ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 72-АПА19-2 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 72-АПА19-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «3 » апреля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н., 

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. 

при секретаре Костереве Д.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Совета сельского поселения «Погадаевское»  муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края на  решение Забайкальского краевого суда от 20 ноября 2018 года, которым  удовлетворен административный иск ФИО1. о признании  недействующим решения Совета сельского поселения «Погадаевское»  муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края от  18 ноября 2014 года № 108 «О приостановлении действия решения Совета  сельского поселения «Погадаевское» от 17 июля 2013 года № 71  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности  муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского  поселения «Погадаевское». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Совета сельского поселения «Погадаевское» от 17 июля  2013 года № 71 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших 


должности муниципальной службы в органах местного самоуправления  сельского поселения «Погадаевское» утверждено Положение о пенсии за  выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах  местного самоуправления сельского поселения «Погадаевское». 

Решениями Совета сельского поселения «Погадаевское» от 30 декабря  2015 года № 27, от 28 декабря 2016 года № 54, от 30 декабря 2017 года № 81  в решение от 18 ноября 2014 года № 108 внесены изменения, согласно  которым действие решения Совета сельского поселения «Погадаевское» от  17 июля 2013 года № 71 приостановлено с 1 января 2016 года по 1 января  2017 года, с 1 января 2017 года по 1 января 2018 года и с 1 января 2018 года  по 31 декабря 2018 года. 

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о  признании не действующим с момента принятия решения Совета сельского  поселения «Погадаевское» от 18 ноября 2014 года № 108 в редакциях  указанных решений, ссылаясь на то, что приостановление действия решения  Совета сельского поселения «Погадаевское» от 17 июля 2013 года № 71  повлекло нарушение гарантированного действующим законодательством  права на дополнительное пенсионное обеспечение в связи с прекращением ей  выплаты пенсии за выслугу лет. 

Решением Забайкальского краевого суда от 20 ноября 2018 года  административный иск удовлетворен. 

В апелляционной жалобе Совет сельского поселения «Погадаевское»  муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края просит  решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции правильно  исходил из того, что, установив муниципальным правовым актом  социальную гарантию в виде пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим  должности муниципальной службы, орган местного самоуправления не  может произвольно отменить либо временно приостановить ее  представление без адекватной компенсации в иной форме. 

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе  действующего законодательства и материалах дела и оснований для  признания их неправильными не имеется. 


В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы,  включая требования к должностям муниципальной службы, определение  статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения  муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также  принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской  Федерации, уставами муниципальных образований и иными  муниципальными правовыми актами. 

Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года   № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию  государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации  и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами  и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  и актами органов местного самоуправления. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта  2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»  муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за  выслугу лет. 

Статьей 11 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 года   № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» установлено,  что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок  назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативными  правовыми актами представительного органа муниципального образования  (часть 3). 

Уставом сельского поселения «Погадаевское», утвержденным  решением Совета сельского поселения «Погадаевское» от 12 сентября  2014 года № 103 и действовавшим в период принятия оспариваемого  нормативного правового акта, предусмотрено право муниципального  служащего на пенсионное обеспечение, указано, что на него в полном объеме  распространены права государственного гражданского служащего,  установленные федеральными законами и законами Забайкальского края в  названной области. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет,  прядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим  должности муниципальной службы в органах местного самоуправления,  избирательной комиссии определяются решением Совета сельского  поселения «Погадаевское» в соответствии с федеральными законами,  законами Забайкальского края и Уставом поселения (статья 32). 

В соответствии с приведенными положениями нормативных правовых  актов Советом сельского поселения «Погадаевское» от 17 июля 2013 года   № 71 было утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших  должности муниципальной службы в органах местного самоуправления  сельского поселения «Погадаевское». 


Проанализировав приведенные правовые нормы в системном единстве  с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации», согласно которым финансовое обеспечение деятельности  органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет  собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных  образований, а также с учетом требований статьи 86 Бюджетного кодекса  Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального  образования, возникающие, в том числе, в результате принятия  муниципальных правовых актов по вопросам местного значения,  устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и  исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования  дефицита соответствующего местного бюджета, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что федеральное и региональное  законодательство не ставят реализацию права на дополнительное пенсионное  обеспечение в зависимость от ограниченности средств местного бюджета и  отсутствия источников дохода местного бюджета, а также не  предусматривают наличие дефицита местного бюджета в качестве основания  приостановления осуществления названной доплаты за выслугу лет. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к  правоотношениям, участником которых выступает представительный орган  местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета  муниципального образования, исходя из того, что Российская Федерация как  правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от  выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель  вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом  надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы  такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных  гарантий не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002 года   № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 15 февраля 2005 года   № 17-0, от 5 июля 2005 года № 246-0 и № ЗОЗ-О). 

В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно  констатировал, что ограниченность бюджета сельского поселения  «Погадаевское» не может являться основанием для некомпенсируемого в  иной форме приостановления действия муниципального правового акта,  которым определены порядок и условия назначения и выплаты пенсии за  выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы,  являющейся установленной в соответствии с федеральным и региональным  законодательством социальной гарантией. 

Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не  является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны  принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны  противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской  


Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 

Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, сделал  правильное суждение о том, что оспариваемое решение Совета сельского  поселения «Погадаевское» от 18 ноября 2014 года № 108 противоречит  федеральному и региональному законодательству. 

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом,  получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями  статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации и по существу сводятся к переоценке выводов суда. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и  обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в  апелляционной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Забайкальского краевого суда от 20 ноября 2018 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Совета сельского поселения  «Погадаевское» муниципального района «Приаргунский район»  Забайкальского края - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи