ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ19-510 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ 19-510

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 28 января 2020 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Манохиной Г.В.,  членов коллегии Зайцева В.Ю., 

Горчаковой Е.В.

при секретаре Горбачевой Е.А.  с участием прокурора Масаловой Л.Ф. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Дроздовой Елены Александровны о  признании частично недействующим пункта 17 Правил подбора, учета и  подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями  совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  17 ноября 2010 г. № 927, 

по апелляционной жалобе Дроздовой Е.А. на решение Верховного Суда  Российской Федерации от 16 октября 2019 г. по делу № АКПИ19-604, которым  в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Манохиной Г.В., объяснения Дроздовой Е.А. и ее представителя  Кузнецова П.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения  относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства  Российской Федерации Казюлиной Д.В., заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение  суда законным и обоснованным, Апелляционная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября  2010 г. № 927 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан,  выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних  недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее также - Правила). 

Нормативный правовой акт официально опубликован 29 ноября 2010 г. в  «Собрании законодательства Российской Федерации», № 48, ст. 6401. 

Пунктом 17 Правил (в редакции постановления Правительства Российской  Федерации от 19 ноября 2016 г. № 1221) предусмотрено, что формы журнала  учета граждан, выразивших желание стать опекунами, заявления о назначении  опекуном, акта об обследовании условий жизни гражданина и акта об  обследовании условий жизни близкого родственника утверждаются  Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. 

Дроздова Е.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании не действующим  пункта 17 Правил в части установления и утверждения Министерством труда и  социальной защиты Российской Федерации специальной бланковой формы  заявления. Указывает на то, что оспариваемые положения не соответствуют  пункту 1 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 2  Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ), так как препятствуют исполнению обязанности  содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и  заботиться о них, в свободной реализации права на обращение, императивно  требуя соблюдения специальной формы, соответствующей формальным  требованиям к обращению, и нарушают ее права, закрепленные статьями 21  (часть 1), 33, 38 (часть 3), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. 

Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что  органом опеки и попечительства на ее заявление об установлении опеки над  матерью дан формальный ответ, без разъяснения необходимости подачи  заявления в установленной форме, в результате чего она лишена возможности  опекунства над матерью и опекунство получено иным лицом, после чего мать  была отправлена на постоянное пребывание в интернат. Решением Перовского  районного суда г. Москвы от 2 июля 2019 г. административный иск Дроздовой  Е.А. к Отделу социальной защиты населения района Вешняки Восточного  административного округа г. Москвы о признании незаконным бездействия, об  отмене решения, обязании устранить нарушения оставлен без удовлетворения и  разъяснено, что согласно подпункту «а» пункта 4 Правил для подачи заявления  о намерении стать опекуном требуется соблюдение установленной формы  заявления, а также перечень необходимых документов. 

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои  интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и  социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и 


Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России). В  суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации  Ерохина Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований,  указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан в пределах  полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения  соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав  административного истца. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2019 г.  в удовлетворении административного искового заявления Дроздовой Е.А.  отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный  истец в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с несоответствием  выводов суда нормам федерального законодательства и принять по  административному делу новое решение об удовлетворении заявленного  требования. Полагает, что Правительство Российской Федерации, утвердив  оспариваемый пункт, вышло за пределы предоставленных ему законодателем  полномочий. 

Представитель Минюста России в заседание суда апелляционной  инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещен в установленном законом порядке. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не находит. 

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от  17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»  Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов,  нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской  Федерации. 

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и  попечительстве» (далее - Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ),  регулирующим отношения, возникающие в связи с установлением,  осуществлением и прекращением опеки и попечительства над  недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, установлено,  что указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской  Федерации, данным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с  ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1  статьи 3). 

Согласно части 4 статьи 6 приведенного закона полномочия органов опеки  и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними  опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан,  выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей,  оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных 


установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять  образовательные организации, медицинские организации, организации,  оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в  порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. 

На основании приведенных законоположений правильным является вывод  суда первой инстанции о том, что Правила утверждены Правительством  Российской Федерации во исполнение требований действующего  законодательства в пределах, предоставленных ему федеральным  законодателем полномочий, с соблюдением порядка его принятия и  опубликования. 

Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан,  выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних  недееспособных или не полностью дееспособных граждан, и перечень  документов, представляемых ими, а также сроки рассмотрения таких  документов органами опеки и попечительства (пункт 1). 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой  инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый пункт 17 Правил в  части определения Правительством Российской Федерации полномочий  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно- правовое регулирование в сфере опеки и попечительства, по установлению  формы журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами,  заявления о назначении опекуном, акта об обследовании условий жизни  гражданина и акта об обследовании условий жизни близкого родственника,  соответствует действующему законодательству и, следовательно, не нарушает  прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного  самоуправления. 

Статья 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ,  устанавливает порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или  попечителями. Для целей получения сведений о личности предполагаемого  опекуна или попечителя часть 2 этой статьи предоставляет органу опеки и  попечительства право требовать от гражданина, подавшего заявление о  назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а  также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах  записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. При  этом указанной нормой предусмотрено, что перечень документов,  предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его  опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов  определяются Правительством Российской Федерации. 

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.   № 48-ФЗ опекун или попечитель назначается с их согласия или по их  заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту  жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или  попечительства. 


Правилами определен перечень документов, необходимых для  предъявления гражданами, выразившими желание стать опекуном или  попечителем, в орган опеки и попечительства по месту жительства. Согласно  пункту 4 этих правил гражданин, выразивший желание стать опекуном,  представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства в том числе  и заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном  носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями  пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля  2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных  документов, необходимых для предоставления государственных и (или)  муниципальных услуг, в форме электронных документов». 

Форма заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или  попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью  дееспособного гражданина, утверждена приказом Министерства  здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа  2011 г. № 891н «О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки  граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями  совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2010 г. № 927». 

На время принятия оспариваемых в части Правил (17 ноября 2010 г.)  Министерство здравоохранения и социального развития Российской  Федерации, согласно положению о нем, утвержденному постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, осуществляло  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении  совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан. 

Судом правильно указано в решении, что утверждение делегированным  Правительством Российской Федерации в целях реализации федерального  законодательства федеральным органом исполнительной власти указанной  формы заявления не противоречит требованиям действующего  законодательства, является элементом механизма защиты прав и интересов  недееспособных или не полностью дееспособных граждан и не может  расцениваться как нарушение прав, свобод и законных интересов  административного истца, закрепленных Конституцией Российской Федерации. 

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, на некоторые положения  которого ссылается административный истец в обоснование апелляционной  жалобы, регулирует порядок рассмотрения обращения граждан  государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами, распространяется на все обращения граждан, за  исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке,  установленном федеральными конституционными законами и иными  федеральными законами (части 1, 2 статьи 1), и не подлежит применению при  разрешении данного дела. 


Доводы административного истца о несоответствии пункта 17 Правил в  оспариваемой части указанному федеральному закону обоснованно признаны  судом несостоятельными, поскольку порядок рассмотрения заявлений граждан,  выразивших желание стать опекунами или попечителями, регулируется  Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ и принятыми в целях его  реализации нормативными правовыми актами. 

С учетом изложенного утверждения административного истца в  апелляционной жалобе о несоответствии оспариваемой в части нормы Правил  требованиям Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ,  Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ основаны на неправильном  толковании норм действующего федерального законодательства и не могут  служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы. 

Установив, что оспариваемый в части пункт 17 Правил соответствует  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и  законных интересов административного истца не нарушает, суд первой  инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение  об отказе в удовлетворении административного искового заявления  Дроздовой Е.А. 

Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в  апелляционном порядке не имеется. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября  2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дроздовой Елены  Александровны - без удовлетворения. 

Председательствующий Г.В. Манохина  Члены коллегии В.Ю. Зайцев 

Е.В. Горчакова