ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 78-АПА19-54 от 29.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-АПА19-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва «29» августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н. 

судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е. 

при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционным жалобам Шишкина Никиты Максимовича и  избирательной комиссии внутригородского муниципального образования  Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский на решение Санкт- Петербургского городского суда от 16 августа 2019 года, которым отказано в  удовлетворении административного иска Шишкина Никиты Максимовича о  признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской  избирательной комиссии от 2 августа 2019 года № 126-2, которым отменено  решение избирательной комиссии внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский от  23 июля 2019 года № 74-07/2019 и Калайдин П.С. зарегистрирован  кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского  муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ  Введенский шестого созыва по многомандатному избирательному округу   № 178. 


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова ВС, объяснения представителя избирательной комиссии  внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский Березина А.В., представляющего также  Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, поддержавшего доводы  апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных  жалоб представителя Калайдина П.С. - Карманова П.А., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский от 9 июня  2019 года № 1-06/2019 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов  Муниципального Совета внутригородского муниципального образования  Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский шестого созыва. 

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский от 9 июня  2019 года № 01-06/2019 на неё возложены полномочия окружных  избирательных комиссий многомандатных избирательных округов № 178 и   № 179 по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского  муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ  Введенский шестого созыва (далее также окружная избирательная комиссия). 

Решением окружной избирательной комиссии от 3 июля 2019 года   № 47-07/2019 Калайдину П.С, выдвинутому избирательным объединением  Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии  «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко», отказано в  регистрации кандидатом в депутаты представительного органа данного  муниципального образования шестого созыва по многомандатному  избирательному округу № 178. 

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля  2019 года № 117-3 отменено названное решение окружной избирательной  комиссии от 3 июля 2019 года № 47-07/2019, на избирательную комиссию  возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации  кандидата в депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский шестого созыва Калайдина П.С. в  установленный законом срок (пункт 2), при повторном рассмотрении  руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии,  изложенными в решении (пункт 3). 

Решением окружной избирательной комиссии от 23 июля 2019 года   № 74-07/2019 Калайдину П.С. вновь отказано в регистрации кандидатом в  депутаты. 


Решением Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 31 июля 2019 года № 215/1636-7 пункты 2 и 3 решения Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года № 117-3  отменены, на Санкт-Петербургскую избирательную комиссию возложена  обязанность зарегистрировать Калайдина П.С. кандидатом в депутаты  названного округа шестого созыва по многомандатному избирательному  округу № 178 незамедлительно после поступления жалобы на решение  избирательной комиссии внутригородского муниципального образования  Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский от 23 июля 2019 года   № 74-07/2019. 

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа  2019 года № 126-2 отменено решение окружной избирательной комиссии от  23 июля 2019 года № 74-07/2019, Калайдин П.С. зарегистрирован кандидатом  в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский шестого  созыва по многомандатному избирательному округу № 178. 

Шишкин Н.М., выдвинутый в порядке самовыдвижения,  зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному  округу, обратился в суд с административным иском об отмене  вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от  2 августа 2019 года № 126-2. 

В обоснование заявленных требований административный истец  сослался на то, что решения избирательной комиссии внутригородского  муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ  Введенский об отказе Калайдину П.С. в регистрации кандидатом в депутаты  являлись законными, так как последний представил в избирательную  комиссию выписку из протокола второго этапа ХУШ-ой Конференции  Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии  «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о выдвижении  кандидатов в депутаты по избирательному округу № 179, в то время как в  заявлении дал согласие баллотироваться по избирательному округу № 178,  однако решения о его выдвижении по избирательному округу № 178 не  представлял. По мнению Шишкина Н.М., постановление Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации от 31 июля 2019 года   № 215/1636-7 принято с превышением установленной компетенции,  поскольку Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при  рассмотрении жалобы Калайдина П.С. была вправе лишь оставить её без  удовлетворения. Санкт-Петербургская избирательная комиссия не  рассмотрела жалобу Калайдина П.С. в порядке, предусмотренном  Положением о рабочей группе по предварительному рассмотрению жалоб  (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и  их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан  Российской Федерации, иных обращений о нарушении закона, утверждённом  постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 июля  2016 года № 154-9. Кроме того, член Санкт-Петербургской избирательной 


комиссии с правом решающего голоса Краснянский Д.В., проголосовавший  против оспариваемого решения, подал на него особое мнение. 

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2019  года в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционных жалобах Шишкина Н.М. и избирательной комиссии  внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский ставится вопрос об отмене решения суда  первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении  заявленных требований. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему. 

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных  требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое  решение принято Санкт-Петербургской избирательной комиссией в пределах  своей компетенции и действующего избирательного законодательства,  которое предусматривает обязательность решений вышестоящей  избирательной комиссии (Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации) для нижестоящей комиссии. 

Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства,  сделал вывод о том, что при обращении в избирательную комиссию  Калайдиным П.С. были представлены все необходимые документы для  уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, включая  соответствующую выписку из протокола второго этапа ХУШ-ой  Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической  партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о  выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу № 178, что  свидетельствует об отсутствии нарушений избирательного законодательства,  с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной  комиссии о регистрации кандидата в депутаты. 

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой  инстанции о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии  принято в соответствии с нормами избирательного законодательства,  поскольку сделанные выводы основаны на неправильном толковании норм  материального права и не соответствуют обстоятельствам настоящего  административного дела. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной  комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по  заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному  округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной  комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24 - 26 


статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований,  предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом. 

Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002  года № 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата списка  кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению  комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 2426 настоящей статьи, являются исчерпывающими. 

Основания отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24  статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункте 4  статьи 29 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных  советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»  от 26 мая 2014 года № 303-46 (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014  года № 303-46). 

В числе таковых федеральный законодатель предусмотрел отсутствие  среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и  регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с  названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о  выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 24 статьи  38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). 

Аналогичное положение содержится в подпункте «в» пункта 4 статьи  29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46. 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать  кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе  избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином  избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один  список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица  - одного кандидата (пункт 1); законом субъекта Российской Федерации  может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением  кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам  списком, в котором определяется, по какому одномандатному  (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат  (пункт 1.1). 

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным  (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта  Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по  одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо  документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего  Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5  статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные  комиссии, в частности, следующие документы: решение съезда политической  партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения,  общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а  в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических 


партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального  отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции,  собрания) иного общественного объединения, его регионального или  местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему  одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт «в»). 

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 24 Закона  Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46. 

Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении  кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского  муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ  Введенский шестого созыва по многомандатному избирательному округу   № 178 Калайдин П.С. представил, в том числе заявление о согласии  баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета  внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский шестого созыва по многомандатному  избирательному округу № 178 и выписку из протокола второго этапа  ХУШ-ой Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения  политической партии «Российская объединённая демократическая партия  «Яблоко» о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу   № 179, в которой в качестве кандидата отсутствует Калайдин П.С. 

В личном деле кандидата в депутаты Калайдина П.С. имеется выписка  из протокола второго этапа ХУШ-ой Конференции Санкт-Петербургского  регионального отделения политической партии «Российская объединённая  демократическая партия «Яблоко» о выдвижении кандидатов в депутаты по  избирательному округу № 179, в которой в качестве кандидата отсутствует  Калайдин П.С. 

Судебная коллегия принимает во внимание, что в личном деле  кандидата Калайдина П.С. отсутствует выписка из протокола второго этапа  ХУШ-ой Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения  политической партии «Российская объединённая демократическая партия  «Яблоко» о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу   № 178. 

Решением окружной избирательной комиссии от 3 июля 2019 года   № 47-07/2019 Калайдину П.С, выдвинутому избирательным объединением  Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии  «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко», отказано в  регистрации кандидатом в депутаты представительного органа данного 


муниципального образования шестого созыва по многомандатному  избирательному округу № 178 в связи с отсутствием решения Конференции  Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии  «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о выдвижении  Калайдина П.С. кандидатом в депутаты по многомандатному  избирательному округу № 178. 

С учетом того, что до заседания избирательной комиссии, на которой  рассматривался вопрос о регистрации кандидата Калайдина П.С, им не были  представлены документы, оформленные в соответствии с требованиями  закона, у окружной избирательной комиссии имелись правовые основания,  установленные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подпунктом «в» пункта 4 статьи 29 Закона  Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, для отказа в регистрации  Калайдина П.С. кандидатом в депутаты в Муниципальный Совет  внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский шестого созыва по многомандатному  избирательному округу № 178. 

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия считает  неосновательным вывод суда первой инстанции о представлении кандидатом  Калайдиным П.С. надлежащей выписки из протокола второго этапа ХУШ-ой  Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения политической  партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о  выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу № 178,  поскольку такой вывод суда не основан на фактических обстоятельствах  данного дела, и опровергается имеющимися в деле доказательствами,  фактически носит предположительный характер. 

Как видно из материалов административного дела, решением Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года № 126-2  отменено решение избирательной комиссии внутригородского  муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ  Введенский от 23 июля 2019 года № 74-07/2019 об отказе в регистрации  Калайдину П.С. кандидатом в депутаты Муниципального Совета  внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский шестого созыва по многомандатному  избирательному округу № 178 и Калайдин П.С. зарегистрирован кандидатом  в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский шестого  созыва по многомандатному избирательному округу № 178. 

Основанием для принятия оспариваемого решения Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года послужила  правовая позиция Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации, изложенная в постановлении от 31 июля 2019 года № 215/1636-7,  которым были отменены пункты 2 и 3 решения Санкт-Петербургской  избирательной комиссии от 16 июля 2019 года № 117-3 и постановлено 


обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию зарегистрировать  Калайдина П.С. кандидатом в депутаты. 

Судебная коллегия полагает, что решение Санкт-Петербургской  избирательной комиссии принято в пределах своей компетенции,  установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (статьи  23 и 75), с учетом положений пункта 10 статьи 20 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ об обязательности решений вышестоящей  комиссии для нижестоящей. 

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судом первой  инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное  значение по делу. 

Как следует из содержания постановления от 16 июля 2019 года   № 117-3 Санкт-Петербургская избирательная комиссия, отменяя решение  нижестоящей комиссии и обязывая её повторно рассмотреть вопрос о  регистрации кандидата (пункт 2), указала, что при повторном рассмотрении  следует руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной  комиссии, изложенными в решении (пункт 3). 

Постановлением от 20 июля 2019 года № 119-119 Санкт-Петербургская  избирательная комиссия внесла изменения в своё решение от 16 июля  2019 года № 117-3 по жалобе Калайдина П.С, в котором исключила абзац  десятый мотивировочной части решения. 

Из содержания указанного абзаца следует, что Санкт-петербургская  избирательная комиссия, изучив документы, в том числе представленные для  выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Хусу П.М. по  многомандатному избирательному округу № 179, полагает, что доводы о  непредоставлении Калайдиным П.С выписки из протокола Конференции  Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии  «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» о выдвижении  кандидатов по многомандатному избирательному округу № 178,  опровергаются документами, представленными на заседание Рабочей  группы. 

Проанализировав указанные постановления Санкт-Петербургской  избирательной комиссии от 16 и 20 июля 2019 года, Судебная коллегия  приходит к выводу, что в решении об отмене постановления нижестоящей  избирательной комиссии отсутствует мотивированный вывод о наличии либо  отсутствии в документах, представленных для выдвижения и регистрации  кандидатом в депутаты Калайдиным П.С, надлежащего решения  политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему  одномандатному (многомандатному) избирательному округу, что  свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и в связи с этим  необоснованности вывода суда первой инстанции об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

При таких обстоятельствах не имелось правовых оснований для  признания незаконным и отмене постановления окружной избирательной  комиссии об отказе Калайдину П.С. в регистрации кандидатом в депутаты. 


Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на  неправильном истолковании норм материального права и не соответствуют  обстоятельствам административного дела, что в силу пункта 3 части 2 и  пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации является основанием для удовлетворения  апелляционных жалоб и отмены решения суда с принятием нового решения  об удовлетворении заявленных административных исковых требований. 

Частью 4 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации предусмотрено, что в определении суда  апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами  судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей  апелляционных жалобы, представления. 

Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции  удовлетворены апелляционные жалобы, решение суда отменено, а  административный иск подлежит удовлетворению, требования представителя  заинтересованного лица Карманова П.А. о взыскании судебных расходов при  рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции не  подлежат удовлетворению. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей  307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа  2019 года отменить. 

Принять по делу новое решение, которым административный иск  Шишкина Никиты Максимовича удовлетворить. 

Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа  2019 года № 126-2 «О жалобе Калайдина П.С. на решение избирательной  комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга  муниципальный округ Введенский об отказе в регистрации кандидатом в  депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального  образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский шестого  созыва» признать незаконным и отменить.