ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 92-АПА19-6 от 30.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 92-АПА19-6

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 30 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.  при секретаре Горенко А.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Регионального отделения  Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Республике  Тыва об отмене регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала  (парламента) Республики Тыва третьего созыва Натарова Сергея  Васильевича, выдвинутого Тывинским региональным отделением  Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России,  по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного  Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года, которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., возражения на жалобу представителя Тывинского  регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально- демократическая партия России Вахрушева С.А., объяснения представителя  Избирательной комиссии Республики Тыва Щегонина А.М., считающего  апелляционную жалобу обоснованной, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва  от 5 июня 2019 года № 2252 ПВХ-П, официально опубликованным  8 июня 2019 года в республиканских общественно-политических газетах 


«Шын» и «Тувинская правда», выборы депутатов Верховного Хурала  (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на  8 сентября 2019 года. 

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 19 июля  2019 года № 67/368-7 зарегистрирован республиканский список кандидатов в  депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего  созыва, выдвинутый Тывинским региональным отделением Политической  партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, в  общереспубликанской части которого под № 2 зарегистрирован Натаров  Сергей Васильевич. 

Региональное отделение Политической партии «Казачья партия  Российской Федерации» в Республике Тыва, список кандидатов в депутаты  Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва которого  зарегистрирован по тому же избирательному округу, обратилось в суд с  административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в  депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва  Натарова СВ., считая, что названный кандидат, депутат Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва,  неоднократно использовал своё служебное положение, поскольку в период с  31 июля 2019 года по 3 августа 2019 года, находясь на территории  Республики Тыва, проводил агитационные мероприятия в поддержку  кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва  третьего созыва, выдвинутых Тывинским региональным отделением  Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России,  раздавал печатный агитационный материал под названием «БИС ЧОН  ДЭЭШ», содержащий информацию о его изготовлении за счёт средств  избирательного фонда названного избирательного объединения. 

При этом Натаровым СВ. уведомления о проведении публичных  мероприятий в органы исполнительной власти Республики Тыва и органы  местного самоуправления указанных муниципальных образований не  подавались. 

По мнению административного истца, приведённые обстоятельства с  учётом положений пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002  года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) являются основанием для отмены регистрации  кандидата Натарова СВ. 

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об  отмене судебного решения ввиду неправильного применения судом норм  материального права, и принятии нового решения об удовлетворении  заявленных требований. 

На апелляционную жалобу участвующим в деле прокурором и  Натаровым СВ. поданы возражения. 


Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в  судебное заседание административный истец не явился. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его  отсутствие, не имея технической возможности организовать участие путём  видеоконференц-связи по настоящему делу. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия не находит  оснований для отмены решения суда первой инстанции. 

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской  Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной  власти (часть 2 статьи 32). 

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации  конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории  Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами  субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований  определены Федеральным законом № 67-ФЗ. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных  требований, пришёл к правильному выводу о несостоятельности доводов  административного истца о наличии в действиях кандидата Натарова СВ.  неоднократного использования преимуществ своего должностного или  служебного положения депутата Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации седьмого созыва и об отсутствии  основания для отмены регистрации кандидата на основании подпункта «в»  пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. 

Запрет использовать при проведении избирательной кампании  преимущества своего должностного или служебного положения,  распространяется на кандидатов, замещающих государственные или  выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или  муниципальной службе либо являющихся членами органов управления  организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим  органом управления которых является собрание, - членами органов,  осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за  исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся  должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками  организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации  (пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ). 

Действия кандидата, которые квалифицируются как использование  преимуществ должностного или служебного положения, перечислены в  пункте 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ. 

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации,  содержащимся в пункте 36 постановления Пленума от 31 марта 2011 года   № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», перечень 


действий, которые могут рассматриваться в качестве использования  преимуществ должностного или служебного положения при проведении  избирательной кампании, кампании референдума, установленный пунктом 5  статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ, не подлежит расширительному  толкованию. При решении вопроса о том, является ли использование  служебного или должностного положения достаточным основанием для  применения судом предусмотренных Федеральным законом  неблагоприятных последствий для кандидата необходимо, в частности,  выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий,  поскольку основанием для отмены регистрации кандидата может служить  только использование преимуществ должностного или служебного  положения не менее двух раз. 

При рассмотрении дела суд на основании установленных обстоятельств  и исследованных доказательств, оценённых в соответствии с действующим  процессуальным законодательством, обоснованно констатировал, что  публичные мероприятия с гражданами проводились Тывинским  региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально- демократическая партия России, печатные материалы и статьи в социальной  сети «В контакте» издавались по заказу Тывинского регионального  отделения политической партии ЛДПР, а не депутата Государственной Думы  Федерального Собрания Российской федерации Натарова СВ., сюжеты по  репортажам программы «Главные новости» «О насущном и наболевшем»,  «Старая больница, хибары на водице», «Люди отсюда уезжают» являются  информационными сообщениями средств массовой информации, носящими  характер новостей, Натаров СВ. участвовал во встречах и мероприятиях  предвыборной агитации как кандидат в депутаты Верховного Хурала  (парламента) Республики Тыва третьего созыва, каких-либо действий,  перечисленных в пункте 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ,  кандидатом не совершалось, не представлено доказательств, что кандидат  Натаров СВ.: 

- привлекал лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной  зависимости, государственных и муниципальных служащих к  осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей  выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; 

- использовал помещения, занимаемые государственными органами или  органами местного самоуправления, организациями независимо от формы  собственности, для осуществления деятельности, способствующей  выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов  или различные виды связи, оргтехнику и информационные услуги,  обеспечивающие функционирование государственных органов, органов  местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,  организаций независимо от формы собственности, для проведения  предвыборной агитации; 

- использовал на безвозмездной основе или на льготных условиях  транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной 


собственности, собственности организаций, для осуществления  деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков  кандидатов и (или) избранию кандидатов; 

- имел доступ к государственным и муниципальным средствам массовой  информации в целях ведения предвыборной агитации; 

- проводил агитацию при проведении публичного мероприятия,  организуемого государственными и (или) муниципальными органами,  организациями независимо от формы собственности; 

- обнародовал в период избирательной кампании в средствах массовой  информации, в агитационных печатных материалах отчётов о проделанной  работе, распространял поздравления и иные материалы, не оплаченные из  средств соответствующего избирательного фонда. 

Позиция суда первой инстанции подробно и аргументировано изложена  в решении, основана на правильном применении норм материального права,  подтверждается материалами дела, согласно которым кандидат в депутаты  Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва  Натаров СВ. в период с 29 июля по 26 августа 2019 года в соответствии с  распоряжением председателя Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации от 15 июля 2019 года № 128л находился в  ежегодном оплачиваемом отпуске, на указанных в административном  исковом заявлении мероприятиях действовал как кандидат, выдвинутый  избирательным объединением в составе республиканского списка. 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой  инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права,  аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции,  получившей надлежащую правовую оценку, не влекут отмену решения по  настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений,  являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта. 

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 августа 2019 года,  оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения  Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Республике  Тыва - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи