ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 92-АПА19-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 4 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании незаконным решения Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 18 июля 2019 года № 18 «Об образовании одномандатных избирательных округов и утверждении схемы одномандатных избирательных округов на территории Пий-Хемского кожууна Республики Тыва для проведения выборов и референдумов» (далее - решение Хурала от 18 июля 2019 года № 18) по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
решением Хурала от 18 июля 2019 года № 18, опубликованным в
общественно-политической газете «Вестник Пий-Хема», 18 июля 2019 года, № 13, образованы одномандатные избирательные округа и утверждена схема одномандатных избирательных округов на территории Пий-Хемского кожууна Республики Тыва для проведения выборов и референдумов сроком на 10 лет, признано утратившим силу решение поименованного органа от 27 ноября 2014 года № 323 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов Пий-Хемского кожууна для проведения выборов депутатов Хурала представителей пятого созыва».
Выборы депутатов Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва назначены на 8 сентября 2019 года.
ФИО1, первый заместитель прокурора Республики Тыва обратились в суд с административными исками, объединёнными в одно производство, о признании незаконным приведённого решения виду его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По мнению ФИО1, в оспариваемом решении неправильно указана численность избирателей, в утверждённой схеме отсутствуют адреса избирательных участков, содержится один адрес для всех округов.
Прокурор в обоснование требований сослался на отсутствие у Хурала представителей Пий-Хемского кожууна права на утверждение новой схемы одномандатных избирательных округов в связи с пропуском срока, установленного частью 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), считая, что такое право имелось у Территориальной избирательной комиссия названного муниципального образования (далее - ТИК).
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Республики Тыва ставит вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований для его отмены не находит.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон № 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются
сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 названного закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определён перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населённых пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населённого пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населённого пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема названных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
Как определено пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдалённых местностях - не более чем на 30 процентов.
Согласно пункту 7.1 названной выше статьи в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений устава муниципального образования, устанавливающего число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений устава муниципального образования. Если представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в
указанный срок, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
Суд первой инстанции, изучив положения Устава муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», принятого Хуралом представителей муниципального района Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 18 апреля 2008 года № 45, протокол внеочередного заседания сессии Хурала представителей пятого созыва от 18 июля 2019 года, обоснованно отказал в удовлетворении административных исков, сделав правильный вывод о принятии оспариваемого решения правомочным составом Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, при наличии кворума и полномочий, о его соответствии требованиям статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционного представления о наличии в сложившейся ситуации права утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов исключительно у организующей выборы избирательной комиссии подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании приведённых выше норм законодательства о выборах.
Как следует из материалов дела, решением Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 27 ноября 2014 года № 323 была утверждена схема одномандатных избирательных округов Пий- Хемского кожууна для проведения выборов депутатов Хурала представителей пятого созыва сроком на 10 лет.
Поскольку Законом Республики Тыва от 30 декабря 2016 года № 237-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Тыва от 24 декабря 2010 года № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва», согласно которым местечко Вавилинский затон, ранее входившее в границы Пий-Хемского района, присоединено к территории г. Кызыла, решением Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 16 мая 2019 года № 12 образованы новые одномандатные избирательные округа на территории района.
Между тем названный муниципальный акт признан решением Верховного Суда Республики Тыва от 20 июня 2019 года не действующим со дня его вступления в законную силу.
Суд первой инстанции, установив названные обстоятельства, исходя из положений пункта 7.1 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ верно констатировав о недопустимости применения схемы избирательных округов Пий-Хемского кожууна, утверждённой до изменения границ муниципальных образований, пришёл к правильному заключению о наличии у Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
полномочия на принятие оспариваемого муниципального акта несмотря на истечение установленных названным пунктом сроков утверждения новой схемы одномандатных избирательных округов в связи с изменениями границ муниципального образования.
Довод апелляционного представления об отсутствии у представительного органа местного самоуправления полномочия на принятие в 2019 году решения о создании избирательных округов ввиду истечения установленных пунктом 7.1 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ пресекательных сроков является несостоятельным ввиду неправильного толкования норм материального права.
Федеральный законодатель, регулируя порядок образования (определения) избирательных округов, в статье 18 Федерального закона № 67-ФЗ установил, что организующая соответствующего уровня выборы избирательная комиссия определяет схему избирательных округов, а её утверждение является полномочием соответствующего представительного органа местного самоуправления, предоставив избирательной комиссии, организующей выборы, право утверждать схему избирательных округов исключительно в двух случаях: новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в установленный срок соответствующим органом; отсутствует законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования.
Вместе с тем, по смыслу названной статьи, предусмотренные в ней сроки для определения избирательных округов и утверждения их схемы, установлены, прежде всего, с целью обеспечения реализации избирательных прав граждан, законодателем пресекательными не названы, следовательно, их истечение в безусловном порядке не свидетельствует об отсутствии у представительного органа Пий-Хемского кожууна полномочия утвердить новую схему одномандатных избирательных округов.
Как следует из вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Тыва от 20 июня 2019 года, территориальная избирательная комиссия Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, организующая выборы депутатов представительного органа названного муниципального образования, приняла решение об определении схемы одномандатных округов только 17 апреля 2019 года.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва полномочия на утверждение схемы одномандатных округов после отмены в судебном порядке аналогичного решения от 16 мая 2019 года является правильным, не противоречит положениям Федерального закона № 67-ФЗ, который обязанность утвердить схему избирательных округов в случае невозможности применения предыдущей схемы к исключительной компетенции избирательной комиссии не относит.
Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики
Тыва является законным, оснований для его отмены не имеется.
С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление первого заместителя прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.