ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 83-АПА19-24 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 83-АПА19-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 9 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе избирательного объединения «Политическая партия  Коммунистическая Партия Коммунисты России» на решение Брянского  областного суда от 24 июля 2019 года, которым частично удовлетворено  административное исковое заявление о признании незаконными и отмене  постановлений избирательной комиссии Брянской области от 12 июля  2019 года № 108/1025-6 и № 108/1026. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, объяснения представителя избирательного объединения  «Политическая партия Коммунистическая Партия Коммунисты России»  Топоркова КС, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  против удовлетворения апелляционной жалобы представителя избирательной  комиссии Брянской области Дука И.Н., заключения представителя Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф. и прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Брянской областной Думы от 6 июня 2019 года № 6-1501  назначены выборы депутатов Брянской областной Думы седьмого созыва на  8 сентября 2019 года. 

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 22 июня  2019 года № 97/942-6 заверен единый список кандидатов в депутаты Брянской  областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением  «Политическая партия Коммунистическая Партия Коммунисты России». 

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 12 июля  2019 года № 108/1025-6 из заверенного единого списка кандидатов в депутаты  Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным  объединением «Политическая партия Коммунистическая Партия Коммунисты  России» ввиду отсутствия необходимых документов, оформления документов с  нарушением требований закона, а также отсутствия в документах обязательных  сведений исключены кандидаты: Иванова Маргарита Геннадьевна, Иванова  Татьяна Петровна, Машковец Михаил Борисович, Сбруева Светлана  Николаевна, Мухамадуллина Наталья Рашитовна, Зверев Илья Федорович,  Жилина Наталья Андреевна, Евдокименко Вячеслав Сергеевич, Ахмиева  Альбина Ильгизаровна, Гришанцов Иван Александрович, Денисова Вера  Владимировна, Данилов Валерий Александрович, Кулик Ольга Валериевна,  Ахмиев Илылат Ринатович, Елисеева Людмила Юрьевна, Жилин Владислав  Сергеевич, Крутских Наталья Васильевна, Орлов Михаил Викторович, Сидоров  Ярослав Северович, Подзоров Александр Георгиевич, Садовников Сергей  Викторович, Шанина Елена Владимировна, Чувашов Максим Сергеевич,  Чернядьев Иван Владимирович, Васильев Александр Михайлович, Чернов  Сергей Валерьевич, Павленко Владимир Семенович, Смирнов Станислав  Юрьевич, Тарасенко Ольга Николаевна, Жилина Наталья Николаевна. 

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 12 июля  2019 года № 108/1026 отказано в регистрации единого списка кандидатов в  депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого  избирательным объединением «Политическая партия Коммунистическая  Партия Коммунисты России» по единому областному избирательному округу. 

Избирательное объединение «Политическая партия Коммунистическая  Партия Коммунисты России» обратилось в суд с административным иском о  признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии  Брянской области от 12 июля 2019 года № 108/1025-6, с обязанием  избирательную комиссию восстановить вышеназванных кандидатов, и  постановления избирательной комиссии Брянской области от 12 июля 2019  года № 108/1026, с обязанием избирательную комиссию зарегистрировать  единый список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого  созыва. 

В обоснование заявленных требований административный истец указал,  что постановление избирательной комиссии Брянской области от 12 июля  2019 года № 108/1025-6 полагает незаконным, поскольку: уполномоченным  представителем избирательного объединения в избирательную комиссию  


Брянской области были представлены уточнения и дополнения сведений и  документов, ранее предоставленных для уведомления о выдвижении и  регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы  седьмого созыва, приведенные в соответствие с требованиями закона; факт  непредставления копий документов, подтверждающих смену фамилии  Жилиной Н.А., Жилиной Н.Н., Ивановой М.Г., Ивановой Т.П., Кулик О.В.,  Сбруевой С.Н., Шаниной Е.В. не подтвержден, учитывая отсутствие у  административного ответчика соответствующих сведений из органов записи  актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) и иных компетентных органов; в  отношении кандидатов Васильева А.М., Данилова В.А., Елисеевой Л.Ю.,  Зверева И.Ф., Крутских Н.В., Мухамадуллиной Н.Р., Тарасенко ОН., Чувашова  М.С., Чернова СВ. были внесены уточнения в документы о наличии  идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) каждого из  кандидатов; в отношении кандидатов Подзорова А.Г., Евдокименко В.С,  Елисеевой Л.Ю. заменены документы, а именно, сведения о размере и об  источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве  собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах; недостатки,  выявленные в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе,  принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках,  ценных бумагах на каждого из кандидатов Гришанцова И.А., Садовникова СВ.,  Сидорова Я.С., Чернядьева И.В., Жилина ВС, Жилиной Н.Н., Шаниной Е.В.,  Машковцева МБ. не являются основанием для исключения кандидата из  заверенного единого списка кандидатов; в отношении кандидатов  Васильева А.М., Павленко ВС, Жилиной Н.А. были внесены уточнения в  документы, а именно, в справку о расходах кандидата, его супруги (супруга) и  несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного  участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных  бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах  организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена  сделка. 

В обоснование незаконности постановления избирательной комиссии  Брянской области от 12 июля 2019 года № 108/1026 административный истец  указал: в протокол заседания Пленума Центрального комитета политической  партии Коммунистическая Партия Коммунисты России от 16 июня 2019 года  были внесены уточнения и дополнения в целях приведения его в соответствие с  требованиями закона; требования к выдвижению списка кандидатов,  предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях»,  соблюдены, все участники заседания Пленума были ознакомлены с данными о  кандидатах, включенных в единый список кандидатов и по всем вопросам  повестки дня заседания Пленума Центрального комитета политической партии  были приняты решения; доверенность уполномоченного представителя  избирательного объединения по финансовым вопросам Крутских Н.В.,  оформленная с нарушением требований закона, заменена на надлежаще  оформленную, ею были представлены документы первого финансового отчета;  информация об изменениях в сведениях о каждом кандидате единого списка не 


предоставлялась, в связи с отсутствием таковых, а факт отсутствия сведений о  кандидате не нуждается в документальном подтверждении. 

Решением Брянского областного суда от 24 июля 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено частично. 

Признано частично незаконным и отменено постановление  избирательной комиссии Брянской области от 12 июля 2019 года № 108/1025-6  «Об исключении кандидатов из заверенного единого списка кандидатов в  депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого  избирательным объединением «Политическая партия Коммунистическая  Партия Коммунисты России» по единому областному избирательному округу»  в части исключения кандидатов Машковцева Михаила Борисовича,  Гришанцова Ивана Александровича, Жилина Владислава Сергеевича,  Садовникова Сергея Викторовича, Чернядьева Ивана Владимировича,  Павленко Владимира Семеновича из единого списка кандидатов в депутаты  Брянской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным  объединением «Политическая партия Коммунистическая Партия Коммунисты  России» по единому областному избирательному округу». 

В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе избирательное объединение «Политическая  партия Коммунистическая Партия Коммунисты России» просит решение суда  первой инстанции отменить и принять по административному делу новое  решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  избирательной комиссией Брянской области и прокурором, участвующим в  административном деле, представлены письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

Правовой основой регулирования отношений, связанных с  осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными  в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). 

Согласно пункту 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ основаниями исключения кандидата из заверенного списка  кандидатов являются: 

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в  соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для  уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в  список кандидатов (подпункт «ж»); 

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка  кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о 


выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в  отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального  закона, иного закона (подпункт «з»); 

отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка  кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и  регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата,  предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи  33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «и»). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается  уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым,  приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим  Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в  письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по  соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия,  имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и  дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,  наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий  паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при  наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при  наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную  деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о  квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в  случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). 

Согласно статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  вместе с заявлением о согласии баллотироваться, предусмотренным пунктом 2  данной статьи, представляются: 

копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных  Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа,  заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или  уполномоченным представителем избирательного объединения (подпункт «а»  пункта 2.2); 

копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об  образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности  (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (подпункт «б»  пункта 2.2); 

если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии  соответствующих документов (подпункт «в» пункта 2.2); 

сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого  кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем  кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности  (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.  Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к 


настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные  сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3); 

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и  несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за  пределами территории Российской Федерации, об источниках получения  средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах  имущественного характера за пределами территории Российской Федерации  кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и  несовершеннолетних детей, составленные по форме, предусмотренной указом  Президента Российской Федерации (подпункт «а» пункта 3.1); 

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и  несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного  участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных  бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах  организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки  превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года,  предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за  счет которых совершена сделка, составленные по форме, предусмотренной  указом Президента Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3.1). 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  основанием для исключения избирательной комиссией Брянской области из  заверенного единого списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы  седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая  партия Коммунистическая Партия Коммунисты России», кандидатов  Ивановой М.Г., Ивановой Т.П., Жилиной Н.А., Жилиной Н.Н., Кулик О.В.,  Сбруевой С.Н., Шаниной Е.В. явилось непредставление ими копий документов,  подтверждающих смену фамилии. Данный вывод, к которому пришла  избирательная комиссия, следовал из анализа паспортов названых кандидатов  (даты выдачи и сведений о ранее выданных документах). Во исполнение  положений избирательного законодательства избирательная комиссия в  установленном законом порядке уведомила избирательное объединение о  данных нарушениях, однако указанные документы административным истцом  представлены не были. 

Поскольку обязанность предоставления всех необходимых документов по  смыслу закона возлагается на самого кандидата, доводы административного  истца о том, что избирательная комиссия была обязана представить из органов  ЗАГСа сведения, подтверждающие то обстоятельство, что кандидатами ранее  производилось изменение фамилии в связи со вступлением в брак, не основаны  на нормах права. Как верно отметил суд, избирательное законодательство не  ограничивает избирательные комиссии в способах установления полноты  представленных документов, в том числе касающихся смены фамилии. 

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в  соответствии с подпунктом «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12  июня 2002 года № 67-ФЗ для уведомления о выдвижении и (или) регистрации  кандидата, включенного в список кандидатов, относится к самостоятельному и 


достаточному основанию для исключения кандидата из заверенного списка  кандидатов. 

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о наличии предусмотренного вышеназванной нормой Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основания для исключения  избирательной комиссией Брянской области кандидатов Ивановой М.Г.,  Ивановой Т.П., Жилиной Н.А., Жилиной Н.Н., Кулик О.В., Сбруевой С.Н.,  Шаниной Е.В. из заверенного списка кандидатов. 

Основанием для исключения избирательной комиссией Брянской области  кандидатов Мухамадуллиной Н.Р., Зверева И.Ф., Данилова В.А., Елисеевой  Л.Ю., Крутских Н.В., Чувашова М.С., Васильева А.М., Чернова СВ., Тарасенко  О.Н. явилось неуказание ИНН в заявлении кандидата о согласии  баллотироваться; в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата  (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе,  принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве  собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках,  ценных бумагах, представленных по форме согласно приложению 1 к  Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ; в сведениях о  принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям  недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской  Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено  указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за  пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о  таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, составленных  по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации. 

В целях внесения сведений об ИНН в вышеуказанные документы  избирательным объединением «Политическая партия Коммунистическая  Партия Коммунисты России» в избирательную комиссию было направлено  письмо. Однако, как верно отметил суд первой инстанции, избирательная  комиссия не могла признать такое устранение недостатков в качестве  надлежащего, по причине невозможности внесения сведений в приведенные  документы кандидата, которые удостоверяются непосредственно его подписью. 

Таким образом, неуказание ИНН, которое при его наличии является  обязательным к предоставлению как отражающее сведения о кандидате и, как  правильно указал суд, влияет на формирование у избирателей мнения о  кандидате как налогоплательщике при соблюдении им требований налогового  законодательства, но в нарушение пунктов 2, 3 и подпункта «а» пункта 3.1  статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не  представлено, правомерно повлекло исключение избирательной комиссией  кандидатов из заверенного единого списка кандидатов. 

Основанием для исключения Елисеевой Л.Ю. из списка кандидатов  явилось непредсталение ею сведений о размере и об источниках доходов  кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе,  принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве  собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках,  ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 


12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а кандидатов Подзорова А.Г. и Евдокименко ВС. - неудостоверение указанных сведений своей подписью. 

В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится  форма, по которой представляются указанные сведения. Формой  предусмотрено подтверждение достоверности и полноты таких сведений  подписью кандидата. 

Непредставление названного документа и отсутствие в нем подписи  кандидата и даты ее внесения, которое суд обоснованно расценил также как  непредставление документа, свидетельствует о наличии основания,  предусмотренного подпунктом «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, для исключении названных кандидатов из  списка кандидатов. Выводы суда первой инстанции в данной части являются  правильными. 

Удовлетворяя административные исковые требования о признании  незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Брянской  области от 12 июля 2019 года № 108/1025-6 в части исключения  Машковцева М.Б., Гришанцова И.А., Жилина ВС, Садовникова СВ.,  Чернядьева ИВ., Павленко ВС, суд первой инстанции обоснованно исходил из  того, что допущенные нарушения в виде неуказания адреса банка, номера счета  в банке, неполного отражения источника доходов и незачеркивания в вводной  части документа члена семьи (в отношении которого данный документ  информацию не содержит), не искажают смыслового содержания сведений,  предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ, не влияют на содержание представленных данных и на  объем изложенных сведений, в связи с чем не могли быть расценены судом в  качестве основания для их исключения из списка кандидатов. 

Согласно пункту 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются: 

несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов,  предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»  (подпункт «а»); 

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в  соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для  уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов  (подпункт «б»); 

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка  кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с  нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона  (подпункт «6.1»). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля  2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» выдвижение политической  партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные 


должности в органах государственной власти и органах местного  самоуправления осуществляется на съезде политической партии. 

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона Брянской области от 23 января  2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы» решение  коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической  партии о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным  округам, единого списка кандидатов оформляется протоколом (иным  документом в соответствии с уставом политической партии), в котором  подлежат указанию: 

решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным  избирательным округам, единого списка кандидатов (с указанием фамилии,  имени и отчества каждого кандидата, даты его рождения, наименования  субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где  находится его место жительства, места работы или службы, занимаемой  должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода  занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия  на непостоянной основе, сведений об этом с указанием наименования  соответствующего представительного органа, а также номера и (или)  наименования одномандатного избирательного округа, по которому  выдвигается кандидат, порядка размещения кандидатов (номера кандидата в  областной или территориальной части, с указанием соответствующей  территориальной группы кандидатов) в едином списке кандидатов) и итоги  голосования по этому решению (с приложением соответственно списка  кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, единого  списка кандидатов) ( подпункт «в»); 

решение о назначении уполномоченных представителей избирательного  объединения, а в случае выдвижения единого списка кандидатов - также  уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым  вопросам (подпункт «г»). 

В силу подпункта «ж» пункта 7 статьи 21 Закона Брянской области от 23  января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы»  одновременно с единым списком уполномоченный представитель  избирательного объединения представляет решение постоянно действующего  руководящего органа политической партии, ее регионального отделения о  заверении списка граждан, включенных в единый список кандидатов и  являющихся членами данной политической партии. 

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 2 статьи 24 Закона Брянской  области от 23 января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской  областной Думы» для регистрации единого списка кандидатов  уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем  через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов  областной Думы (до 18 часов по местному времени) представляет в  избирательную комиссию Брянской области: документы первого финансового  отчета избирательного объединения; информацию об изменениях в сведениях о  каждом кандидате единого списка кандидатов, ранее представленных в  соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, или об их отсутствии. 


Подпункт «а» пункта 17 статьи 39 Закона Брянской области от 23 января  2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы» возлагает  на избирательное объединение обязанность предоставить в избирательную  комиссию в числе документов, необходимых для регистрации единого списка  кандидатов, первый финансовый отчет. В отчет включаются сведения по  состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи  отчета. Документами первого финансового отчета кандидата, избирательного  объединения являются: первый финансовый отчет о поступлении и  расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного  объединения; учет поступления и расходования денежных средств  избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка об  остатке средств фонда на дату отчета, выданная филиалом публичного  акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - кредитной  организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копия  договора банковского счета, на основании которого открыт специальный  избирательный счет, заверенная филиалом публичного акционерного общества  «Сбербанк России» (а при его отсутствии - кредитной организацией, в которой  открыт специальный избирательный счет). 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  при принятии постановления избирательной комиссии Брянской области от  12 июля 2019 года № 108/1026 об отказе в регистрации единого списка  кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва,  выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия  Коммунистическая Партия Коммунисты России» по единому областному  избирательному округу, был выявлен ряд нарушений федерального и  регионального избирательного законодательства: 

- вопрос о выдвижении единого списка кандидатов на заседании Пленума  Центрального комитета партии от 16 июня 2019 года не ставился, список  кандидатов в депутаты по единому избирательному округу не оглашался,  отдельное решение о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты  Брянской областной Думы седьмого созыва не принималось, что является  самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в  силу подпункта «а» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002  года № 67-ФЗ (данные обстоятельства подтверждаются справкой  избирательной комиссии Брянской области и видеозаписью заседания  политической партии); 

- подробная информация о кандидатах, предложенных к включению в  единый список по единому избирательному округу, для голосования на  конференции не оглашалась, информации, содержащей в том числе,  биографические и иные данные, необходимые для принятия решения о выборе  кандидатов при проведении заседания политической партии, не имелось, что  осуществлено в нарушение пункта 3 статьи 21 Закона Брянской области от 23  января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы»  (данные обстоятельства подтверждаются видеозаписью заседания  политической партии); 


- в избирательную комиссию не представлено решение постоянно  действующего руководящего органа избирательного объединения о заверении  списка граждан, включенных в единый список кандидатов, и являющихся  членами политической партии, в нарушение подпункта «ж» пункта 7 статьи 21  Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов  Брянской областной Думы»; 

- не представлены в избирательную комиссию сведения об изменениях в  данных о кандидатах или об их отсутствии; справка банка об остатке средств  специального избирательного счета на дату первого финансового отчета; копия  договора на открытие специального избирательного счета, заверенная банком;  первый финансовый отчет по состоянию на дату, не более чем на три дня  предшествующей дате его сдачи, в нарушение подпунктов «в», «г» пункта 2  статьи 24 и подпункта «а» пункта 17 статьи 39 Закона Брянской области от  23 января 2008 года № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы». 

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации имеющиеся в материалах дела  доказательства, Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда  первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным  постановления избирательной комиссии Брянской области от 12 июля  2019 года № 108/1026, которым отказано в регистрации единого списка  кандидатов в депутаты Брянской областной Думы седьмого созыва,  выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия  Коммунистическая Партия Коммунисты России» по единому областному  избирательному округу». 

Доводы административного истца о том, что доверенность  уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым  вопросам Крутских Н.В., оформленная 17 июня 2019 года с нарушением  требований закона как не содержащая оттиска печати избирательного  объединения, заменена на надлежаще оформленную от 9 июля 2019 года, в  связи с чем избирательной комиссией следовало принять представленные ею  документы первого финансового отчета от 4 июля 2019 года, основаны на  неверном толковании положений федерального и регионального  избирательного законодательства. 

Из пункта 2 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008 года   № 4-3 «О выборах депутатов Брянской областной Думы» следует, что  документы первого финансового отчета должны быть представлены в  избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней со дня публикации  решения о назначении выборов депутатов областной Думы, то есть не позднее  7 июля 2019 года. 

Изложенное свидетельствует о том, что документы первого финансового  отчета, оформленные неуполномоченным на то лицом, признаются  непредставленными в избирательную комиссию, и последующее их  предоставление, то есть после 7 июля 2019 года, не может восполнить  установленное избирательной комиссией отсутствие документов. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставленные 10 июля  2019 года избирательным объединением протоколы заседания Пленума 


Центрального комитета партии от 16 июня 2009 года в новой редакции,  которые отражают принятие решений по всем недостающим вопросам в ранее  представленном протоколе, не соответствуют, как верно установлено судом,  действительному ходу проведения заседания политической партии,  противоречат друг другу и видеозаписи заседания партии, в связи с чем не  могли быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств об  исполнении избирательным объединением обязанности по представлению  документов, необходимых для регистрации списка кандидатов. 

Довод апелляционной жалобы о том, что видеозапись заседания  избирательного объединения является недопустимым доказательством,  является несостоятельным. 

Федеральный законодатель в части 1 статьи 76 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации установил, что  лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на  электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их  истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись  записи. 

Иных требований процессуальное законодательство к видеозаписи не  предъявляет. 

Видеозапись заседания Пленума Центрального комитета партии от  16 июня 2019 года указанным требованиям соответствует. Так, видеозапись  производилась избирательной комиссией Брянской области, дата видеосъемки  соответствует дню проведения заседания, что не оспаривается сторонами,  съемка осуществлялась открыто, на отдельных стадиях оператор перемещал  видеокамеру по залу. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали  правовые основания для исключения этого доказательства из  административного дела ввиду его недопустимости. 

Ссылка в апелляционной жалобе на осуществление видеозаписи без  согласия участников заседания, а также на ее монтирование не ставит под  сомнение достоверность названного доказательства, поскольку она  подтверждается иными доказательствами, анализ которых подробно изложен в  обжалуемом судебном решении. 

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, не влияют на правильность выводов суда, повторяют  позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к  переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в  решении. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Брянского областного суда от 24 июля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения  «Политическая партия Коммунистическая Партия Коммунисты России» - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи