ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 80-АПА19-14 от 16.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 80-АПА19-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 16 октября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе министерства строительства и архитектуры  Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 26 июня  2019 года, которым удовлетворён административный иск акционерного  общества «Контактор» о признании недействующим пункта 9530 Перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом  агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской  области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителей акционерного общества «Контактор» Дмитриева К.И. и  Притуповой Ю.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит  оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Согласно пункту 9530 Перечня в него включён объект недвижимого  имущества с кадастровым номером 73:24:041802:695, расположенный по  адресу: город Ульяновск, Ленинский район, улица Карла Маркса, дом 12,  корпус 3. 

Акционерное общество «Контактор» (далее - Общество) обратилось в суд  с административным иском о признании недействующим пункта 9530 Перечня,  ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности указанное  помещение (далее также - Помещение) не относится к объектам недвижимого  имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их  кадастровая стоимость; включение Помещения в Перечень возлагает на  Общество дополнительные расходы в виде уплаты налога в завышенном  размере, чем нарушает его права. 

Решением Ульяновского областного суда от 26 июня 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено; признан не действующим  со дня принятия пункт 9530 Перечня объектов недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на  2019 год, утверждённого приказом агентства государственного имущества и  земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года   № 167-ПОД. 

В апелляционной жалобе министерство строительства и архитектуры  Ульяновской области просит решение суда первой инстанции отменить и  принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного  иска. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации  налог на имущество организаций является региональным налогом,  устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом  законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие  обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской  Федерации. 

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 названного кодекса  субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать 


особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого  имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-30 «О  налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» на  территории области установлен и введён в действие налог на имущество  организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы  в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также  предусмотрены льготы по налогу и основания для их использования  налогоплательщиками. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов  недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно- деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при  условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и  более квадратных метров; 2) нежилых помещений, назначение, разрешённое  использование или наименование которых в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости  предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически  используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь  указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров  (статья 1.1 названного регионального закона). 

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового  периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в  налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов  недвижимого имущества, а также размещает перечень на своём официальном  сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Осуществление указанных полномочий на момент принятия  оспариваемого акта было возложено на агентство государственного имущества  и земельных отношений Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.6  Положения об агентстве государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области, утверждённого постановлением правительства  Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П. 

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из  кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых  центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых  помещений, назначение, разрешённое использование или наименование  которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином 


государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта  (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,  торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания. 

В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром  или торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое  здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или  нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один  из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение  офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения  или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового  обслуживания. 

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации в целях данной статьи фактическим использованием нежилого  помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся  использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения  офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов  бытового обслуживания. 

Из материалов дела следует, что административным ответчиком в  пункт 9530 Перечня включено принадлежащее на праве собственности  Обществу нежилое помещение, площадью 9189,5 кв. м, с кадастровым номером  73:24:041802:695 (помещения 4, 5, 38, 39, 52, 53, 119, 140 на 1-м этаже,  помещения 1-59, 61-68 на 2-м этаже, помещения 1-43 на 3-м этаже, помещения  1-88, 91-101 на 4-м этаже, помещения 3, 5, 6, 11-96, 104 на 5-м этаже,  помещения 1-12 на техническом этаже), находящееся в здании, расположенном  на принадлежащем административному истцу на праве собственности  земельном участке с разрешённым использованием - для размещения  производства, которое является отдельным видом разрешённого использования  земельных участков, не включающего размещение офисных зданий делового,  административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает обоснованным заключение суда о том, что вид  разрешённого использования принадлежащего административному истцу  земельного участка - «для размещения производства» не подпадает под  критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не позволяет  отнести расположенное на нём здание к административно-деловому центру,  торговому центру (комплексу) по данному основанию. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и  техническому паспорту на Помещение, составленному 5 сентября 2017 года, 


назначение Помещения - нежилое, в его состав входят помещения  административно-бытового назначения (кабинеты, лаборатории, туалеты,  коридоры, тамбуры, лестничные клетки, подсобные, раздевалка, санузел и т.п.).  Технический паспорт не предусматривает размещение в Помещении офисов,  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов  бытового обслуживания. 

Кроме того, в соответствии с представленным суду министерством  строительства и архитектуры Ульяновской области актом обследования  (строения, сооружения) или помещения от 17 сентября 2018 года на момент  обследования Помещения его использование под торговые цели и под офисы  не выявлено. 

Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащий истцу объект  недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 2  пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом  использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной  инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к  административно-деловому или торговому центру и по данному основанию. 

Правильным является вывод суда о том, что размещение в Помещении  административного ресурса Общества площадью 2521,6 кв. м, то есть  использование данной площади в административных целях предприятия при  осуществлении производственной деятельности, не даёт оснований считать его  административно-деловым центром. Наличие в Помещении кабинетов  недостаточно для отнесения его к объектам налогообложения, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества,  поскольку они предназначены для размещения администрации предприятия,  занимающегося производством электрической распределительной и  регулирующей аппаратуры, функционально являются единым  производственным комплексом, и документы технического учёта не отражают  такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством,  как наличие централизованных приёмных помещений, комнат для проведения  встреч, офисного оборудования, парковок. 

Выводы суда о наличии оснований для признания пункта 9530 Перечня  противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу, и недействующим, вопреки утверждению в апелляционной  жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела,  подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по  правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими  спорные отношения. 

В жалобе министерства строительства и архитектуры Ульяновской  области не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или  изменение решения суда в апелляционном порядке. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Ульяновского областного суда от 26 июня 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и  архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи