ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 84-АПА19-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 25 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре - помощнике судьи
ФИО1.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании недействующими пунктов 111 и 122 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определенного приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года № 3402.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей министерства инвестиционной политики Новгородской области ФИО3, правительства Новгородской области Поморжанского- ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года № 3402 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), в который включены: нежилое помещение с кадастровым номером 53:23:0000000:8940 (пункт 111) и нежилое помещение с кадастровым номером 53:23:7009402:493 (пункт 122), расположенные по адресу: <...>.
В приведенный перечень также включены: нежилое здание с кадастровым номером 53:23:8223601:573 по адресу: <...> д.З (пункт 161), нежилое здание с кадастровым номером 53:23:0000000:1376 по адресу: <...> (пункт 1260) и нежилое здание с кадастровым номером 53:23:8101202:112 по адресу: <...> (пункт 1266).
ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании недействующими приведённых норм, обосновывая требования тем, что здания и помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку влечёт увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленного порядка и не опубликован надлежащим образом.
Решением Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции верно установил, что оспариваемый нормативный правой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (в настоящее время министерство инвестиционной политики Новгородской области) с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности включения нежилых помещений и зданий в оспариваемый акт.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях
этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:8223601:573, является двухэтажным нежилым зданием, общей площадью 8758,2 кв.м, имеет назначение - нежилое, наименование - торгово-развлекательный комплекс, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - спортивные площадки, спортивно-оздоровительные сооружения, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании.
Из технического паспорта на указанное здание, составленного ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное «БТИ» отделение по городу Великий Новгород, по состоянию на 30 июля 2011 года, и экспликации к нему видно, что данный объект недвижимости имеет наименование: спортивно-развлекательный комплекс с встроенными магазинами, более 20 процентов расположенных в нем помещений имеют назначение: торговый зал общей площадью 3495,4 кв.м, кафе общей площадью 579,4 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:0000000:1376 представляет собой трехэтажное здание, имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административного здания, зданий склада и гаража.
Из технического паспорта, составленного Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода Новгородской области, и экспликации к нему, видно, что здание общей площадью 1026,3 кв.м, имеет назначение - административное, состоит в том числе из помещений имеющих наименование и назначение: торговый зал общей площадью 315,1 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:8101202:112 является четырехэтажным нежилым зданием, общей площадью 1483 кв.м, имеет наименование - офисно-торговый центр, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для завершения строительства здания фитнес-центра, для эксплуатации офисно-торгового центра.
Из технического паспорта, составленного ГОУП Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода, по состоянию на 13 марта 2009 года, и экспликации к нему видно, что здание общей площадью 1483 кв.м, имеет назначение: офисно-торговый центр, расположенные в нем помещения имеют назначение: офисы общей площадью 683,1 кв.м, торговый зал общей площадью 194,4 кв.м.
Кроме того, под пунктом 103 перечня включено здание, а также расположенные в нем помещения с кадастровыми номерами 53:23:0000000:8940 (пункт 112) и 53:23:7009402:493 (пункт 122).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, техническому паспорту на встроенное помещение магазина, составленному Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода, объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:0000000:8940 является нежилым встроенным
помещением, общей площадью 166,3 кв.м, включает в себя торговые залы общей площадью 161,3 кв.м, находится в подвале здания, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административных помещений, офисов и магазинов.
Объект недвижимости с кадастровым номером 53:23:7009402:493 является нежилым встроенным помещением, общей площадью 280,6 кв.м, находится в подвале здания, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административных помещений, офисов и магазинов. Данное встроенное помещение согласно техническому паспорту состоит из: комнаты приема пищи, кухни-мойки, зала, бара, кухни, общей площадью 174,6 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные нежилые здания и помещения правомерно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, как на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади зданий и помещений предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, так и по виду разрешенного использования земельных участков, в границах которых названные объекты располагаются.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 53:23:0000000:8940, 53:23:7009402:493 и нежилых зданий с кадастровыми номерами 53:23:8223601:573, 53:23:0000000:1376, 53:23:8101202:112 в оспариваемый перечень, поскольку они предназначены для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах не имеют правового значения доводы апелляционной жалобы о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования названных выше зданий и помещений, поскольку для включения объектов недвижимости в оспариваемый перечень достаточно того, чтобы они отвечали хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в Новгородской области нормативного правового акта, определяющего вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не имеет правового значения по настоящему административному делу ввиду того, что спорные объекты включены в перечень не по фактическому их использованию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Славного ВО. - без удовлетворения.
Председательствующий