ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 91-АПА19-2
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова ОН. и Никифорова СБ.
при секретаре Дарькине АО.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Старт» о признании недействующим постановления комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 12 сентября 2017 г. № 24 «О производственной программе и тарифе на водоотведение поверхностных сточных вод муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» на 2017 год»
по апелляционной жалобе акционерного общества «Научно- производственное предприятие «Старт» на решение Псковского областного суда от 12 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН., возражения представителей комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области - Крутиковой Н.А., муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» - Печниковой Л.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова ИВ., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской
области (далее - Комитет, тарифный орган) от 12 сентября 2017 г. № 24 «О производственной программе и тарифе на водоотведение поверхностных сточных вод муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» на 2017 год» (далее также - Постановление № 24) утверждена производственная программа в сфере водоотведения поверхностных сточных вод муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее - МУП «Новгородский водоканал») на 2017 г. согласно приложению № 1 и установлен тариф на водоотведение поверхностных сточных вод для потребителей МУП «Новгородский водоканал» на 2017 г. в размере 20,84 руб./м3 согласно приложению № 2.
В соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 г. № 461 «О комитете по тарифной политике Новгородской области» комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области переименован в комитет по тарифной политике Новгородской области.
Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Старт» (далее также - АО «НЛП «Старт», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 24 не действующим со дня принятия.
В обоснование заявленных требований указывается на несоответствие оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов) и Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее также - Методические указания), и нарушение этим постановлением прав и законных интересов административного истца, поскольку установленный размер тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод, по мнению АО «НПП «Старт», является завышенным и экономически необоснованным.
Решением Псковского областного суда от 12 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО «НПП «Старт» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. Ссылаясь на пункт 17 Правил регулирования тарифов, не соглашается с выводом суда о допустимости установления тарифов в отсутствие у МУП «Новгородский водоканал» заключенных концессионного соглашения или договора аренды в отношении ливневой системы водоотведения. Полагает не основанным на нормах закона
отклонение судом довода административного истца о том, что тариф утвержден в отсутствие результатов технического обследования сетей, проводимого, в частности, для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем водоотведения, исходя из их технического состояния. В отсутствие такого обследования из необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) подлежали исключению расходы на капитальный и текущий ремонт сетей. Производственная программа не подлежала утверждению, поскольку в нее включены работы не по капитальному ремонту, а по реконструкции и строительству новых сетей ливневой канализации, она дублирует мероприятия, предусмотренные программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Великого Новгорода на период до 2025 г., утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от 11 ноября 2016 г. № 5162 (далее - Программа комплексного развития). Административный истец в жалобе также выражает несогласие с выводом суда об отсутствии избирательности при установлении тарифа и о том, что учтенный при его расчете объем принятых поверхностных сточных вод не включает в себя площади, относящиеся к жилищному фонду.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, комитетом по тарифной политике Новгородской области, Администрацией Великого Новгорода и МУП «Новгородский водоканал» представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - К АС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений
показателей надежности, качества, энергетической эффективности, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из Положения о комитете по ценовой и тарифной политике Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 г. № 258, следует, что Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере водоснабжения, водоотведения и утверждения производственных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
Расчет тарифов в сфере водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, МУП «Новгородский водоканал» оказывает услуги по водоотведению поверхностных сточных вод на территории муниципального образования городской округ Великий Новгород посредством централизованной ливневой системы водоотведения (канализации), находящейся в хозяйственном ведении предприятия.
Из экспертного заключения тарифного органа следует, что тарифы рассчитаны Комитетом методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования.
Объем принятых поверхностных сточных вод рассчитан в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 639/пр, и составил 5 562,43 тыс. м3.
Расчет необходимой валовой выручки на 2017 г. произведен в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных производственной программой, на основании расчетных данных и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г., подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации, исходя из годового объема принятых сточных вод и годового объема необходимой валовой выручки.
С учетом годового объема принятых сточных вод в размере 5 562,43 тыс. м3 плановая НВВ МУП «Новгородский водоканал» на водоотведение поверхностных сточных вод составила 115 916 685 руб.
Постановлением № 24 утверждена производственная программа в сфере водоотведения поверхностных сточных вод МУП «Новгородский водоканал» на 2017 г. согласно приложению № 1 и установлен тариф на водоотведение поверхностных сточных вод для потребителей МУП «Новгородский водоканал» на 2017 г. в размере 20,84 руб./м согласно приложению № 2.
АО «НПП «Старт» принадлежат на праве собственности земельные участки, которые находятся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети ливневой канализации, определенной в Схеме водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода на 2014-2025 гг., утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от 13 февраля 2014 г. № 867.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные Комитетом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование; оспариваемое постановление по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих
право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
С момента официального опубликования (8 мая 2013 г.) Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41' Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно части 1 статьи 411 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных данным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции относительно достаточности предоставления предприятием при установлении тарифа только распорядительных актов органа местного самоуправления о передаче сетевой ливневой канализации в хозяйственное ведение как основания владения названой системой водоотведения, без учета порядка, предусмотренного специальной нормой, а именно статьей 41 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств, Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного по существу решения.
Согласно пункту 3 Постановления № 24 период действия установленного тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод на 2017 г. определен со дня, следующего за днем официального опубликования названного постановления, то есть с 16 сентября по 31 декабря 2017 г.
Ввиду необходимости обеспечения надежного и бесперебойного водоотведения на территории городского округа и предотвращения подтоплений данной территории, о чем указывалось в постановлении Администрации Великого Новгорода при передаче сетевой ливневой
канализации в хозяйственное ведение предприятия, как вынужденной меры до момента передачи объектов водоотведения в установленном Законом о водоснабжении и водоотведении порядке, учитывая длительность конкурсных процедур и краткосрочность действия оспариваемого тарифа, несоблюдение Администрацией Великого Новгорода предусмотренного статьей 41* названного закона порядка по передаче МУП «Новгородский водоканал» указанных объектов в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа предприятию в установлении тарифа.
Согласно пункту 5 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 (далее - Правила разработки производственных программ) производственная программа включает в себя в том числе перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке; отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (за истекший год долгосрочного периода регулирования).
В соответствии с пунктом 7 названных Правил проект производственной программы разрабатывается с учетом результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Требования к техническому обследованию сетей определены статьей 37 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно части 6 названной нормы обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования).
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
В силу пункта 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются в том числе расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
На момент установления тарифа МУП «Новгородский водоканал» техническое обследование сетей ливневой канализации не проводило, поскольку сети переданы предприятию первично и с момента их принятия во владение не наступил срок проведения обязательного технического
обследования, и не возникли предусмотренные законом обязательные основания его проведения; соответствующие мероприятия запланированы на 2021 г.
В составе тарифной заявки в обоснование мероприятий по ремонту централизованной ливневой системы водоотведения МУП «Новгородский водоканал» представило план капитального ремонта сетей и сооружений ливневого водоотведения на 2017 г., укрупненные расчеты стоимости строительства и акты проверки технического состояния канализационных сетей, сооружений и устройств, находящихся в аварийном состоянии и требующих ремонта. По результатам анализа обосновывающей документации тарифный орган пришел к выводу, что представленные материалы позволяют установить техническое состояние централизованной ливневой системы водоотведения и подтверждают нуждаемость в проведении ремонтных работ.
Доводы АО «НПП «Старт» о том, что административный ответчик не вправе был утверждать производственную программу, фактически содержащую работы по реконструкции и строительству ливневых сетей, обоснованно отклонены судом первой инстанции, в том числе по мотиву поименованного состава обосновывающей документации на капитальный ремонт производственных объектов, в частности, укрупненных сметных нормативов в порядке пункта 6 Правил разработки производственных программ.
Доводы административного истца о том, что мероприятия, включенные в производственную программу, дублируют мероприятия Программы комплексного развития, проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии не имеется.
Поскольку категория «население» не является потребителем МУП «Новгородский водоканал», а учтенный при установлении тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод объем принятых (отведенных) поверхностных сточных вод не включает в себя площади, относящиеся к многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам и домовладениям, Судебная коллегия отклоняет как необоснованные доводы административного истца о необходимости дифференциации тарифов, а также доводы о завышении тарифов для одной категории потребителей за счет установления льготных тарифов для другой категории.
Объем принимаемых поверхностных сточных вод был рассчитан Комитетом с учетом муниципальных площадей Великого Новгорода и территориальных площадей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без включения в расчет площадей, относящихся к многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам и домовладениям, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
Площадь поливомоечного стока определена расчетным способом, исходя из объемов забора воды для поливомоечных целей ЗАО «Новгородское
спецавтохозяиство»; названный расчет имеется в материалах дела и сомнении в экономической обоснованности не вызывает.
Апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию АО «НПП «Старт», изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Псковского областного суда от 12 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Научно- производственное предприятие «Старт» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи