ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 92-АПА19-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 2 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 года № 76/387-6 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 5 июня 2019 года № 2252 ПВХ-П выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва утверждена постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва (далее - Республиканская избирательная комиссия) от 2 июня 2014 года № 76/387-6.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением 06 оспаривании приведённого постановления избирательной комиссии и признании его недействующим, указав в обоснование требований, что обжалуемое постановление создаёт неопределённость по вопросу определения кандидату в депутаты количества подписей избирателей, необходимого собрать в поддержку выдвижения для регистрации. Считает, что число избирателей в обжалуемом постановлении не соответствует действительности, поскольку определено не по состоянию на 1 января 2019 года.
По мнению административного истца, обжалуемое постановление не применимо к выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, так как схема округов утверждалась для выборов в парламент второго созыва. Кроме того, максимальное отклонение числа зарегистрированных избирателей для избирательных округов № 1 и № 4 не соответствует нормам федерального избирательного законодательства.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт ввиду неправильного применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом обстоятельств и несоответствия его выводов, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, пришёл к верному выводу об отсутствии предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого постановления избирательной комиссии недействующим.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 этого закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определён перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населённых пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населённого пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно- территориальной единицы, или муниципального образования, или населённого пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения
представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в неё поправки.
Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 приведённой выше статьи, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 этой статьи (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ).
Требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные избирательные округа, установлены в пункте 4 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе указано, что должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдалённых местностях - не более чем на 30 процентов. Если применение названных положений влечёт за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдалённых местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов (подпункт «а»).
Аналогичные требования закреплены в части 2 статьи 9 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва № 1031 ВХ-1).
Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая её графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после её утверждения (пункт 7 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что в связи с проведением в 2010 году выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва Республиканской избирательной комиссией принято постановление от 21 апреля 2010 года № 117/510-5 «Об определении схемы
одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва», официально опубликованное 22 июля 2010 года в газете «Тувинская правда» № 89 (16934), которым была утверждена схема 16 одномандатных избирательных округов.
Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ внесены изменения в том числе в Федеральный закон № 67-ФЗ, пунктом 5 статьи 4 которого предусмотрено, что избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет её на утверждение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не позднее 1 декабря года, предшествующего году назначения соответствующих выборов.
Во исполнение указанного требования закона, постановлением избирательной комиссии от 29 ноября 2013 года № 69/353-6 определена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, которое 9 декабря 2013 года поступило в парламент, однако по состоянию на 2 июня 2014 года схема одномандатных округов не утверждена, соответствующий проект постановления ответственным за данный вопрос комитетом республиканского парламента на рассмотрение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва не вносился.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ установлено, что схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации сроком на десять лет в соответствии со статьёй 18 Федерального закона № 67-ФЗ не позднее чем за четыре месяца до ближайшего ко дню вступления в силу этого федерального закона дня голосования на соответствующих выборах. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не утвердят в указанный срок схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до истечения срока назначения соответствующих выборов.
В связи с тем, что представленная Республиканской избирательной комиссией в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва схема одномандатных избирательных округов в установленный пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ срок утверждена не была, то данная схема утверждена оспариваемым постановлением Республиканской избирательной комиссии от 2 июня 2014 года № 76/387-6 с соблюдением установленных
названным Федеральным законом процедуры и срока, правомочным составом комиссии при наличии кворума, опубликованным в газете «Тувинская правда», 5 июня 2014 года, № 60 (17519).
В приложении № 1 к поименованному выше постановлению приведено графическое изображение образованных 16 одномандатных избирательных округов, с обозначением их наименования и номеров, определением их границ и административно-территориальных единиц, в них входящих, с указанием числа избирателей по каждому избирательному округу.
Установив приведённые фактические обстоятельства, суд первой инстанции исходя из предписаний пункта 4 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ, пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ о действии схемы одномандатных избирательных округов в течение десяти лет со дня утверждения правомерно признал несостоятельным довод административного истца о распространении оспариваемого постановления на выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, не усмотрев противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сделал верное заключение о законности процедуры вынесения оспариваемого постановления избирательной комиссии, его соответствии требованиям законодательства по своей форме и содержанию, подробно и аргументированно изложив свою позицию в решении.
Несостоятельными являются и доводы административного истца о наличии неопределённости в вопросе установления количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, и необходимости их исчисления исходя из числа избирателей по состоянию на 1 января 2019 года.
Так, пунктом 10 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».
Регистрация (учёт) избирателей, установление численности зарегистрированных избирателей, формирование и ведение регистра избирателей осуществляются в порядке, установленном Положением о Государственной системе регистрации (учёте) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённым постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года № 134/973-П, предусматривающим размещение сведений о численности избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, установленные по форме № 4.1риур, на сайте избирательной комиссии.
То обстоятельство, что в соответствии с информацией по форме № 4.1риур, размещённой на сайте Республиканской избирательной комиссии, численность избирателей Республики Тыва по состоянию на 1 января 2019
года составляет 193 375 человек, не свидетельствует о неопределённости оспариваемого постановления и его несоответствии действующему законодательству, поскольку в силу приведённых выше законоположений в нём правильно отражена численность избирателей на момент определения одномандатных избирательных округов - 179 758 человек.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 37 Закона Республики Тыва № 1031 ВХ-1, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Несостоятельным является утверждение административного истца о нарушении его избирательных прав превышением числа избирателей по одномандатным избирательным округам № 1 и № 4 средней численности избирателей, указанных в оспариваемом постановлении избирательной комиссии.
Средняя норма представительства избирателей на территории одномандатного избирательного округа Республики Тыва составляет 11 235 человек, исходя из общего количества зарегистрированных избирателей 179 758 человек и числа одномандатных округов 16. С учётом допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов верхний предел средней численности избирателей на территории одномандатного избирательного округа составляет 12 359 человек.
Действительно, в одномандатном избирательном округе № 1 количество избирателей составило 12 718 человек (превышение на 359 человек), в одномандатном избирательном округе № 4 - 12 660 человек (превышение - на 301 человека).
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, приведённые отклонения не нарушают ни пассивного избирательного права ФИО1, которому отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 4, ни активного избирательного права, поскольку административный истец, как следует из материалов дела, зарегистрирован по месту жительства: <...>, то есть в избирательном округе № 2, где численность избирателей (11 990 человек) не превышает среднюю норму представительства избирателей.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что названное постановление может быть оспорено ФИО1 исключительно в защиту собственных прав, свобод и законных интересов, поскольку иными полномочиями он не наделён.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно указал, что требования административного иска фактически направлены на изменение утверждённых границ одномандатных избирательных округов в период избирательной кампании, что действующим законодательством о выборах не допускается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи