с момента принятия: Приказ № 127-02т/14  в части, устанавливающей тариф для МУП «ЭО - Янтарный» в пункте 5  приложения № 1; Приказ № 162-01т/15 в части, устанавливающей тариф для  МУП «ЭО - Янтарный» в таблице приложения № 17; Приказ № 130-04т/2016 в  части, изменяющей установленный тариф для МУП «ЭО - Янтарный»; Приказ   № 102-01т/17 в части подпункта 5 пункта 5, изменяющего тариф на тепловую  энергию на период с 1 июля по 31 декабря 2018 г. с 1806 руб. до 1789 руб. 


В обоснование требований административный истец указал, что тарифным  органом при установлении и корректировке тарифов на тепловую энергию  нормативные потери при передаче тепловой энергии необоснованно, по его  мнению, установлены в размере 6,16%, без учета воздушной прокладки  тепловых сетей поселка городского типа Янтарный, что наряду с открытой  системой отопления и горячего водоснабжения приводит к потерям тепловой  энергии от 8% до 12%. Согласно схеме теплоснабжения Янтарного городского  округа и подсчетам Предприятия такие потери составляют 15,49% в 2015 г.,  16% в 2016 г. и 26% в 2017 г. Кроме того, при расчете необходимой валовой  выручки (далее также - НВВ) тарифный орган необоснованно не включил в  полном объеме затраты административного истца на воду, природный газ и на  оплату работ, услуг производственного характера и иных, выполняемых  сторонними организациями. 

Решением Калининградского областного суда от 10 декабря 2018 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе МУП «ЭО - Янтарный» просит отменить  решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный  акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что тарифным  органом в нарушение положений статьи 9 Федерального закона  от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о  теплоснабжении), пункта 21 Методических указаний по расчету регулируемых  цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной  службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические  указания), пунктов 2, 3 Порядка определения нормативов удельного расхода  топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного  приказом Министерства энергетики Российской Федерации  от 30 декабря 2008 г. № 323, не исполнена обязанность по расчету  применяемых нормативов с учетом технологических потерь тепловой энергии в  сетях административного истца. За основу расчета приняты сведения по  результатам деятельности ООО «Коммунальные сети», то есть применены  нормативы, установленные для другой организации, что является  недопустимым. Утвержденные схемой теплоснабжения Янтарного городского  округа размеры потерь существенно превышающий размер потерь,  примененный тарифным органом при расчете тарифа. Данному обстоятельству  суд не дал надлежащей оценки. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором,  участвовавшим в деле, Службой по государственному регулированию цен и  тарифов Калининградской области и Правительством Калининградской  области представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию  осуществляется в том числе Законом о теплоснабжении, постановлением  Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075  «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе  утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере  теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Методическими  указаниями. 

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении  регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию  (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в  соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти  в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения  предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных  тарифов. 

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию  (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям,  наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в  области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере  теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о  теплоснабжении). 

Таким органом исполнительной власти в области государственного  регулирования тарифов в Калининградской области в соответствии с  Положением о службе по государственному регулированию цен и тарифов  Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства  Калининградской области от 28 марта 2011 г. № 189 (далее - Положение),  является служба по государственному регулированию цен и тарифного  Калининградской области. 

Как усматривается из материалов дела, оспариваемые в части нормативные  правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме,  официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются. 

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере  теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой  организации, определенной для соответствующего регулируемого вида  деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида  продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в  соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы  теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем  коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии  схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем 


коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при  отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска  тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии  определяется органом регулирования в соответствии с Методическими  указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за  последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за  последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования  в соответствии с Методическими указаниями. 

В свою очередь, при определении объема полезного отпуска тепловой  энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой  энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в  тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь  тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных  пунктом 118 Методических указаний (пункт 8 Основ ценообразования). 

Судом первой инстанции установлено, что схема теплоснабжения  Янтарного городского округа на период 2013-2027 гг. утверждена  постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» от 12 марта  2014 г. № 163 (далее - Схема теплоснабжения), и с 2015 по 2018 гг. не  актуализировалась; программа комплексного развития систем коммунальной  инфраструктуры муниципального образования «Янтарный городской округ» не  принималась, в связи с чем тарифным органом расчетный объем полезного  отпуска тепловой энергии определен в соответствии с Методическими  указаниями, с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за  последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за  последние 3 года. 

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с  положениями пункта 2 части 2 статьи 5 и части 3 статьи 9 Закона о  теплоснабжении, определяющими, что при установлении тарифов в сфере  теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при  передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы  удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии,  свидетельствует о том, что объем тепловой энергии прямо влияет на размер  потерь, поскольку данные об объемах потерь энергии в тепловых сетях  определяются на основании данных об объемах отпуска тепловой энергии. 

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая  организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или)  теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой  энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или  ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми  сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется  теплоснабжение потребителей тепловой энергии. 

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении  теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют  потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя  источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности 


или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой  энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими  организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке,  установленном статьей 15 указанного закона. 

Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических  особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть  расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных  потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям  теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой  находятся тепловые сети. 

Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных  организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях. 

Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны  учитываться в НВВ в соответствии со статье 90 Основ ценообразования,  согласно которой при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой  энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации  потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу,  только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не  превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь. 

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических  указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую  при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего  включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя  при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за  исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний). 

Исключениями, предусмотренными абзацем третьим пункта 90 Основ  ценообразования и пунктом 118 Методических указаний, являются случаи,  когда по данным, представленным регулируемой организацией, более 75%  фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею  тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий  отчетный период (расчетный период регулирования). При таких условиях в  НВВ такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные  периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема  потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного  периода регулирования) с применением к нему определяемых органом  регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии  до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих  инвестиционной программе регулируемой организации. 

В рассматриваемом деле судом первой инстанции правильно определено,  что упомянутые исключения не применимы к МУП «ЭО - Янтарный».  Сведений о том, что более 75% фактического объема отпуска тепловой энергии  из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов  учета в предыдущий отчетный период у тарифного органа не имелось. 

Согласно пунктам 12, 23, 24 Правил определения плановых и расчета  фактических значений показателей надежности и энергетической 


эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 452, решение о  корректировке плановых значений показателей энергетической эффективности  объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 6 данных  Правил относится и показатель величины технологических потерь при передаче  тепловой энергии, орган регулирования осуществляет на основании анализа  совокупности информации, использует среди прочего отчетные данные,  представляемые теплоснабжающей организацией уполномоченному органу, в  частности график реализации мероприятий инвестиционной программы,  финансовые отчеты о выполнении мероприятий инвестиционной программы,  отчет о достижении плановых значений показателей надежности и  энергетической эффективности, а также фактические значения показателей  деятельности теплоснабжающей организации за предыдущий период действия  инвестиционной программы. 

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении  плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны  использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и  законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При  отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается  использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных,  представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении утверждение  нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии,  теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере  теплоснабжения. 

В Калининградской области, уполномоченным на утверждение  нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии,  теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей,  расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения  пятьсот тысяч и более, является Служба на основании пункта 13 Положения. 

Как усматривается из материалов дела, сведений о том, что Предприятие  обращалось в Службу с заявлением об утверждении нормативов  технологических потерь в своих сетях, не имеется, то есть Предприятию в  установленном законом порядке нормативы технологических потерь при  передаче тепловой энергии не утверждены. 

Судом первой инстанции установлено, что 30 октября 2014 г. в тарифный  орган поступило заявление от Предприятия об установлении тарифов на  текущий период 2014 г. в связи с расторжением договора аренды  имущественного комплекса теплоснабжения с ООО «Коммунальные сети» и  передачей его 17 октября 2014 г., то есть в четвертом квартале регулируемого  периода, в хозяйственное ведение Предприятию. 

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы  регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с 


9

утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами  раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми  организациями, органами регулирования (часть 9 статьи 7 Закона о  теплоснабжении). 

В целях реализации названной нормы постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 570 утверждены Стандарты  раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми  организациями и органами регулирования (далее - Стандарты). 

В соответствии с пунктом 15 Стандартов регулируемая организация  обязана раскрывать информацию согласно установленному перечню в  установленные Стандартами сроки. 

Регулируемой организацией подлежит раскрытию информация, в том  числе, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности  регулируемой организации, включая структуру основных производственных  затрат (в части регулируемых видов деятельности) (подпункт «в» пункта 15  Стандартов). 

В силу подпункта «а» пункта 3 Стандартов (в редакции, действовавшей в  спорный период) регулируемые организации раскрывают информацию путем  обязательного опубликования на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») органа  исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области  государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте  органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их  наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации  полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на  сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по  вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской  Федерации. 

При определении размера технологических потерь тепловой энергии  Предприятия тарифный орган правомерно исходил из презумпции  достоверности информации, представленной организацией в соответствии с  пунктом 7 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пунктом 15 Стандартов. 

Так, согласно сведениям, размещенным ООО «Коммунальные сети» на  официальном сайте МО «Янтарный городской округ» об основных показателях  его финансово-хозяйственной деятельности, в 2013, 2014 гг.  ООО «Коммунальные сети» планировались технологические потери тепловой  энергии при передаче по тепловым сетям в размере 6,16% от поставляемой в  сеть тепловой энергии. 

Принимая во внимание, что права на имущественный комплекс  теплоснабжения МО «Янтарный городской округ» перешли к  МУП «ЭО - Янтарный» в четвертом квартале регулируемого периода, и данные  об объемах полезного отпуска тепловой энергии не актуализированы,  отсутствовали какие-либо иные сведения об объемах потерь, суд первой  инстанции пришел к верному выводу о том, что использование тарифным  органом при установлении тарифа на плановый 2015 г. нормативов, 


утвержденных для ООО «Коммунальные сети», ранее осуществлявшего  регулируемую деятельность в той же системе теплоснабжения, не  противоречит положениям тарифного законодательства в сфере  теплоснабжения. 

Судом первой инстанции установлено, что Служба при установлении  МУП «ЭО - Янтарный» тарифов на текущий 2014 г. определила размер  технологических потерь тепловой энергии в размере 1688 Гкал, 6,16% от  поданной в сеть тепловой энергии; на период регулирования 2015 г.  МУП «ЭО - Янтарный» заявление об установлении тарифов не подавало и не  представило расчет технологических потерь при передаче тепловой энергии,  теплоносителя, в связи с чем Службой по своей инициативе структура  теплового баланса по выработке и реализации тепловой энергии с коллекторов  котельной, а также передаче тепловой энергии по сетям, принята на уровне  2014 г.: выработка тепловой энергии - 27 989 Гкал; полезный отпуск тепловой  энергии- 25 701 Гкал; потери в сетях - 1688 Гкал, что составляет 6,16% от  поданной в сеть тепловой энергии. 

На период регулирования 2016-2018 гг. МУП «ЭО - Янтарный» заявления  о выборе метода регулирования - долгосрочной индексации установленных  тарифов и об установлении тарифа, а также расчетные материалы были поданы,  однако по истечении установленного пунктом 13 Правил регулирования цен  срока - 26 мая 2015 г., дело об установлении тарифов открыто по инициативе  Службы и выбран метод долгосрочной индексации установленных тарифов.  Приказом № 162-01т/15 установлены долгосрочные параметры регулирования  деятельности МУП «ЭО - Янтарный» на долгосрочный период регулирования  2016-2018 г. для формирования тарифов, к которым отнесен и показатель  величины технологических потерь при передаче тепловой энергии,  определенный на 2016 г., 2017 г. и 2018 г. в размере 1642,73 Гкал, что  составляет 6,16% от отпуска в сеть. 

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из  методов регулирования тарифов является метод индексации установленных  тарифов.  

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены  пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний. 

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования долгосрочные  тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой  организации на основании определенных органом регулирования для такой  регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования  ее деятельности, к которым относится в том числе показатели  энергосбережения и энергетической эффективности, если в отношении  регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и  повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством  Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической  эффективности и (или) если показатели энергосбережения и  энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в 


отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов. 

По предложению МУП «ЭО - Янтарный» потери в тепловой сети в 2016 г.  составляют 4 765 Г/кал, то есть 16% от отпуска в сеть, однако Предприятием не  были представлены в составе обосновывающих документов программа  энергосбережения и повышения энергетической эффективности, расчет потерь  в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от  30 декабря 2008 г. № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов  технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя». 

Таким образом, единственными достоверными данными, позволяющими  тарифному органу определить плановую величину технологических потерь на  2016 г., являлась доля, которая приходится на потери тепловой энергии в  объеме полезного отпуска тепловой энергии - 6,16% за последний отчетный  период (2015 г.), и сведения о фактическом объеме полезного отпуска. 

При расчете корректировки полезного отпуска тепловой энергии  на 2017 г. Служба исходила из того, что изменение объема полезного отпуска  тепловой энергии на 2017 г. по сравнению с объемом, учтенным при  установлении долгосрочных тарифов на 2016 - 2018 годы, не запланировано, в  этой связи потери в сетях приняты в размере 1642,73 Гкал, то есть 6,16 %. 

При расчете корректировки полезного отпуска тепловой энергии  на 2018 г. Служба исходила из того, что изменение объема полезного отпуска  тепловой энергии на 2018 г. по сравнению с объемом, учтенным при  установлении долгосрочных тарифов на 2017 г., не планировалось. По факту за  2016 г. объем отпущенной тепловой энергии потребителям составил  23 999,03 Гкал, что составляет 96% от ранее планируемого объема. Выработка  тепловой энергии за 2016 г. увеличилась на 13,2% и составила 30 826,96 Гкал, в  связи с чем увеличились фактические потери тепловой энергии в сетях до  величины 6 168,24 Гкал. Вместе с тем, заявление об утверждении нормативов  технологических потерь в сетях от МУП «ЭО - Янтарный» в Службу не  поступало. Представленные Предприятием расчетные материалы по величине  нормативных технологических потерь в сетях не приняты Службой при  корректировке тарифа на тепловую энергию на 2018 г., поскольку в расчете  имелись ошибки - экспертами тарифного органа при проверке и анализе  представленного Предприятием расчета нормативных технологических потерь  при передаче тепловой энергии по тепловым сетям выявлено завышение 


протяженности тепловой сети, которая в однотрубном исчислении составляет  19 650,3 м, а в расчете Предприятия протяженность указана в том же числовом  выражении, однако для сети в двухтрубном исчислении, что, как следствие,  привело к завышению объема тепловой сети и неверному определению потерь  тепловой энергии. Тарифный орган по результатам произведенной экспертизы  предложений по корректировке тарифов экспертной группой рассчитал  экономически обоснованные тарифы, объем потерь определен в размере  1642,73 Гкал, то есть 6,16%. 

Таким образом, Предприятию нормативы технологических потерь в  установленном порядке утверждены не были, с заявлением об их утверждении  Предприятие не обращалось, ходатайствовало об оставлении тарифов на  тепловую энергию без изменения. 

Принимая затраты административного истца на воду, природный газ и на  оплату работ, услуг производственного характера и иных, выполняемых  сторонними организациями в меньшем размере тарифный орган указал на  отсутствие расчетов по расходу и стоимости воды; расчетов затрат по оплате  работ и услуг, на отсутствие перечня предоставляемых услуг, заключенных  договоров на оказание услуг. 

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив  данные обстоятельства, давая оценку правомерности действий регулирующего  органа, пришел к верным выводам, что оспариваемые в части в рамках данного  административного дела постановления тарифного органа соответствуют  требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в  сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, подход,  примененный тарифным органом при определении объема потерь, является  законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении  заявленных требований. 

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно  изложены в обжалуемом решении, Судебная коллегия находит их  убедительными, основанными на правильном применении норм действующего  законодательства. При этом суд на основании подробного исследования  материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал  надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора  относительно показателей, составляющих элементы оспариваемых тарифов. 

Несогласие Предприятия с выводами суда, иная оценка фактических  обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при  рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет  место нарушение судом норм права. 

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия  находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и  установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по  делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом  исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом  мотивированы в решении суда. 


Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции  является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам,  содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. 

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в  апелляционном порядке отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Калининградского областного суда от 10 декабря 2018 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия  «Эксплуатирующая организация - Янтарный» - без удовлетворения. 

Председательствующий
судьи


\