ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 71-АПА19-5 от 20.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 71-АПА19-5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 20 июня 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова ОН.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Быкова Сергея Петровича, Быковой Татьяны Ивановны,  Дронниковой Светланы Витальевны, Дуровой Надежды Игоревны, Поповой  Ольги Владимировны о признании не действующими в части Генерального  плана муниципального образования «Зеленоградское городское поселение»,  утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального  образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 г.   № 157, и Правил землепользования и застройки муниципального образования  «Зеленоградское городское поселение», утвержденных решением городского  Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское  поселение» от 12 декабря 2012 г. № 173, 

по апелляционной жалобе Быкова Сергея Петровича, Быковой Татьяны  Ивановны, Дронниковой Светланы Витальевны, Дуровой Надежды Игоревны,  Поповой Ольги Владимировны на решение Калининградского областного суда  от 18 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового  заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., объяснения представителей административных истцов по  доверенностям Егорова ВС. и Кузнецова СВ., поддержавших доводы  апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не  подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

решением городского Совета депутатов муниципального образования  «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 г. № 157 утвержден  Генеральный план муниципального образования «Зеленоградское городское  поселение» (далее также - Генеральный план). 

Решением городского Совета депутатов муниципального образования  «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 г. № 173  утверждены Правила землепользования и застройки муниципального  образования «Зеленоградское городское поселение» (далее также - Правила  землепользования и застройки). 

Граждане ФИО1., ФИО2, ФИО3., ФИО4. и  ФИО5, являющиеся собственниками жилых помещений в  многоквартирном доме по адресу: <...>, расположенном на земельном участке с  кадастровым номером <...>, обратились в Калининградский  областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным  исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана и  Правил землепользования и застройки в части отнесения указанного  земельного участка к нескольким функциональным и территориальным зонам.  В обоснование указали на несоответствие оспариваемых нормативных  правовых актов статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее также - ГрК РФ) и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее также - ЗК РФ), устанавливающим запрет на отнесение земельного  участка к нескольким территориальным зонам. 

Решением Калининградского областного суда от 18 февраля 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить  решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный  акт об удовлетворении заявленных требований. Не соглашаются с выводом  суда об отсутствии нарушения Генеральным планом и Правилами  землепользования и застройки их прав как собственников сформированного  при многоквартирном доме земельного участка. Указывают, что в силу части 4  статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию  принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной  зоне. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором,  участвовавшим в деле, окружным Советом депутатов муниципального  образования «Зеленоградский городской округ» и администрацией  муниципального образования «Зеленоградский городской округ» представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 


Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из  Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской  Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются  муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному  кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ). 

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального  закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции,  действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов),  пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ  утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки  городского поселения относилось к вопросам местного значения городского  поселения, по которым представительным органом местного самоуправления  принимаются муниципальные правовые акты. 

Статьей 2 Закона Калининградской области от 18 февраля 2005 г. № 501  «О наделении муниципального образования «Зеленоградский район» статусом  муниципального района и об установлении границ и наделении  соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его  территории» муниципальное образование «Зеленоградское городское  поселение» было наделено статусом городского поселения в составе  муниципального района «Зеленоградский район». 

Законом Калининградской области от 27 апреля 2015 г. № 420 «Об  объединении поселений, входящих в состав муниципального образования  «Зеленоградский район», и организации местного самоуправления на  объединенной территории» были объединены с 1 января 2016 г. территории  муниципального образования «Зеленоградское городское поселение»,  муниципального образования «Ковровское сельское поселение»,  муниципального образования «Красноторовское сельское поселение»,  муниципального образования «Переславское сельское поселение»,  муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса» без  изменения границ общей территории муниципального образования  «Зеленоградский район». Городское поселение, образованное путем  вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования  «Зеленоградский район», наделено статусом городского округа. 


Генеральный план муниципального образования «Зеленоградское  городское поселение» утвержден решением городского Совета депутатов  муниципального образования «Зеленоградское городское поселение»  от 17 октября 2012 г. № 157, опубликованным 18 октября 2012 г. в издании  «Вестник Зеленоградска». 

Правила землепользования и застройки муниципального образования  «Зеленоградское городское поселение» утверждены решением городского  Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское  поселение» от 12 декабря 2012 г. № 173, опубликованным 27 декабря 2012 г. в  издании «Вестник Зеленоградска». 

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов  дела, оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и  застройки приняты уполномоченным на дату их принятия органом с  соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ,  официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не  оспариваются. 

Согласно схеме границ функциональных зон Генерального плана  земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу:  <...> на  котором расположен многоквартирный дом, собственниками помещений в  котором являются административные истцы, относится к функциональной зоне  многоэтажной многоквартирной застройки и к функциональной зоне зеленых  насаждений общего пользования. 

Картой градостроительного зонирования муниципального образования  «Зеленоградское городское поселение» Правил землепользования и застройки  указанный земельный участок отнесен к территориальным зонам: зоне  застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 4), зоне мест отдыха общего  пользования (РЗ 1) и зоне акватории (ЗА). 

Отказывая в удовлетворении требований о признании Генерального плана  и Правил землепользования и застройки не действующими в части отнесения  земельного участка с кадастровым номером <...> к нескольким  функциональным и территориальным зонам, суд первой инстанции пришел к  выводу, что оспариваемые нормативные акты требованиям градостроительного  законодательства не противоречат. 

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим  основаниям. 

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности  является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на  основе территориального планирования, градостроительного зонирования и  планировки территории. 

Генеральный план городского поселения является документом  территориального планирования муниципального образования, который, в  частности, содержит карту функциональных зон городского поселения и  утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1  статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ). 


Территориальное планирование направлено на определение в документах  территориального планирования назначения территорий исходя из  совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в  целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной,  транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов  граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). 

Тем самым подготовка генерального плана городского поселения  направлена не только на отражение существующей территории городского  поселения, но и на планируемое развитие этой территории. 

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ положение о  территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает  в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для  размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального  значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. 

На карте функциональных зон поселения или городского округа  отображаются границы и описание функциональных зон с указанием  планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов  регионального значения, объектов местного значения (за исключением  линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального  значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов  местного значения (части 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ). 

Правила землепользования и застройки являются документом  градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные  зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и  порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). 

Составной частью правил землепользования и застройки является карта  градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ),  содержащая границы территориальных зон. 

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для  которых в правилах землепользования и застройки определены границы и  установлены градостроительные регламенты. 

Установление территориальных зон конкретизирует положения  документов территориального планирования в целях установления правового  режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры  планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей  функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ). 

Границы территориальных зон должны отвечать требованию  принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной  зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных  участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается  (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). 

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено аналогичное требование о  принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной 


зоне, имеющее целью исключение неопределенности его правого режима  (градостроительного регламента). 

Статьей 78 Правил землепользования и застройки к зоне мест отдыха  общего пользования (РЗ 1) отнесены парки и скверы, городские сады,  береговые полосы водных объектов общего пользования. При этом указано, что  действие градостроительных регламентов на зоны в границах территорий  общего пользования не распространяется. 

Согласно статье 88 Правил землепользования и застройки  градостроительные регламенты не устанавливаются для зоны акваторий (ЗА) - земель, покрытых поверхностными водами. 

Приведенные положения Правил землепользования и застройки  соотносятся с понятием территории общего пользования, приведенным в  пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, где сказано, что территориями общего пользования  являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный  круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые  полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). 

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительных  регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется. 

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки  общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,  автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными  объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав  различных территориальных зон. 

Следовательно, определение территории общего пользования в документах  градостроительного зонирования не влечет установление в отношении такой  территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного  регламента. 

Установленные в отношении земельного участка с кадастровым номером  <...> зона мест отдыха общего пользования (РЗ 1) и зона акватории  (ЗА) соответствуют территории общего пользования, свободной от действия  градостроительных регламентов, соответственно, неопределенность правового  режима в отношении земельного участка отсутствует. 

Таким образом, нахождение указанного земельного участка согласно  Генеральному плану одновременно в двух функциональных зонах, одна из  которых (зеленых насаждений общего пользования) фактически определяет  границы территории общего пользования, равно как и соответствующее этой  зоне градостроительное зонирование (зона мест отдыха общего пользования и  зона акваторий), само по себе требованиям градостроительного  законодательства не противоречит и не ограничивает прав административных  истцов на использование земельного участка при многоквартирном доме в  соответствии с установленным в отношении этого участка территориальной  зоной Ж 4 (застройки многоэтажными жилыми домами) градостроительным  регламентом. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод 


суда о соответствии оспариваемых муниципальных нормативных правовых  актов федеральному законодательству, имеющему большую юридическую  силу, не влияют. 

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства,  имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к  данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации основания для  отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Калининградского областного суда от 18 февраля 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 - без удовлетворения. 

Председательствующий

Судьн