ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 84-АПА19-7 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 84-АПА19-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 24 июля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Кириллова В.С.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Петрова Вячеслава Владимировича  об оспаривании Генерального плана Песского сельского поселения  Хвойнинского района Новгородской области, утвержденного решением  Совета депутатов Песского сельского поселения Хвойнинского района  Новгородской области от 23 декабря 2011 г. № 57, Правил землепользования  и застройки Песского сельского поселения Хвойнинского района  Новгородской области, утвержденных решением Совета депутатов Песского  сельского поселения Хвойнинского района Новгородской области  от 15 февраля 2012 г. № 65, и решения Совета депутатов Песского сельского  поселения Хвойнинского района Новгородской области от 14 марта 2013 г.   № 131 «Об утверждении описания границ населенных пунктов Песского  сельского поселения, схемы границ населенных пунктов и перечня координат 


характерных точек границ населенных пунктов Песского сельского  поселения» по апелляционной жалобе административного истца на решение  Новгородского областного суда от 28 января 2019 г., которым в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., объяснения представителя администрации Песского  сельского поселения Хвойнинского муниципального района Новгородской  области адвоката Чукальского О.В., возражавшего против удовлетворения  апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда не  подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Петров В.В. обратился в Новгородский областной суд с  административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных  требований просил признать не действующими с момента принятия: 

- Генеральный план Песского сельского поселения Хвойнинского  района Новгородской области, утвержденный решением Совета депутатов  Песского сельского поселения Хвойнинского района Новгородской области  (далее - Совет депутатов) от 23 декабря 2011 г. № 57, действующий в  редакции решения Совета депутатов от 22 января 2014 г. № 178 (далее - Генеральный план), в части «Плана развития территории населенного пункта  д. Песь в составе муниципального образования Песского сельского  поселения. Схемы границ функциональных зон», «Карты границ населенных  пунктов Песского сельского поселения», «Карты функциональных зон  Песского сельского поселения», устанавливающих границы д. Песь; 

- Правила землепользования и застройки Песского сельского поселения  Хвойнинского района Новгородской области, утвержденные решением  Совета депутатов от 15 февраля 2012 г. № 65, действующие в редакции  решений Совета депутатов от 9 августа 2013 г., № 150, 14 февраля 2014 г.   № 182, 5 декабря 2016 г. № 65 (далее - Правила землепользования и  застройки), в части установленной «Картой градостроительного  зонирования» территории населенного пункта д. Песь»; 

- решение Совета депутатов от 14 марта 2013 г. № 131 «Об утверждении  описания границ населенных пунктов Песского сельского поселения, схемы  границ населенных пунктов и перечня координат характерных точек границ 


населенных пунктов Песского сельского поселения» (далее - Решение № 131) в части карты-плана населенного пункта д. Песь. 

Административный истец полагает, что названные нормативные  правовые акты в оспариваемой части противоречат требованиям  градостроительного законодательства, поскольку принадлежащие ему на  праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами  <...> и <...> в границы населенного пункта д. Песь не  включены, несмотря на то что они должны прилегать также к земельному  участку с кадастровым номером <...> (его доля в праве на этот  земельный участок составляет 33/50), который входит в границы названного  населенного пункта. Также полагает, что оспариваемые нормативные  правовые акты опубликованы с нарушением установленной процедуры. 

Решением Новгородского областного суда от 28 января 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе Петров В.В. просит отменить решение суда в  части отказа в удовлетворении требований о признании не действующими с  момента принятия: Генерального плана в оспариваемой части; Правил  землепользования и застройки без учета решения Совета депутатов  от 5 декабря 2016 г. № 65 в оспариваемой части; а также Решения № 131 в  оспариваемой части; принять по делу новое решение, удовлетворив  названные требования. 

Петров В.В. полагает, что суд сделал не соответствующие  обстоятельствам дела выводы о том, что: границы населенного пункта  д. Песь определены в установленном порядке; права административного  истца не нарушены; порядок опубликования оспариваемых нормативных  правовых актов соблюден. 

Совет депутатов, администрация Песского сельского поселения  Хвойнинского муниципального района Новгородской области, глава  администрации Песского сельского поселения Хвойнинского  муниципального района Новгородской области и прокурор, участвующий в  деле, представили возражения на апелляционную жалобу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 

Отношения, связанные с территориальным планированием,  градостроительным зонированием, планировкой территории, 


регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации  (далее также - ГрК РФ). 

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о  градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются  муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. 

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1  статьи 32 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее также - Закон № 131-ФЗ), в редакции на дату принятия оспариваемых  нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения,  правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в них  относятся к вопросам местного значения поселения. Генеральный план,  правила землепользования и застройки поселения утверждаются  муниципальным правовым актом представительного органа местного  самоуправления поселения. 

С учетом названных положений суд пришел к обоснованному выводу,  что указанные нормативные правовые акты в оспариваемой редакции  приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в  установленной форме и по этим основаниям решение суда не обжалуется. 

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что  территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий,  осуществляется в том числе для установления функциональных зон,  определения планируемого размещения объектов федерального значения,  объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено  на определение в документах территориального планирования назначения  территорий исходя из совокупности социальных, экономических,  экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития  территорий, развития инженерной, транспортной и социальной  инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений,  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований. 

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий  муниципальных образований осуществляется в целях определения 


территориальных зон и установления градостроительных регламентов  (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). 

К документам территориального планирования муниципального  образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1  статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются  документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). 

Согласно подпункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план  содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых  населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. 

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте  градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются  границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского  округа. 

Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в  состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких  поселения, городского округа (часть 5 статьи 18 ГрК РФ). 

Согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О  землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) территории населенных  пунктов являются объектами землеустройства. 

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том  числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ  по землеустройству (описанию местоположения границ объектов  землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 Закона о  землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства,  форма и требования к составлению которой утверждены постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621 (далее - Постановление № 621). 

Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства  утвержден приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. № 267.  При описании местоположения административных границ дополнительно  составляется текстовое описание местоположения административной  границы относительно природных и созданных трудом человека объектов  (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их  долговременной сохранности (пункт 7). В результате описания 

. местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план)  объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется  в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном  Постановлением № 621 (пункт 8). 


Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа  2009 г. № 688 утверждены Правила установления на местности границ  объектов землеустройства. Так, установление на местности границ объекта  землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам  характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта  землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в  государственном кадастре недвижимости (пункт 3). 

Часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации  предусматривает, что границы городских, сельских населенных пунктов  отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы  городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы  муниципальных образований или выходить за их границы, а также  пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или  юридическим лицам. 

Судом установлено, что приведенные нормы федерального  законодательства при установлении границ населенного пункта д. Песь не  нарушены. Из материалов дела усматривается, что земельные участки с  кадастровыми номерами <...> и <...> входят в  границы населенного пункта д. Песь. Доказательств обратного материалы  дела не содержат. 

Доводы апелляционной жалобы направлены на необходимость  определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами  <...> и <...> по границе земельного участка с  кадастровым номером <...> и установления смежных границ с  земельным участком с кадастровым номером <...>, находящимся  во владении М. Между тем данные обстоятельства не подлежат установлению в рамках рассмотрения дела в порядке абстрактного  нормоконтроля. 

Согласно статье 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и  гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем  которых выступает муниципальное образование, а также соглашения,  заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу  после их официального опубликования (обнародования). 

Официальным опубликованием муниципального правового акта или  соглашения, заключенного между органами местного самоуправления,  считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном 


издании, распространяемом в соответствующем муниципальном  образовании. 

Как следует из части 3 статьи 32 ГрК РФ, правила землепользования и  застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для  официального опубликования муниципальных правовых актов, иной  официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения  (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте  городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в  сети «Интернет». 

Суд первой инстанции установил, что Генеральный план опубликован в  газете «Новая жизнь» от 27 января 2011 г. № 4, а решения о внесении  изменений в Генеральный план - в бюллетене «Официальный вестник  Песского сельского поселения» от 24 января 2014 г. № 2. Правила  землепользования и застройки опубликованы в газете «Новая жизнь» от 27  февраля 2012 г. № 10, а решения о внесении изменений в Правила  землепользования и застройки - в бюллетене «Официальный вестник  Песского сельского поселения» от 9 августа 2013 г. № 6,  от 28 февраля 2014 г. № 3 и от 6 декабря 2016 г. № 25. 

Названные документы размещены на официальном сайте  администрации Песского сельского поселения в сети «Интернет». 

Решение № 131 опубликовано в бюллетене «Официальный вестник  Песского сельского поселения» от 12 апреля 2013 г. № 3. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы публикация нормативных  правовых актов осуществлена в соответствии с нормами федерального  законодательства, а также положениями статьи 36 Устава Песского сельского  поселения в редакции на дату их опубликования. 

Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают,  аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции,  которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не  согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется. 

Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в  апелляционном порядке не имеется. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь 


статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Новгородского областного суда от 28 января 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Петро^Вячеслава Владимировича - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи