ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 81-АПА19-20 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 81-АПА19-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 октября 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению акционерного общества  «Теплоэнерго» о признании недействующими постановления региональной  энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2018 г. № 424  «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере  холодного водоснабжения питьевой водой АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)»,  постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области  от 7 декабря 2018 г. № 425 «Об утверждении производственной программы в  сфере холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов  на питьевую воду АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)» по апелляционной  жалобе акционерного общества «Теплоэнерго» на решение Кемеровского  областного суда от 6 мая 2019 г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения директора акционерного общества  «Теплоэнерго» Недосекина К.В., представителей акционерного общества  «Теплоэнерго» Кайгородова О.В. и Минофьевой Г.А., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 


установила:

акционерное общество «Теплоэнерго» (далее - АО «Теплоэнерго»)  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании  недействующими постановления Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области от 7 декабря 2018 г. № 424 «Об установлении  долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере холодного  водоснабжения питьевой водой АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)»,  постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области  от 7 декабря 2018 г. № 425 «Об утверждении производственной программы в  сфере холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов  на питьевую воду АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)». 

Решением Кемеровского областного суда от 6 мая 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции,  АО «Теплоэнерго» обратилось в Судебную коллегию по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в  которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на  неправильное применение норм материального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Региональной энергетической комиссией Кемеровской области,  прокуратурой Кемеровской области представлены возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации установила следующее. 

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и  водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г.   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о  водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере  водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и  Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. № 406, а  также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной  службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические  указания). 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и  водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и  водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации. 


Согласно пунктам 3.39, 3.41 Положения о Региональной  энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного  постановлением Коллегии администрации Кемеровской области  от 6 сентября 2013 г. № 371, Региональная энергетическая комиссии  Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, Комиссия)  устанавливает тарифы и утверждает производственные программы в сфере  водоснабжения. 

Постановления РЭК Кемеровской области от 7 декабря 2018 г. № 424 и   № 425 приняты уполномоченным органом в установленной форме. Порядок  опубликования данных нормативных актов соблюден. Постановления  опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Региональной  энергетической комиссии Кемеровской области» \\г\у\у.геско.ги. 

Как следует из материалов дела, Комитет по управлению  муниципальным имуществом города Кемерово передал АО «Теплоэнерго»  в аренду специализированное муниципальное имущество, в том числе четыре  насоса для подъема воды из скважины, четыре водозаборные скважины,  башню водонапорную, емкость для хранения воды, расположенные на  территории котельной № 24 оздоровительного лагеря «Спутник» д. Журавли  Кемеровского района, два насоса для подъема воды, бак запаса воды,  скважину водозаборную, башню водонапорную, расположенные на  территории котельной № 25 оздоровительного лагеря «Пламя»  д. Старочервово Кемеровского района, емкость, бак запаса воды, резервуар  для воды, две скважины водозаборные, расположенные на территории  котельной № 54 оздоровительного лагеря «Солнечный» Топкинского района,  на срок до 1 июня 2024 г. на основании договора аренды от 7 марта 2008 г.   № 404. 

На основании договора холодного водоснабжения от 1 января 2018 г.   № 19 АО «Теплоэнерго» оказывает муниципальному автономному  учреждению «Оздоровительный комплекс «Отдых» услуги холодного  водоснабжения для обеспечения нужд оздоровительных лагерей «Спутник»,  «Журавлик», «Солнечный», «Пламя». 

АО «Теплоэнерего» 28 апреля 2018 г. обратилось в РЭК Кемеровской  области с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду на 2019- 2023 годы с применением метода индексации. 

РЭК Кемеровской области принято постановление от 7 декабря 2018 г.   № 424 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов в  сфере холодного водоснабжения питьевой водой АО «Теплоэнерго»  (г. Кемерово)», которым обществу установлены долгосрочные параметры  регулирования тарифов на питьевую воду на период с 1 января 2019 г.  по 31 декабря 2023 г. 

Также РЭК Кемеровской области принято постановление от 7 декабря  2018 г. № 425, которым для предприятия утверждена производственная  программа в сфере холодного водоснабжения питьевой водой и установлены 


тарифы на питьевую воду с применением метода индексации на период  с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. 

Основанием для признания недействующими постановлений РЭК  Кемеровской области от 7 декабря 2018 г. № 424 и № 425, по мнению  административного истца, является их несоответствие Основам  ценообразования, поскольку в необходимую валовую выручку не включены  экономически обоснованные расходы, понесенные обществом. 

Согласно пункту 75 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и  водоотведения при применении метода индексации регулируемые тарифы  устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования  тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом  применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет,  если иное не установлено федеральным законом. 

К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на  долгосрочный период регулирования относятся: базовый уровень  операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов;  нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и  энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход  электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного  уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ  ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования). 

В силу пункта 61 Основ ценообразования уровень операционных  расходов, установленный на первый год долгосрочного периода  регулирования, является базовым, включает производственные расходы (за  исключение расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую  энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы,  административные расходы и сбытовые расходы, определяемые в  соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования. 

Согласно пункту 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и  водоотведения необходимая валовая выручка регулируемых организаций  определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых  им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода  регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей  надежности, качества и энергетической эффективности объектов  централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения,  установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с  нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере  водоснабжения и водоотведения. 

При определении расчетных значений расходов, учитываемых при  установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует  экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов,  выполненных работ (услуг) и применяет источники информации о ценах,  перечисленные в приоритетном порядке в пункте 22 Основ ценообразования 


(в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемых нормативных  правовых актов). 

При определении фактических значений расходов орган регулирования  тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности  регулируемой организации за соответствующий период, а также данные,  полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ  ценообразования). 

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган  регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении  в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в  случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с  Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена. 

Судом первой инстанции сделан вывод об обоснованности расчета  административным ответчиком операционных расходов АО «Теплоэнерго»  при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2019-2023 гг. 

Из материалов дела следует, что, определяя расходы на оплату труда,  орган регулирования в своих расчетах не руководствовался положениями  отраслевого тарифного соглашения, что привело к занижению данных затрат  по сравнению с предложением регулируемой организации. С расчетом  административного ответчика согласился суд первой инстанции. 

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в части  неприменения параметров отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве, поскольку регулируемая организация не включена  в региональный реестр его участников, считает неправильными по  следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении  расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку,  размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими  указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных  договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или)  фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний  расчетный период регулирования в регулируемой организации и других  регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды  регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом  прогнозного индекса потребительских цен. 

Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при  определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую  выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с  приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям. 

При этом в порядке приоритетности используются следующие  сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры  трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников,  работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской 


Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое  соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде  регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях,  осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в  сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;  условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен. 

Судом первой инстанции не учтено, что в сфере водоснабжения и  водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое  тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской  Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым  объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским  профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в  ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 г.), а также  Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве  Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским  отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных  предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения  16 марта 2017 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное  16 марта 2017 г.). 

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по  предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого  соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти,  осуществляющего функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после  опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в  заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.  Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно  содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его  опубликования. 

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей  отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то  соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня  официального опубликования этого предложения. 

Специальный порядок присоединения организаций к отраслевому  тарифному соглашению путем направления письма о присоединении к  соглашению либо путем подписания соответствующего соглашения  (договора) для последующего включения в региональный реестр участников  определен разделом 11 «Заключительные положения» ОТС в ЖКХ РФ на  2017-2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 г. 


При этом Министр труда и социальной защиты Российской Федерации  не направлял работодателям, не участвовавшим в заключении ОТС в ЖКХ  РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 г., предложение  присоединиться к данному соглашению в порядке статьи 48 Трудового  кодекса Российской Федерации и пункта 11.8 названного ОТС. 

Таким образом, отсутствие работодателя организации в региональном  реестре участников ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного  16 марта 2017 г., свидетельствует о неприсоединении к данному соглашению  и невозможности применения его параметров. 

Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации  от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно- коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в  ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., или  представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. В отсутствие  мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно  будет считаться распространенным на этих работодателей. 

