ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 72-АПА19-4 от 23.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 72-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 23 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Гайдука Юрия Николаевича на решение Забайкальского  краевого суда от 8 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении его  административного иска о признании незаконным постановления  Избирательной комиссии Забайкальского края от 26 июля 2019 года № 30/248-3  «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Забайкальского  края Гайдука Юрия Николаевича». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит  оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края  от 5 июня 2019 года № 323 досрочные выборы губернатора Забайкальского  края назначены на 8 сентября 2019 года. 

Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края  от 26 июля 2019 года № 30/248-3 Гайдуку Ю.Н., выдвинутому избирательным  объединением «Забайкальское краевое отделение политической партии 


«Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации  кандидатом на должность губернатора Забайкальского края в связи с тем, что  кандидатом не представлены в достаточном количестве подписи депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных образований из необходимого  числа муниципальных районов, городских округов Забайкальского края. 

Гайдук Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о  признании незаконным указанного выше постановления. 

В обоснование заявленных требований административный истец сослался  на невозможность сбора подписей в соответствии с требованиями закона ввиду  того, что другие кандидаты целенаправленно осуществили сбор подписей всех  депутатов 10 из 36 районов края, более того, в количестве, значительно  превышающем установленный законом предел. Административный истец  также указал на незаконность решения об отказе в его регистрации по  основанию, предусмотренному подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», поскольку достаточное количество подписей он собрал, а то  обстоятельство, что он поддержан менее чем в 27 муниципальных районах и  городских округах, основанием для отказа в регистрации не является; на  нарушение процедуры принятия решения об отказе в регистрации,  выразившееся в голосовании членов избирательной комиссии только за проект  постановления, голосования же за отказ в регистрации не проводилось. 

Решением Забайкальского краевого суда от 8 августа 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Гайдук Ю.Н. просит решение суда отменить,  принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых  требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и  оснований для его отмены не находит. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение  избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть  отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено  такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением  требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного  федерального закона, иных требований, предусмотренных данным  федеральным законом, иным законом. 

Пунктом 24 статьи 38 данного федерального закона установлен  исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на  должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к  числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей  депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) 


избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований,  представленных для регистрации (подпункт «д. 1»). 

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата  предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 29 Закона Забайкальского края  от 29 июня 2012 года № 676-ЗЗК «О выборах Губернатора Забайкальского  края». 

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской  Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей  избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей  депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в  соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же федерального закона. 

Согласно пункту 17 статьи 37 указанного федерального закона на  выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в  поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных  подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в  соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации». 

Статьей 26 Закона Забайкальского края «О выборах Губернатора  Забайкальского края» установлено, что в поддержку выдвижения кандидата  должны быть собраны подписи депутатов представительных органов  муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных образований, находящихся на территории Забайкальского  края. Число таких подписей должно составлять 8 процентов от общего числа  указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных  образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора  края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день  принятия указанного решения глав этих муниципальных образований,  находящихся на территории Забайкальского края (часть 1). 

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения  кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных  районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Число  подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно  составлять 8 процентов от общего числа депутатов представительных органов  муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами  этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о  назначении выборов губернатора края, и числа избранных на муниципальных  выборах и действующих на день принятия указанного решения глав  муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (часть 2). 


Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов  муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на  муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов  не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов,  находящихся на территории Забайкальского края (часть 5). 

Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 5 июня  2019 года № 15/167-3 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на  должность губернатора Забайкальского края должны быть собраны 349  подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и  (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований  Забайкальского края; в числе подписей должно быть 50 подписей депутатов  представительных органов муниципальных районов и городских округов и  (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и  городских округов Забайкальского края; кандидат на должность губернатора  Владимирской области должен быть поддержан депутатами представительных  органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на  муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов  не менее чем в 27 муниципальных районах и городских округах, находящихся  на территории Забайкальского края. 

В силу части 3 статьи 27 Закона Забайкальского края «О выборах  Губернатора Забайкальского края» листы поддержки кандидата представляются  кандидатом в избирательную комиссию Забайкальского края единовременно  вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Гайдук Ю.Н. для регистрации кандидатом на должность губернатора  Забайкальского края представил 364 листа поддержки с 363 подписями  депутатов представительных органов муниципальных образований и  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в  числе которых 52 подписи депутатов представительных органов  муниципальных районов, городских округов и избранных на муниципальных  выборах глав муниципальных районов и городских округов, которые  представляют 17 муниципальных районов, городских округов. 

В результате проверки представленных листов поддержки кандидата  избирательной комиссией не были засчитаны 11 подписей, достоверными  признаны 352 подписи, из них 50 подписей депутатов представительных  органов муниципальных районов, городских округов и избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов,  которые представляют 17 муниципальных районов, городских округов. 

Постановлением от 26 июля 2019 года № 30/248-3 Избирательная  комиссия Забайкальского края отказала в регистрации кандидата на должность  губернатора Забайкальского края Гайдука Ю.Н. на основании подпункта «д.1»  пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» и пункта 6 части 2 статьи 29 Закона Забайкальского края «О  выборах Губернатора Забайкальского края». 


Суд, признавая законным решение об отказе в регистрации кандидата,  руководствовался приведенными положениями и пришел к правильному  выводу об отсутствии у избирательной комиссии правовых оснований для  регистрации Гайдука Ю.Н. кандидатом на должность губернатора  Забайкальского края ввиду представления им недостаточного количества  подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных районов и городских округов из необходимого числа  муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в свою  поддержку. 

В апелляционной жалобе административный истец утверждает, что не  имелось законных оснований для отказа в его регистрации, поскольку в  подпункте «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» в качестве такого основания указано лишь на  недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных  органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных  выборах глав муниципальных образований. Поэтому административный истец  полагает, что количество муниципальных районов и городских округов, в  которых собраны подписи, правового значения для принятия решения о  регистрации кандидата не имеет. 

Позиция административного истца основана на неверном понимании  положений избирательного законодательства, правовые нормы которого  надлежит применять в совокупности, что означает возможность регистрации  кандидата в случае представления им в избирательную комиссию  необходимого количества достоверных подписей, отвечающих определенным  критериям, установленным в том числе частью 5 статьи 26 Закона  Забайкальского края «О выборах Губернатора Забайкальского края». 

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не  исследовал доказательства, подтверждающие злонамеренное  воспрепятствование сбору подписей со стороны других кандидатов, подлежат  отклонению, поскольку в рамках настоящего дела подлежит оценке законность  решения избирательной комиссии, выяснение же обстоятельств проставления  подписей не входит в компетенцию избирательной комиссии, в связи с чем не  может повлиять на законность ее решения. 

Следует отметить, что поддержка кандидата выборными лицами  местного самоуправления, как указал Конституционный Суд Российской  Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П, свидетельствует в  числе прочего и об определенной интегрированности кандидата в  политическую систему общества, соответственно, означает в конкретном  социально-историческом контексте и признание реальной способности  кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к  компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-


экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных  образований. 

Гайдук Ю.Н. наличие такой способности поддержкой выборными лицами  местного самоуправления в достаточном количестве муниципальных районов и  городских округов, вне зависимости от причин, не подтвердил. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и  обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в  апелляционной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 307-311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Забайкальского краевого суда от 8 августа 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Гайдука Юрия Николаевича - без  удовлетворения. 

Председательствующий