ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 81-АПА19-6
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 11 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
при секретаре Дарькине АО.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» о признании не действующим в части постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (в редакции постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168) по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» на решение Кемеровского областного суда от 06 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» Некрасовой А.И., представителя Коллегии администрации Кемеровской области Лещовой Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» (далее - ООО «Базис ВВ») обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым
заявлением о признании не действующим с 01 января 2016 г. подпункта 2.9.1.-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168).
Решением Кемеровского областного суда от 06 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемый акт признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись в решением суда, ООО «Базис ВВ» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит изменить решение суда и признать полностью недействующим подпункт 2.9.1- 1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции постановления от 29 апреля 2016 г. № 168) с даты его применения - с 01 января 2016 г.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, прокуратурой Кемеровской области представлены возражения.
В судебное заседание представители комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, прокуратуры Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, возражений на жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Коллегия администрации Кемеровской области является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, в
полномочия которой входит установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области и предоставленные в аренду без торгов, и земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена, в соответствии со статьями 1 и 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-03 «О Коллегии администрации Кемеровской области», статьей 9 Устава Кемеровской области и статьей 3 Закона Кемеровской области от 04 июля 2002 г. № 49-03 «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений».
Постановлением Коллегией администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (далее - Порядок определения арендной платы).
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168 Порядок определения арендной платы дополнен подпунктом 2.9.1-1 следующего содержания: «При заключении договоров аренды, дополнительных соглашений к договорам аренды, направлении уведомлений об изменении размера арендной платы, выполнении расчетов арендной платы в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, в случае, если размер арендной платы, рассчитанный по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, утвержденной решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 г. № 4-2/3904, более чем в 1,129 раза меньше размера арендной платы, рассчитанного в 2015 году от кадастровой стоимости, при расчете арендной платы применяется коэффициент перехода.
Удовлетворяя административное исковое заявление о признании не действующим в оспариваемой части нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок определения арендной платы противоречит правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление от 16 июля 2009 г. № 582), к числу которых относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком
земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии экономического обоснования применения коэффициента перехода, входящего в состав формулы определения годовой арендной платы, поскольку введение коэффициента перехода (Кпр) произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Как следует из формулы расчета коэффициента Кпр, чем ниже актуальная кадастровая стоимость земельного участка, тем выше коэффициент Кпр, и соответственно размер арендной платы, рассчитанный на основании данного коэффициента.
Учитывая изложенное, оспариваемая редакция подпункта 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы установлена в нарушение принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а именно принципа экономической обоснованности и принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Определяя момент, с которого постановление от 05 февраля 2010 г. № 47 в редакции от 29 апреля 2016 г. № 168 в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку оспариваемый нормативный акт применялся и права граждан и организаций, в том числе ООО «Базис ВВ» были реализованы, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойства», оспариваемые положения подлежат признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда ат 6 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу обш^геа с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи