ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 81-АПА19-3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Москва 4 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 2 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» ФИО1, представителя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год».
Решением Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г. по делу № За-189/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 81-АПГ16-13, постановление от 31 декабря 2015 г. № 1056 в части пункта 11 приложения № 2 и пункта 11 таблицы 1 приложения № 3 в части установления для территориальной сетевой организации ООО «Районные электрические сети» необходимой валовой выручки в размере 16 807,98 тыс. руб. - признано недействующим.
Определением Кемеровского областного суда от 7 сентября 2018 г. удовлетворено заявление РЭК Кемеровской области о пересмотре решения Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г. по делу № За-189/2016 по вновь открывшимся обстоятельствам, названный судебный акт отменен.
Решением Кемеровского областного суда от 2 ноября 2018 г. постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» признано недействующим в части пункта 11 приложения № 2, пункта 11 таблицы 1 приложения № 3 (в редакции постановлений от 12 февраля 2016 г. № 11, от 11 октября 2016 г. № 148) на период с 1 января до 1 сентября 2016 г. и с 11 октября до 31 декабря 2016 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РЭК Кемеровской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного
регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. № 1056 для ООО «Районные электрические сети» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год, определены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на период 2016-2020 гг.
Из решения Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 81-АПГ16-13 следует, что при принятии указанного нормативного правового акта орган регулирования неправомерно исключил из необходимой валовой выручки расходы ООО «Районные электрические сети» на техническое, оперативное, диспетчерское обслуживание электрических сетей, обслуживание приборов учета электроэнергии, а также расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Суды сделали вывод о том, что затраты на техническое, оперативное, диспетчерское обслуживание электрических сетей, обслуживание приборов учета электроэнергии подлежали учету на основании договоров на оказание услуг для нужд ООО «Районные электрические сети» от 5 октября 2015 г., заключенных с ООО «РегионЭнергосервис» по результатам проведенной закупки и не признанных недействительными. Расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети подтверждены договором от 1 января 2015 г. № 1016/П.
Основанием для обращения органа регулирования с заявлением о пересмотре решения Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г. по вновь открывшимся обстоятельствам послужили выводы, изложенные во вступивших в законную силу судебных актах арбитражных судов по делу № А27-15133/2016, о том, что договоры от 5 октября 2015 г. № 15/15-р, 16/15-р, 17/15-р, 18/15-р, заключенные с ООО «РегионЭнергосервис» на оказание работ и услуг производственного характера, представленные при
установлении тарифов на 2016 год, являются сделками, совершенными со злоупотреблением права.
Разрешая спор по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что необходимая и достоверная информация о действительной стоимости услуг, указанная в договорах на оказание услуг по техническому, оперативному и диспетчерскому обслуживанию сетей, отсутствовала, а цена на услуги вызывала сомнение, в связи с чем орган регулирования должен был запросить информацию в части обоснования стоимости оспариваемых услуг.
Вместе с тем на момент проведения экспертизы тарифного предложения договоры от 5 октября 2015 г. № 15/15-р, 16/15-р, 17/15-р, 18/15-р были действующими и не оспоренными, и необходимость запроса дополнительной информации в порядке пункта 19 Правил регулирования тарифов отсутствовала.
При этом по вышеназванному арбитражному делу установлено, что совершенные в преддверии банкротства действия кредитора (ООО «РегионЭнергосервис») по заключению договоров на оказание работ и услуг производственного характера, равно как и действия должника - ООО «Районные электрические сети», были направлены на формирование фиктивной кредиторской задолженности в размере, существенно превышающем размер требований иных кредиторов регулируемой организации. Кроме того, на момент заключения договоров стороны не могли предусмотреть стоимость подлежащих выполнению работ и оказания услуг, так как сметы не были составлены. Кредитором ввиду его аффилированности с должником факт заключения договоров на предусмотренную в них сумму не подтвержден.
Таким образом, поскольку арбитражные суды сделали вывод о недобросовестных действиях сторон по заключению договоров, такие документы не могут рассматриваться как обосновывающие в порядке пункта 29 Основ ценообразования.
Фактические обстоятельства дела также свидетельствуют о том, что у административного ответчика отсутствовали и иные основания для включения названных расходов в расчет тарифов.
Возложение на орган регулирования обязанности расчета для организации расходов, связанных с производственным обслуживанием сетевого оборудования и которые она, по ее собственному заявлению, не в состоянии нести самостоятельно, не учитывает заявительный порядок подачи регулируемой организацией предложения об установлении тарифов с документальным обоснованием по каждой заявленной статье затрат, то есть инициативный характер представления обосновывающих материалов.
В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов обосновывающие материалы к заявлению об установлении тарифов в сфере электроэнергетики, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности, - представляет регулируемая организация.
Являясь коммерческой организацией и одновременно профессиональным участником рынка электроэнергетики, предприятие несет риск уменьшения необходимой валовой выручки, в частности, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для нее затрат.
Суд апелляционной инстанции также считает обоснованными доводы административного ответчика о том, что расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», включены в общую необходимую валовую выручку ООО «Районные электрические сети» и, следовательно, во избежание недопустимого двойного учета затрат не могут быть учтены в необходимой валовой выручке, приходящейся на содержание сетей.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 2 ноября 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» о признании не действующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 г. № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» в части пункта 11 приложения № 2 и пункта 11 таблицы 1 приложения № 3 - отказать.
Председательствующий
Судьи