ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 81-АПА19-22 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 81-АПА19-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 7 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Кириллова ВС. и Калининой Л.А.  при секретаре Виноградовой Е.Н. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе регионального отделения в Кемеровской области  политической партии «Демократическая правовая Россия» на решение  Кемеровского областного суда от 6 мая 2019 года, которым удовлетворено  административное исковое заявление Управления Министерства юстиции  Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации регионального  отделения в Кемеровской области политической партии «Демократическая  правовая Россия» с исключением сведений о нем из Единого государственного  реестра юридических лиц. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, объяснения представителя регионального отделения в  Кемеровской области политической партии «Демократическая правовая  Россия» Охотина СВ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:


региональное отделение в Кемеровской области политической партии  «Демократическая правовая Россия» (далее - региональное отделение  политической партии), о чем в Единый государственный реестр юридических  лиц 14 марта 2014 года внесена запись о государственной регистрации. 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по  Кемеровской области обратилось с административным исковым заявлением о  ликвидации регионального отделения в Кемеровской области политической  партии «Демократическая правовая Россия» с исключением его из Единого  государственного реестра юридических лиц. 

В обоснование своих требований административный истец ссылался на  то, что региональное отделение политической партии в нарушение положений  пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ  «О политических партиях», подпунктов «в» и «л» пункта 1 статьи 5  Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не  предоставило обновленных сведений о месте нахождения юридического лица и  постоянно действующем руководителе, подлежащих внесению в Единый  государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем срок полномочий  председателя регионального отделения политической партии Охотина СВ.  согласно пунктов 4.2, 9.1 и 9.7 Устава политической партии «Демократическая  правовая Россия» истек 10 февраля 2017 года, обновленных сведений о  продлении его полномочий либо о переизбрании председателя региональным  отделением политической партии не представлялось. Председатель  регионального отделения политической партии Охотин СВ. на территории  Кемеровской области не проживает, в то время как согласно подпункту 5.3  пункта 5 статьи 10 Устава политической партии может состоять на партийном  учете только в одном региональном отделении по месту постоянного или  преимущественного проживания. Результатами проверочных мероприятий  также установлено фактическое отсутствие осуществления какой-либо  деятельности региональным отделением политической партии. 

Решением Кемеровского областного суда от 6 мая 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено, ликвидировано  региональное отделение в Кемеровской области политической партии  «Демократическая правовая Россия» с исключением его из Единого  государственного реестра юридических лиц. 

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение  суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности и принять по делу  новое решение об отказе в удовлетворении административного искового  заявления. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением  Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области  представлены возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены 


решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями  действующего законодательства. 

Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое  заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической  партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения,  другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой  организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или  религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о  прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано  органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом  на осуществление контроля за деятельностью указанных организации,  объединения или средства массовой информации. 

Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений,  иных структурных подразделений политических партий, общественных  объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и  иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений  прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к  полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по  субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о  федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих  организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской  Федерации от 11 июля 2012 года № 705; подпункт 74 пункта 6 Положения об  Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту  (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства  юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации,  утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от  3 марта 2014 года № 26). 

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации  органы государственной власти, органы местного самоуправления,  должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации и законы. 

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией  гражданами Российской Федерации права на объединение в политические  партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации  политических партий в Российской Федерации регулируются Федеральным  законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»). 

Обязанность политической партии, её региональных отделений и иных  структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию  Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также  устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27  Федерального закона «О политических партиях». 

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества 


посредством формирования и выражения их политической воли, участия в  общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в  целях представления интересов граждан в органах государственной власти и  органах местного самоуправления, является видом общественной организации  как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 1 статьи 3  Федерального закона «О политических партиях»). 

Под региональным отделением политической партии понимается  структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее  уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность  на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального  закона «О политических партиях»). 

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года   № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре  юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе юридического  лица в пределах его места нахождения (подпункт «в»); сведения о том, что  юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения  (подпункт «в.2»); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право  без доверенности действовать от имени юридического лица, а также  паспортные данные такого лица или данные иных документов,  удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской  Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии  (подпункт «л»). 

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях»  предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные  зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать  федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об  изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от  8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о  полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в  течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный  уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие  документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган,  который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об  изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или  ином зарегистрированном структурном подразделении. 

Аналогичное положение закреплено в пункте 6.1 статьи 9 Устава  политической партии «Демократическая правовая Россия». 

В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года   № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» если иное не установлено настоящим  Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с  момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за  исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и  индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента 


изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением  сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением  случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства  учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица,  имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и  индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в  регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и  жительства. 

Из содержания пунктов 4.2, 9.1 и 9.7 статьи 26 Устава политической  партии «Демократическая правовая Россия» следует, что лицом, имеющим  право без доверенности действовать от имени регионального отделения,  является председатель Регионального политического совета, который  избирается Региональным политическим советом из своего состава на срок  полномочий Регионального политического совета. Региональный политический  совет избирается на конференции из числа членов партии сроком на три года. 

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 42 Федерального закона  «О политических партиях» ликвидация регионального отделения и иного  структурного подразделения политической партии по решению суда  осуществляется в случае неоднократного непредставления региональным  отделением политической партии в установленный срок в соответствующий  территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения  изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за  исключением сведений о полученных лицензиях. 

По смыслу указанных правовых норм в их системном единстве следует,  что региональное отделение политической партии обязано сообщить в  регистрирующий орган и территориальный орган федерального  уполномоченного органа достоверные сведения о месте нахождения  юридического лица и сведения о руководителе, подлежащие внесению в  Единый государственный реестр юридических лиц с целью соблюдения прав  граждан на вступление в политическую партию, участия в ее деятельности,  которые вправе рассчитывать на достоверность информации, содержащейся в  государственных ресурсах. Неоднократное несоблюдение данной обязанности  служит самостоятельным основанием для ликвидации регионального отделения  политической партии по решению суда. 

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении и  разрешении административного дела, по сведениям из Единого  государственного реестра юридических лиц адресом (местом нахождения)  регионального отделения в Кемеровской области политической партии  «Демократическая правовая Россия» значится: 650066, Кемеровская область,  город Кемерово, <...>; лицом, имеющим право  без доверенности действовать от имени регионального отделения, является  председатель Регионального политического совета Охотин СВ., избранный на  конференции регионального отделения в Кемеровской области политической  партии «Демократическая правовая Россия» от 10 февраля 2014 года. 

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок  полномочий председателя Регионального политического совета Охотина СВ. 


истек 10 февраля 2017 года, то есть через три года после избрания  Регионального политического совета. Обновленных сведений об избрании  нового председателя Регионального политического совета, необходимых для  внесения в качестве изменений в Единый государственный реестр юридических  лиц, не представлено, что материалами дела не опровергается. 

Согласно пункту 5.3 статьи 10 Устава политической партии член партии  может состоять на партийном учете только в региональном отделении по месту  постоянного или преимущественного проживания. Член партии в случае  изменения места жительства или преимущественного проживания обязан  оформить снятие с партийного учета в первичном (местном или региональном)  отделении партии, в котором состоял на учете, и встать на учет в отделении  партии по новому месту проживания. 

Из содержания ответа Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД  России по Кемеровской области от 31 января 2019 года № 27/29-162 следует,  что 31 июля 2015 года Охотин СВ. выписан из жилого помещения в г.  Кемерово, и зарегистрирован по месту своего жительства по адресу:  <...>

Данное обстоятельство дополнительно свидетельствует о необходимости  представления региональным отделением политической партии обновленных  сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени,  однако, в нарушение вышеприведенных положений федерального  законодательства, таких сведений в регистрирующий орган представлено не  было. 

Следующим обстоятельством несообщения региональным отделением  политической партии обновленных сведений, необходимых для внесения  изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является  непредставление в уполномоченный орган измененных (достоверных) сведений  о месте нахождения юридического лица. 

Как верно установлено судом первой инстанции, региональное отделение  в Кемеровской области политической партии «Демократическая правовая  Россия» по адресу, указанному в Едином государственном реестре  юридических лиц, не располагается. Данное обстоятельство подтверждается  совокупностью доказательств: 

- ответом Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по  Кемеровской области от 31 января 2019 года № 27/29-162, согласно которому  по адресу места нахождения регионального отделения политической партии  проживает К. являющаяся матерью Жауровой Ю.О., предоставившей помещение для связи с региональным отделением при его  создании. В настоящее время Жаурова Ю.О. в квартире не проживает, около  года назад уехала на постоянное место жительства в город Москву. Из данного  ответа также следует, что Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД  России по Кемеровской области не располагает информацией о проводимых на  территории Кемеровской области региональным отделением политической  партии мероприятиях, а также сведениями о фактическом месте нахождения и  осуществляемой им деятельности; 


письмом руководителя аппарата политической партии  «Демократическая правовая Россия» от 29 января 2019 г., адресованному  Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской  области, согласно которому связь с руководителем регионального отделения в  Кемеровской области утрачена; 

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом  муниципального контроля юридического лица, индивидуального  предпринимателя от 6 февраля 2019 года № 421901185221, согласно которому  Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской  области по результатам плановой документарной проверки было установлено,  что деятельность регионального отделения политической партии не ведется,  выявлено отсутствие обособленного имущества регионального отделения  политической партии, в том числе денежных средств; отсутствие решений,  принятых на заседаниях конференции регионального отделения политической  партии; отсутствие связи с председателем Регионального политического совета;  отсутствие деятельности Регионального политического совета, региональной  контрольно-ревизионной комиссии; отсутствие отчетов руководящих и  контрольно-ревизионных органов; 

- письмом с актом проверки от 6 февраля 2019 года № 421901185221,  направленным административным истцом в адрес регионального отделения  политической партии, которое 12 марта 2019 года вернулось отправителю за  истечением срока хранения; 

- постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального  судебного района г. Кемерово Кемеровской области от 25 февраля 2019 года,  согласно которому региональное отделение политической партии привлечено к  административной ответственности за совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в связи с  непредставлением документов о деятельности регионального отделения  политической порти, запрошенных на основании распоряжения Управления  Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от  4 декабря 2018 года № 880; 

- письмом административного истца с копиями административного иска и  приложенных к нему документов, направленным по юридическому адресу  регионального отделения политической парии, которое 22 марта 2019 года  вернулось отправителю за истечением срока хранения. 

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации представленные административным  истцом доказательства Судебная коллегия не может не согласиться с выводом  суда первой инстанции о наличии фактов неоднократного непредставления  региональным отделением в Кемеровской области политической партии  «Демократическая правовая Россия» в установленный срок в соответствующий  территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения  изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Изложенное приводит к выводу о наличии в соответствии с подпунктом  «г» пункта 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях» правых 


оснований для ликвидации регионального отделения в Кемеровской области  политической партии «Демократическая правовая Россия» с исключением его  из Единого государственного реестра юридических лиц. 

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению  информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр  юридических лиц, федеральным законодательством возложена не только на  региональное отделение политической партии, но и на саму политическую  партию, не имеет правового значения для разрешения заявленных требований и  не служит основанием для отмены принятого по делу решения суда. 

Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра  юридических лиц политическая партия «Демократическая правовая Россия»  находится в стадии ликвидации, о чем 24 мая 2019 года внесена  соответствующая запись. 

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде  первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и  получили правильную оценку в решении. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Кемеровского областного суда от 6 мая 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу регионального отделения в Кемеровской  области политической партии «Демократическая правовая Россия» - без  удовлетворения