ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 80-АПА 19-6
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 14 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова ВС.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Герасимова Сергея Алексеевича на решение Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании пункта 14472 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года № 157-ПОД и пункта 7367 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила :
приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года № 157-ПОД и приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД утверждены
Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год и 2019 год соответственно.
В пункт 14472 Перечня на 2018 год и в пункт 7367 Перечня на 2019 год включено принадлежащее Герасимову Сергею Алексеевичу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г <...>, <...>
Административный истец, обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 14472 Перечня на 2018 год и пункта 7367 Перечня на 2019 год, ссылаясь на то, что включённый в Перечень объект недвижимости не обладает предусмотренными статьёй 378 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, включение его в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Герасимов С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что помещение с кадастровым номером <...>, расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> имеющим вид разрешенного использования: «для размещения объектов торговли, досуга и развлечений», предусматривающий размещение на нем объектов торговли, в связи с чем помещение подлежит включению в перечни по виду разрешенного использования земельного участка.
С таким выводом согласиться нельзя.
Наличие соответствующего вида разрешенного использования земельного участка является одним из критериев позволяющим отнести то или иное отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) к административно-деловому или торговому центру (комплексу) (подпункты 1 пунктов 3,4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для включения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, помещения, федеральный законодатель предусматривает либо нахождения его в административно-деловом и (или) торговом центре (комплексе), либо соответствие критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378
Налогового кодекса Российской Федерации, то есть назначение, разрешенное использование или наименование нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, помещение с кадастровым номером <...> критериям установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует, объект недвижимости (согласно технической документации) имеет наименование картофелехранилище, назначение - нежилое, фактическое обследование в отношении объекта недвижимости не проводилось.
Допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нежилое помещение с кадастровым номером <...> является помещением торгового центра (комплекса), то есть входит в состав отдельно стоящего нежилого здания (или само является отдельно стоящим нежилые зданием (строением, сооружением)), расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, имеющим вид разрешенного использования: «для размещения объектов торговли, досуга и развлечений», материалы дела не содержат.
Очевидно, что при таких данных вывод суда первой инстанции о законности включения помещения с кадастровым номером <...> в оспариваемые пункты перечней является неправомерным.
Учитывая изложенное выше, а так же, что административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств свидетельствующих о соответствии помещения с кадастровым номером <...> объектам недвижимости, поименованным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия, полагает решение Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение которым административное исковое заявление Герасимова Сергея Алексеевича удовлетворить.
Признать не действующим с момента его принятия пункт 14472 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого
приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года № 157-ПОД.
Признать не действующим с момента его принятия пункт 7367 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД.
Председательствующий
Судьи