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного  8 декабря 2016 г., предусмотрено условие о присоединении к данному  соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо  организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному  письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации  от 03 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-тидневный  срок мотивированного отказа. 

Поскольку АО «Теплоэнерго» не направляло мотивированный  письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы,  утвержденному 8 декабря 2016 г., действие данного соглашения считается  распространенным и на данную регулируемую организацию, поэтому  административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда  руководствоваться положениями данного соглашения, в том числе применять  минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда,  утвержденные указанным соглашением. 

Так, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения  минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда  на 1 января 2019 г. составила 10 303 руб., что соответствует тарифному  предложению регулируемой организации. Расчет органом регулирования  заработной платы исходя из ставки, равной 7 504,13 руб.,  проиндексированной на ИПЦ, является неправомерным и экономически  необоснованным. 

То обстоятельство, что общество представило в материалы судебного  дела ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 16 марта 2017 г., не  свидетельствует о невозможности применять в приоритетном порядке  положения ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря  2016 г., поскольку упомянутые отраслевые тарифные соглашения 


предусматривают одинаковые минимальные месячные тарифные ставки  рабочих первого разряда по состоянию на 1 января 2019 г. 

Подход органа регулирования к расчету численности основного  производственного, цехового и административно-управленческого персонала  является мотивированным и экономически обоснованным. 

Отчисления на социальные нужды подлежат пересчету исходя из  расходов на оплату труда. 

По другим подконтрольным расходам расчет административного  ответчика является экономически обоснованным, доводы, изложенные в  апелляционной жалобе, данный расчет не опровергают. 

В части признания обоснованности определения РЭК Кемеровской  области расходов АО «Теплоэнерго» на химические реагенты суд исходил из  следующего. 

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования (в редакции,  действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового  акта) при определении расчетных значений расходов, учитываемых при  установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует  экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов,  выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых  получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):  а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары  (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае,  если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат  государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах,  заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели,  определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской  Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской  Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый  период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные  в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый  период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к  предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды  топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста  заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы,  услуги), производимых другими регулируемыми организациями,  осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения  и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на  потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги),  сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения  о которых предоставляются независимыми специализированными  информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор 


информации о рыночных ценах, разработку и внедрение  специализированных программных средств для исследования рыночных цен,  подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о  рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой  организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных  торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на  территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и  статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих  периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются  указанные данные. 

Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе  производственных расходов учитываются: расходы на приобретение сырья и  материалов и их хранение; расходы на приобретаемые электрическую  энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических  ресурсов и холодную воду; расходы на оплату регулируемыми  организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или)  услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения  и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;  расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного  производственного персонала; расходы на уплату процентов по займам и  кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога  на прибыль; расходы на общехозяйственные расходы; прочие  производственные расходы, определяемые в соответствии с  Мметодическими указаниями. 

Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею  для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение  рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов,  являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и  материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и  материалов (пункт 50 Основ ценообразования). 

Регулируемая организация представляет в органы регулирования  тарифов информацию согласно приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим  указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других  видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5  процентов общей величины расходов на сырье и материалы (пункт 19  Методических указаний). 

Согласно подпунктам «г», «л», «о» пункта 17 Правил регулирования  тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии  бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период  регулирования и на последнюю отчетную дату, копии документов,  подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в  установленной законодательством Российской Федерации порядке  (положение о закупке, извещение о проведении закупок, документация о 


закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения  закупок, копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья,  топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними  организациями на очередной период регулирования. 

Суд первой инстанции исследовал договор от 9 января 2014 г. № 01/14,  заключенный с ООО «Авис» на поставку реактивов и химической посуды, а  также коммерческие предложения ООО Фирма «Авис» от 7 февраля 2018 г.   № 01/0 и ООО ТД «Алькор» на 2018 год, содержащие сведения о стоимости  реактивов. Таким образом, судом первой инстанции фактически дана оценка  обоснованности предложенных обществом цен на реактивы, а не на  реагенты, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе. 

При этом договор поставки от 9 января 2014 г. № 01/14 заключен без  проведения процедуры закупки, соответствующий договор на плановый  период не представлен, актуальная стоимость реактивов и химической  посуды отсутствует. Коммерческие предложения не являются документами,  подтверждающими стоимость реактивов и химической посуды, а содержат  только информационные сведения. 

С учетом изложенного представленные документы не могли  использоваться в качестве источников актуальной и достоверной стоимости  заявленных сырья и материалов. 

Обоснования необходимости увеличения расходов по сравнению с  фактическим уровнем затрат 2017 года общество не представило. 

В связи с изложенным предложение общества по указанным  производственным расходам правомерно уменьшено органом регулирования  и принято на основании фактических данных 2017 года. 

Согласно пункту 41 Основ ценообразования к административным  расходам относятся в том числе расходы на оплату работ и (или) услуг,  выполняемых по договорам сторонними организациями или  индивидуальными предпринимателями, в экономически обоснованном  размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за  исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; расходы  на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно- управленческого персонала. 

Отклоняя требования истца в части расходов на автотранспортные  услуги, суд первой инстанции указал, что в нарушение пунктов 25, 30 Правил  регулирования тарифов факт несения данных расходов представленными  доказательствами должным образом не обоснован, в том числе  использование автотранспорта для обслуживания скважин, поскольку  расположение скважин территориально приближено к расположению  обслуживаемых обществом котельных. 

Кроме того, согласно пояснениям административного ответчика  путевые листы в материалы дела об установлении тарифов не  представлялись. Расчет административного истца, представленный Комиссии 


в ходе тарифного регулирования, не мотивирован и по результатам  направленного в адрес регулируемой организации запроса  обосновывающими материалами не подтвержден. Договор на очередной  период регулирования согласно пункту 17 Правил регулирования не  представлен, а договор от 14 июля 2015 г. № 21/15 не содержит информацию  об актуальной стоимости автотранспортных услуг. 

С учетом изложенного административный ответчик правомерно не  включил расходы на автотранспортные услуги в состав необходимой валовой  выручки на плановый период. 

Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных  расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных  систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем;  расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения  либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и  отчисления на социальные нужды ремонтного персонала. 

При определении расходов регулируемой организации на текущий и  капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически  (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ,  предусмотренный производственной программой регулируемой организации  (пункт 51 Основ ценообразования). 

Поскольку в представленных регулируемой организацией документах  отсутствовала информация о необходимости и целесообразности проведения  заявленных работ по текущему ремонту, орган регулирования  соответствующие затраты принял на уровне фактических расходов 2017 года,  применив ИПЦ. Обоснования необходимости увеличения расходов по  сравнению с расходами 2017 года обществом не приведено. 

В остальной части расчет органом регулирования расходов на ремонт  также является обоснованным, судом первой инстанции доводам  административного истца дана надлежащая оценка. 

Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции  относительно объема отпуска холодной воды по категориям потребителей. 

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и  водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием  централизованных систем горячего водоснабжения, холодного  водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании  договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и  водоотведения. 

Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска  воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в  соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на  очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования  (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя  из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний 


отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3  года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения)  объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или)  водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в  отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения  количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от  применения расчетных способов определения количества поданной воды  (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных  вод). 

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам,  определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических  указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой  абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в  котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемый новым  абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в  году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды  абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить);  планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение  (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией  абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением  нормативов потребления воды, а также темп изменения (снижения)  потребления воды. В случае если данные об объеме отпуска воды в  предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления  воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения)  потребления воды не должен превышать 5 процентов в год. 

Из материалов дела следует, что административным ответчиком на  протяжении нескольких периодов регулирования производилось поэтапное  снижение объемов реализации воды с целью доведения до фактических  значений, так как ранее соответствующие показатели принимались на уровне  предложения предприятия в отсутствие достоверной информации о  фактических объемах питьевой воды, отпускаемой абонентам, что привело к  превышению плановых значений над фактическими в несколько раз. 

В ходе тарифного регулирования на 2019-2023 гг. Комиссия  проанализировала представленные обществом документы, а также  фактическую динамику объемов реализации питьевой воды за последние три  года и установила, что превышен темп изменения (снижения) потребления  воды, определенный пунктом 5 Методических указаний. 

При принятии оспариваемого нормативного правового акта орган  регулирования с учетом части 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и  водоотведении и, принимая во внимание, что наибольший объем  потребления питьевой воды (свыше 82% от общего объема) приходится на  оздоровительные детские лагеря, рассчитал объемы реализации воды на  основании договора водоснабжения от 1 января 2018 г. № 19. Согласно 


данному договору расчетный объем водопотребления муниципального  автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Отдых» на 2018 год  составляет 23 035,33 м3, на 2019 год данный показатель не претерпел  изменения. 

Поскольку административный истец не опроверг обоснованность  указанного подхода ни документальными материалами, ни  соответствующими расчетами, Судебная коллегия полагает, что объем  реализации питьевой воды рассчитан Комиссией в экономически  обоснованном размере, с учетом соблюдения баланса экономических  интересов организации, осуществляющей холодное водоснабжение, и ее  абонентов. 

Согласно пункту 27 Основ ценообразования уровень потерь воды,  применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды,  определяется в соответствии с показателями надежности, качества и  энергетической эффективности объектов централизованных систем  водоснабжения и (или) водоотведения. 

В соответствии с подпунктом «з» пункта 17 Правил регулирования  к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет объема  оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности,  предусмотренным Законом о водоснабжении и водоотведении, с  обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при  транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям. 

Согласно пункту 8 Перечня показателей надежности, качества,  энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и  правил определения плановых значений и фактических значений таких  показателей, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г.   № 162/пр, показателями энергетической эффективности являются: а) доля  потерь воды в централизованных системах водоснабжения при  транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в  процентах); б) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на  подогрев горячей воды (Гкал/куб. м); в) удельный расход электрической  энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой  воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт*ч/куб. м); г)  удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом  процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема  транспортируемой воды (кВт*ч/куб. м); д) удельный расход электрической  энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на  единицу объема очищаемых сточных вод (кВт*ч/куб. м); е) удельный расход  электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе  транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых  сточных вод (кВт*ч/куб. м). 


Как следует из проекта производственной программы и экспертного  заключения административного ответчика, уровень потерь воды заявлен  обществом на 2019-2023 годы в размере 5,62% (555,6 м3 в год). Комиссией  предложено на весь период регулирования данный показатель установить в  размере 6,47%. 

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный  истец пояснил, что уровень потерь воды должен составлять 16,15% исходя из  отпуска воды по категориям потребителей 107 660,73 м3

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о  том, что при установлении оспариваемых тарифов обществом заявлена иная  величина потерь воды (5,62% вместо 16,15%), а какого-либо подтверждения  сведений о потерях воды регулируемой организацией не представлено.  Расчет данного показателя на уровне 6,47% выполнен в соответствии с  приведенными нормами и доводами апелляционной жалобы не опровергнут. 

Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение  электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую  выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на  электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды  (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из  плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). 

В части довода о занижении величины удельного расхода  электрической энергии ввиду неверного расчета объема реализации  холодной воды по категориям потребителей, - каких-либо нарушений не  установлено, другие данные, свидетельствующие о нарушении пункта 64  Основ ценообразования, также отсутствуют. 

С учетом того, что расходы на оплату труда определены  административным ответчиком с нарушением действующего  законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене  полностью, а необходимая валовая выручка подлежит пересчету органом  регулирования с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части  судебного акта. 

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Кемеровского областного суда от 6 мая 2019 г. отменить.

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской  области от 7 декабря 2018 г. № 424 «Об установлении долгосрочных  параметров регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения  питьевой водой АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)», постановления  Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 


2018 г. № 425 «Об утверждении производственной программы в сфере  холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов на  питьевую воду АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)» признать не действующим  с даты принятия настоящего определения. 

Возложить на Региональную энергетическую комиссию Кемеровской  области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового  акта. 

Председательствующий
Судьи