ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 73-АПА19-7 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 73-АПА19-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 26 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.  судей Кириллова В.С. и Зинченко И.Н. 

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Бадмаева Мункожапа Баторовича на решение  Верховного Суда Республики Бурятия от 13 августа 2019 года, которым  отказано в удовлетворении его административного искового заявления о  признании недействующим пункта 4 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия от  17 сентября 2003 года № 417-111 «О выборах главы муниципального  образования в Республике Бурятия» в части слов «а также в случае, если  количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей,  выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего  количества отобранных для проверки подписей». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова ВС, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:


Республики Бурятия № 417-Ш «О выборах главы муниципального образования  в Республике Бурятия», текст которого был опубликован в изданиях «Бурятия»   № 174, 18 сентября 2003 года (Официальный вестник № 44, «Собрание  законодательства Республики Бурятия», № 9, 2003). 

Статьей 25 Закона Республики Бурятия № 417-Ш «О выборах главы  муниципального образования в Республике Бурятия» урегулирован сбор  подписей в поддержку кандидатов, а в статье 25.1 данного Закона  регламентирована проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей,  оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их  подписей, содержащихся в подписных листах, и основания для признания  подписей недействительными. 

Бадмаев МБ., выдвинувший в порядке самовыдвижения свою  кандидатуру на должность мэра города Улан-Удэ, обратился в суд с  административным иском о признании недействующим со дня принятия пункта  4 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 года № 417-Ш  «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» (далее  - Закон Республики Бурятия № 417-Ш) в части слов «а также в случае, если  количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей,  выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего  количества отобранных для проверки подписей». По мнению  административного истца, оспариваемая норма нарушает его избирательные  права, поскольку умаляет гарантии избирательных прав, установленных  федеральным законом. 

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 13 августа 2019 года  в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе Бадмаев М.Б. просит решение суда отменить,  принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Народным  Хуралом Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия, Избирательной  комиссией Республики Бурятия представлены возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений относительно неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Правовой основой регулирования отношений, связанных с  осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными  в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон № 67-ФЗ). 

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ данным  Федеральным законом определяются основные гарантии реализации  гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в  выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, 


уставами муниципальных образований. Федеральные законы, конституции  (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные  правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской  Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если  федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской  Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме  противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы  настоящего Федерального закона. 

В силу пункта 1 статьи 11 приведенного Федерального закона  законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция  Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные  законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные  нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской  Федерации. 

Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта  Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным  законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного  самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. 

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации  полномочий законодательным органом Республики Бурятия принят Закон  Республики Бурятия от 17 сентября 2003 года № 417-Ш «О выборах главы  муниципального образования в Республике Бурятия», отдельные положения  которого оспариваются административным истцом. 

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно  исходил из того, что оспариваемый Закон, определяющий порядок организации  и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории  Республики Бурятия, принят в пределах полномочий субъекта Российской  Федерации, определенных федеральным законодательством. 

Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей,  оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их  подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все  представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от  установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества  подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной  выборки (жребия) (пункт 3 статьи 3 8 Федерального закона № 67-ФЗ). 

Такая процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей  избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об  избирателях и их подписей при проведении выборов главы муниципального  образования в Республике Бурятия установлена статьей 25.1 Закона Республики  Бурятия № 417-Ш. 

Согласно пункту 3 данной статьи проверке подлежит не менее 20  процентов от установленного Законом Республики Бурятия № 417-Ш  необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в 


поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об  избирателях, поставивших подписи, за исключением случаев, указанных в  пункте 4 данной статьи. Подписи для проверки отбираются посредством  случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для  проверки. 

Пункт 4 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия № 417-Ш устанавливает,  что если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если  количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей,  выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего  количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все  представленные подписи. 

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждением  суда о том, что сравнительный анализ пункта 4 статьи 25.1 Закона Республики  Бурятия № 417-Ш свидетельствует о соответствии оспариваемого положения  регионального избирательного законодательства положениям пункта 3  статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской  Федерации» и не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу,  в частности указанной федеральной норме. 

Судом первой инстанции обоснованно отвергнут довод  административного истца о том, что оспариваемая норма нарушает равенство  прав кандидатов, предусмотренное пунктом 1 статьи 39 Федерального закона   № 67-ФЗ, поскольку не предоставляет избирательной комиссии возможность  произвольно определять переход от выборочной проверки к сплошной  проверке подписей избирателей. 

Судебная коллегия считает, что возможность проведения проверки всех  представленных подписей в случае, если при первоначальной выборочной  проверке выявлены недостоверные и (или) недействительные подписи  избирателей в количестве 5 и более процентов от общего количества  отобранных для проверки подписей, является дополнительной гарантией для  прохождения процедуры регистрации и продолжения избирательной компании. 

Указанное правовое регулирование не может рассматриваться в качестве  ограничения избирательных прав кандидата. 

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что  оспариваемое положение Закона Республики Бурятия № 417-Ш не нарушает  прав и свобод административного истца, в связи с чем принял законное и  обоснованное решение об отказе в удовлетворении его заявления. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, по существу сводятся к переоценке выводов суда,  основаны на неверном толковании норм материального права, и не влияют на  правильность выводов суда первой инстанции. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Верховного суда Республики Бурятия от 13 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадмаева Мункожапа  Баторовича - без удовлетворения.