ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 83-АПА19-21 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 83-АПА19-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «21» августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.

при секретаре Горенко А.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционным жалобам правительства Брянской области и департамента  строительства Брянской области на решение Брянского областного суда от  1 апреля 2019 года, которым удовлетворен административный иск прокурора  Брянской области об оспаривании отдельных положений Порядка  оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам  - участникам основного мероприятия «Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством» государственной программы Российской  Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и  коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного  постановлением администрации Брянской области от 12 марта 2007 года   № 146. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснение представителя федерального казенного  учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных  инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО1, а также 


заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением администрации Брянской области 12 марта 2007 года   № 146 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных  жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем  категорий граждан, установленных федеральным законодательством»  федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». 

Постановлением Правительства Брянской области от 14 января  2019 года № 1-п данный порядок переименован в Порядок оформления и  выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам  основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по  обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами граждан Российской Федерации» (далее - Порядок оформления и  выдачи государственных жилищных сертификатов). 

Пунктом 4.5 Порядка оформления и выдачи государственных  жилищных сертификатов предусмотрено, что для включения в список  граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году,  гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля  года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного  самоуправления муниципального образования, в котором находится его  учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.  Принятие органом местного самоуправления муниципального образования  указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому,  не допускается. 

Согласно пункту 5.2 Порядка оформления и выдачи государственных  жилищных сертификатов уполномоченный орган по оформлению и выдаче  сертификатов на основании списков граждан, изъявивших желание получить  сертификат в планируемом году, представленных органами местного  самоуправления, формирует сводный список граждан - получателей  сертификатов на следующий год по категории получателей, относящейся к  его деятельности. 

Департамент строительства Брянской области формирует сводный  список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по  Брянской области и направляет его до 1 сентября года, предшествующего  планируемому, государственному заказчику основного мероприятия  (ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных  программ»). 


Включение граждан - участников основного мероприятия в сводный  список после его утверждения не допускается. 

Прокурор Брянской области обратился в суд с административным  исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и с  учетом уточненных требований просил признать противоречащими  федеральному законодательству и не действующими со дня вступления в  законную силу решения суда пункта 4.5 Порядка оформления и выдачи  государственных жилищных сертификатов в части слов «принятие органом  местного самоуправления муниципального образования указанного  заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не  допускается», а также абзаца третьего пункта 5.2 Порядка. В обоснование  своих требований заявитель ссылался на положения пункта 24 и абзац второй  пункта 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных  сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение  государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,  установленных федеральным законодательством» государственной  программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным  жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов). 

Решением Брянского областного суда от 1 апреля 2019 года  административный иск удовлетворен. 

В апелляционных жалобах правительство Брянской области и  департамент строительства Брянской области просят решение суда отменить. 

Относительно доводов апелляционных жалоб прокурором Брянской  области представлены письменные возражения. Также в письменном виде  выражена позиция ФКУ «Объединенная дирекция по реализации  федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к  следующему выводу. 

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации  по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в  соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным  законам. 

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской  Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся административное, административно-


процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное  законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. 

Статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации  решаются вопросы распределения компетенции между органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.  Причем, как следует из пункта 18 статьи 12 и пункта 9 статьи 13 этого же  кодекса, перечень указанных вопросов не является исчерпывающим. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта  2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой  поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного  мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710,  является предоставление им за счет средств федерального бюджета  социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой  удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Также  Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного  мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных федеральным  законодательством» государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами граждан Российской Федерации». 

Согласно пункту 32 Правил выпуска и реализации государственных  жилищных сертификатов порядок оформления и выдачи сертификатов  определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу  сертификатов. 

Пунктом 36 данных Правил установлено, что оформление и выдача  сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия  осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации.  

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что  оспариваемый Порядок оформления и выдачи государственных жилищных  сертификатов был принят в пределах компетенции органа исполнительной  власти Брянской области, опубликован и вступил в силу в установленном  законодательством порядке. 

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных  сертификатов предусмотрено, что для участия в основном мероприятии  граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят  на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об  участии в основном мероприятии (пункт 19). 


На основании пункта 24 данных Правил в целях организации работы  по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан,  подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. 

Для включения в такой список гражданин - участник основного  мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего  планируемому, представляет в орган местного самоуправления,  осуществляющий учет граждан, заявление об участии в основном  мероприятии в планируемом году (в произвольной форме). 

Орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до  1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки  граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в  планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти  субъекта Российской Федерации, с разбивкой по категориям граждан,  предусмотренным в пункте 5 указанных Правил, и представляют их в орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Ранее пункт 24 Правил выпуска и реализации государственных  жилищных сертификатов содержал абзац третий, запрещающий принятие  органом местного самоуправления названного выше заявления после 1 июля  года, предшествующего планируемому, который был в дальнейшем  исключен постановлением Правительства Российской Федерации от  23 сентября 2015 года № 1013. 

Однако региональный законодатель в этой части не привел пункт 4.5  оспариваемого Порядка оформления и выдачи государственных жилищных  сертификатов в соответствие с нормами федерального законодательства,  поскольку из данного положения следует, что принятие органом местного  самоуправления муниципального образования названного заявления после  1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. 

В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов в целях предварительного  распределения средств федерального бюджета на соответствующий год  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании  списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября  года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан,  указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный  список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в  планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению   № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения  представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на  бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в  сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые  получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по  каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в  какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на  учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники 


основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день,  указываются в сводном списке по алфавиту. 

Включение граждан - участников основного мероприятия в сводный  список после его утверждения допускается на основании решения органа  исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением  хронологической последовательности формирования указанного списка,  установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. 

Ранее пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных  жилищных сертификатов также не допускалось включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля  2013 года № 133 абзац второй пункта 26 данных Правил был изложен в  действующей редакции. 

Оспариваемый в части запрета включения граждан - участников  подпрограммы в сводный список после его утверждения пункт 5.2  оспариваемого Порядка оформления и выдачи государственных жилищных  сертификатов также не приведен региональным законодателем в  соответствие с нормами пункта 26 Правил выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов. 

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что из  смысла приведенных положений Правил выпуска и реализации  государственных жилищных сертификатов следует возможность подачи  гражданином заявления об участии в основном мероприятии после 1 июля  года, предшествующего планируемому, и его рассмотрение после  утверждения сводного списка граждан, изъявивших желание получить  сертификат на планируемый год. 

Оспариваемые пункты 4.5 и 5.2 Порядка оформления и выдачи  государственных жилищных сертификатов не допускают такой возможности,  поэтому доводы апелляционных жалоб о разъяснительном характере  оспариваемых положений являются неверными. Полномочиями по  разъяснению порядка выполнения мероприятий, предусмотренных  Правилами выпуска и реализации государственных жилищных  сертификатов, на основании пункта 3 постановления Правительства  Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 наделено только  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации. Предоставленное в пункте 32 названных Правил  органам исполнительной власти право определять порядок оформления и  выдачи сертификатов не свидетельствует о возможности данных органов  принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, сужающие  сферу применения акта федерального законодателя. 

С учетом изложенного и принимая во внимание, что иных доводов,  влекущих отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах  не приводится, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная 


коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Брянского областного суда от 1 апреля 2019 года оставить без  изменения, апелляционные жалобы правительства Брянской области и  департамента строительства Брянской области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи