ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 81-АПА19-4 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 81-АПА19-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем  видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению  акционерного общества «Кемеровская генерация», акционерного общества  «Кузнецкая ТЭЦ», акционерного общества «Кузбассэнерго» о признании  частично недействующим постановления Региональной энергетической  комиссии Кемеровской области от 07 декабря 2017 г. № 458 «Об утверждении  нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной  воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на  территории Кемеровской области» по апелляционной жалобе Региональной  энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского  областного суда от 19 ноября 2018 г., которым административное исковое  заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя административных истцов  Хватиковой О.А., представителей Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области Фабричной Н.В., Федоровой В.С., представителя  акционерного общества «Теплоэнерго» Данилюка ВВ., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

акционерное общество «Кемеровская генерация», акционерное общество  «Кузнецкая ТЭЦ», акционерное общество «Кузбассэнерго» обратились в  Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о  признании недействующим постановления Региональной энергетической  комиссии Кемеровской области от 07 декабря 2017 г. № 458 «Об утверждении  нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной  воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на  территории Кемеровской области» в части установления нормативов для  Кемеровского, Новокузнецкого, Беловского, Мысковского городских округов. 

Решением Кемеровского областного суда от 19 ноября 2018 г. заявленное  требование удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда, Региональная энергетическая комиссия  Кемеровской области обратилась в Судебную коллегию по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в  которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное  применение норм материального права. 

В судебное заседание представители прокуратуры Кемеровской области,  извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства, не явились. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в  апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение  прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации установила следующее. 

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема  потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов  учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных  услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской  Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.   № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов  потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые  определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных  услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,  газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. 

В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления  коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке,  предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации (далее - уполномоченные органы). 

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области), действующая в рамках полномочий,  предусмотренных пунктом 3.66 Положения о региональной энергетическая 


к

3

комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии  администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 г. № 371, 07 декабря  2017 г. принято постановление № 458, которым утверждены нормативы  расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для 

предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на $  территории Кемеровской области. 

Согласно приложению № 1 к названному постановлению для 

Кемеровского и Новокузнецкого городских округов нормативы расхода ^  тепловой энергии установлены с применением расчетного метода в 

многоквартирных домах: с изолированными стояками: с полотенцесушителями

неизолированными стояками: с полотенцесушителями 0,0647 Гкал на м3, без I  полотенцесушителей 0,0598 Гкал на м3

Приложением № 2 для ряда муниципальных образований, включая #  Беловскии и Мысковский городские округа, установлены нормативы расхода 

тепловой энергии с применением метода аналогов в многоквартирных домах: с [  изолированными стояками: с полотенцесушителями 0,0544 Гкал на м3, без 

полотенцесушителей 0,0536 Гкал на м3; с неизолированными стояками: с 

полотенцесушителями 0,0580 Гкал на м3, без полотенцесушителей 0,0548 Гкал « 

з <  нам . I 

Основанием для установления нормативов послужило экспертное I  заключение РЭК Кемеровской области от 06 декабря 2017 г. 

В соответствии с пунктами 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления {  коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением |  метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно '  приложению № 1 к этим правилам. 

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в |  результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг !  приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах 

с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью 

благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими '  условиями (пункт 21 Правил № 306). Измерения проводятся при &  сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп 

многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306). Объем I  выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 

приложения № 1 к названным правилам (пункт 34 Правил № 306), *  представительность выборки определяется количеством домов, имеющих |  аналогичные конструктивные и технические параметры, степень 

благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в .  аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306). 

Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей  формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32(2) Правил № 306. 

Так, в частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на !  подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по I 


горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего  водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или  жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:  а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и  полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие  полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие  полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности  многоквартирного дома или жилого дома изолированными или  неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта  Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления  исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При  отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная  информация определяется на основании сведений, полученных от  исполнителей коммунальных услуг. 

Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение  последовательности названных процедур. 

При рассмотрении дела судом установлено, что РЭК Кемеровской области  нарушен порядок формирования выборки, поскольку информация о  соответствующей оснащенности многоквартирного дома или жилого дома  запрошена единым запросом не у органов местного самоуправления, а у  ресурсоснабжающих организаций, в распоряжении которых отсутствует  актуальная проектная документация по жилому фонду. 

Орган регулирования не установил фактическое количество  многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и  техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома  или жилого дома по каждой группе домов. 

При формировании выборки по группам многоквартирных домов не  учитывался вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и,  соответственно, при расчетах и утверждении нормативов не произведена  дифференциация нормативов с учетом вида системы горячего водоснабжения  (открытая, закрытая). 

Снятие показаний приборов учета производилось не на текущие даты в  соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия  показаний приборов учета в 2017 г., а по архивным данным 2015 - 2016 гг.,  хранящимся в памяти приборов учета. 

Орган регулирования не устанавливал даты начала и окончания  отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором  производилось снятие показаний приборов учета. 

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно пункту 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае  невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или  недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в  многоквартирных ломах или жилых домах, отвечающих условиям  предварительной выборки для проведения необходимых измерений. 


Рассматривая доводы административных истцов об экономической  необоснованности установленных расчетным методом нормативов для  теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории  Кемеровского и Новокузнецкого городских округов, суд первой инстанции  установил следующее 

В соответствии с абзацем 11 пункта 2 постановления администрации  г. Кемерово от 16 декабря 2016 г. № 3213 «Об утверждении муниципальной  программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности  на территории города Кемерово» на 2017-2021 годы» оснащенность  общедомовыми (коллективными) приборами учета коммунальных ресурсов  многоквартирных домов города Кемерово составляет: по электроэнергии - 100%, по холодной воде - 100%; по горячей воде - 98,2%; по отоплению - 97,2%. 

В приложении к постановлению администрации г. Новокузнецка  от 25 ноября 2014 г. № 169 «Об утверждении комплексной программы  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности  муниципального образования «Новокузнецкий городской округ» на 2015- 2017 годы» установлено, что по состоянию на 2015 год количество  многоквартирных домов, оборудованных приборами учета горячего  водоснабжения составила 85,7%, к 2017 году данный показатель должен был  составить 99%. 

Согласно реестрам и перечням жилого фонда г. Кемерово и  г. Новокузнецка на территории данных муниципальных образований имелось  достаточное количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов  оборудованных приборами учета, сведения о которых могли послужить  источником сбора информации для установления оспариваемых нормативов. 

Поскольку РЭК Кемеровской области в нарушение положении пунктов 9,  9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил № 306 не приняты все необходимые меры для  формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или  жилых домов по указанным выше городским округам, по снятию показании  приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного  самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья,  потребителей, иных ресурсосберегающих организаций, а также не обоснована  необходимость применения именно расчетного метода для определения  оспариваемого норматива для Новокузнецкого и Кемеровского городских  округов, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что  оспариваемое постановление от 07 декабря 2017 г. № 458 противоречит  указанным выше Правилам, а также жилищному законодательству. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Кемеровского областного суда, от 19 ноября 2018 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи