ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 92-АПА19-16 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 92-АПА19-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 4 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Сат Зои Назытыевны к  Территориальной избирательной комиссии Каа-Хемского кожууна о  признании незаконным и отмене решения от 31 июля 2019 года № 01-02/23  «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала  (парламента) Республики Тыва третьего созыва Сат З.Н., выдвинутой  Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в  Республике Тыва по Каа-Хемскому одномандатному избирательному  округу № 15» по апелляционной жалобе административного истца на  решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года,  которым в удовлетворении административного искового заявления  отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца  Биче-оол С.Б-О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения представителей территориальной избирательной комиссии  Каа-Хемского кожууна Щегонина А.М. и Монгуш А.И., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от  5 июля 2019 года № 2252 ПВХ-И выборы депутатов Верховного Хурала  (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на 8 сентября  2019 года. 

Решением Территориальной избирательной комиссии Каа-Хемского  кожууна (далее - ТИК) от 31 июля 2019 года № 01-02/23 Сат З.Н.,  выдвинутой Региональным отделением политической партии  «Справедливая Россия» в Республике Тыва по Каа-Хемскому  одномандатному избирательному округу № 15, в соответствии с  подпунктами «в» и «в 1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), пунктами 3, 4, 5 части 8 статьи 42 Закона  Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах  депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее - Закон № 1031 ВХ-1) отказано в регистрации кандидатом по названному  избирательному округу в связи с отсутствием документов, необходимых  для регистрации кандидатом (документы о смене фамилии), а также  документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации  кандидата, оформленных с нарушением требований закона (отсутствие  ИНН супруга в справках об имуществе, находящемся за пределами  Российской Федерации). 

Сат З.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о  признании незаконным приведённого выше решения ТИК и о возложении  на неё обязанности принять решение о регистрации её кандидатом в  депутаты, указав в обоснование требований на неисполнение избирательной  комиссией обязанности своевременного направления ей извещения о  выявлении отсутствия документов, необходимых для регистрации, в связи  с чем была лишена возможности реализовать своё право на предоставление  документов и участие в выборах; ссылалась на устранение недостатков  путём направления на электронный адрес ТИК копии свидетельства о  заключении брака и свидетельства о постановке супруга на учёт в  налоговом органе. 

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе Сат З.Н. ставит вопрос об отмене судебного  акта, как принятого с нарушением действующего законодательства, норм  процессуального права, без проверки всех обстоятельств дела,  несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и  принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. 

Относительно апелляционной жалобы ТИК, участвующим в деле  прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов и  законности судебного решения. 


Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия считает  решение суда правильным и не находит оснований для его отмены. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении  административного искового заявления, правильно исходил из  правомерности действий избирательной комиссии в рамках  предоставленных ей законом полномочий и обязанности кандидата  пользоваться своими правами добросовестно, проявлять должную  осмотрительность и заинтересованность относительно полноты  представленных им документов, пришёл к верному выводу о законности  обжалуемого решения об отказе в регистрации кандидата Сат З.Н. в связи с  невыполнением требований закона о предоставлении в установленный срок  лично документов об изменении фамилии в связи с заключением брака в  ТИК в подлинном виде либо в копиях, заверенных нотариально. 

Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении  норм материального права, регулирующих возникшие общественные  отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам. 

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам  Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы  государственной власти (часть 2 статьи 32). 

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации  конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории  Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами  субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований  определены Федеральным законом № 67-ФЗ. 

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение  избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть  отменено судом, если оно принято с нарушением требований,  предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных  предусмотренных им требований, а также иным законом. 

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен  исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том  числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в  соответствии с данным законом, иным законом для уведомления о  выдвижении и (или) регистрации кандидата. 

Аналогичные основания содержатся в пунктах 3,4,5 части 8 статьи 42  Закона № 1031 ВХ-1. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ  регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной  комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 этого  федерального закона, иных предусмотренных законом документов,  представляемых в соответствующую избирательную комиссию для  уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. 


Согласно подпункту «в» пункта 2.2 статьи 33 названного закона,  вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат в случае  изменения фамилии представляет в избирательную комиссию копии  соответствующих документов. 

В силу части 9 статьи 32 Закона № 1031 ВХ-1 избирательная комиссия,  в которую кандидат представляет заявление и иные документы, обязана  незамедлительно после представления и приёма указанных документов  выдать кандидату письменное подтверждение получения этих документов. 

Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 2  статьи 41, частью 1 статьи 42 Закона № 1031 ВХ-1 для соответствующей  избирательной комиссии установлен срок для принятия решения о  регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в  регистрации - в течение 10 дней со дня приёма документов, необходимых  для регистрации кандидата, и в этот же срок комиссия обязана проверить  соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона. 

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких- либо документов, представление которых в избирательную комиссию для  уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено  законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов  соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня  заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться  вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, который не  позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на  котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата вправе  вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём  (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, абзац третий части 1  статьи 42 Закона № 1031 ВХ-1). 

Судом достоверно установлено, что 20 июля 2019 года избирательной  комиссией во исполнение требований закона выдано Сат З.Н.  подтверждение получения документов, представленных ею для  уведомления о выдвижении избирательным объединением кандидата по  одномандатному избирательному округу № 15,22 июля 2019 года - справка  о получении от неё дополнительного пакета документов, необходимого для  регистрации кандидатом, заседание ТИК по рассмотрению вопроса о  регистрации либо отказе в регистрации кандидата в депутаты назначено на  31 июля 2019 года в 17 часов 00 минут. 

Материалами дела также подтверждается, что 27 июля 2019 года ТИК,  то есть в установленные законом сроки, в адрес Сат З.Н. ввиду отсутствия  иных контактов с кандидатом посредством почтового отправления по  указанному в заявлении о согласии баллотироваться адресу направлено  извещение о выявленных недостатках в документах: заявление о согласии  баллотироваться содержит неполные сведения; сведения о принадлежащем  супругу кандидата недвижимом имуществе, находящемся за пределами  Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых  приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного 


характера за пределами территории Российской Федерации, сведения о  расходах супруга по каждой сделке по приобретению объектов  недвижимости содержат неполные сведения (отсутствует ИНН);  отсутствует копия документа, подтверждающего смену фамилии Сат З.Н,  которое было получено адресатом 31 июля 2019 года в 19 часов 20 минут. 

Суд первой инстанции на основании приведённых законоположений и  фактических обстоятельствах, подтверждаемых материалами дела, пришёл  к верному выводу о выявлении недостатков в представленных кандидатом  документах в течение 10 дней со дня их приёма, о направлении извещения с  предложением их устранить, как это предусмотрено законом, за три дня до  дня заседания избирательной комиссии, на котором должен  рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, установив отсутствие у  ТИК 31 июля 2019 года документа, подтверждающего смену фамилии  Сат З.Н., правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения  административного иска и отмены решения об отказе в регистрации  кандидата. 

Ссылки в апелляционной жалобе на непринятие территориальной  избирательной комиссией надлежащих мер по исполнению обязанности о  своевременном извещении кандидата о выявленной неполноте сведений в  представленных документах, на незамедлительную невыдачу  соответствующей справки при поступлении от Сат З.Н. 20 июля 2019 года  подтверждения получения документов, представленных для уведомления о  выдвижении избирательным объединением кандидата, что повлекло, по  мнению Сат З.Н., нарушение сроков проверки документов и вынесения  обжалуемого решения ТИК, противоречат материалам дела и основаны на  ошибочном толковании положений законодательства о выборах, которые  определяют исчисление десятидневного срока со дня приёма документов,  необходимых для регистрации кандидата, и направления кандидату в этих  пределах соответствующего извещения после фактического выявления  неполноты сведений, но не позднее трёх дней до дня заседания  избирательной комиссии. 

Является правильным заключение суда первой инстанции о том, что  повторное свидетельство о заключении брака серии 1-БА № 715040  от 14 августа 2007 года, направленное Сат З.Н. в ТИК 30 июля 2019 года в  17 часов 50 минут посредством электронной почты, не могло быть принято  во внимание, так как в силу прямого предписания, содержащегося в  пункте 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в случае смены фамилии  кандидатом копии соответствующих документов представляются им лично. 

То обстоятельство, что в судебном акте не содержится вывод по  вопросу соблюдения ТИК порядка принятия решения об отказе Сат З.Н. в  регистрации кандидатом, при фактическом отсутствии нарушений этого, не  может повлечь отмену правильного по существу судебного решения,  поскольку нарушение или неправильное применение норм процессуального  права является основанием для изменения или отмены решения суда первой  инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к 


принятию неправильного решения (части 4 и 5 статьи 310 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

Не опровергает выводы суда и довод жалобы о неправомерности  выдачи членом ТИК с правом решающего голоса Злобиной Е.М справки от  22 июля 2019 года о получении необходимых для регистрации кандидата  документов от Сат З.Н., поскольку это не являлось препятствием для  рассмотрения вопроса о регистрации Сат З.Н. кандидатом в депутаты и не  свидетельствует о нарушении порядка его принятия. 

Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики  Тыва является законным, оснований для его отмены не имеется. 

С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Сат Зои Назытыевны - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи