ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ20-114 от 18.06.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ15-4962

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

21.07.2015

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу территориального управления Росимущества в Рязанской области (г. Рязань, далее – ТУ Росимущества в Рязанской области) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.07.2014 по делу № А54-6154/2013, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2015 по тому же делу

по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения "Детский туберкулезный санаторий "Кирицы" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы, далее - детский туберкуленый санаторий) к ТУ Росимущества в Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии распоряжения, согласованного с Администрацией Кирицкого сельского поселения Спасского муниципального района, о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за детским туберкулезным санаторием

          с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва)

          установил:

решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 и Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2015, заявленные требования удовлетворены.  В части требования к муниципальному образованию - Кирицкое сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом детского туберкулезного санатория от иска в указанной части и принятия отказа арбитражным судом.

ТУ Росимущества в Рязанской области обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив изложенные в жалобе доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из содержания оспариваемых судебных актов и установлено судами, детский туберкулезный санаторий является федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения.

Во исполнение положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1) в целях освобождения от несвойственных функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения детский туберкулезный санаторий обратился в ТУ Росимущества в Рязанской области по вопросу принятия решения о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда с приложением необходимых документов, поскольку согласно приложения № 3 постановления №3020-1 независимо от того на чьем балансе находится федеральное имущество, оно подлежит передаче в муниципальную собственность.

На основании решения Совета депутатов Кирицкого сельского поселения от 01.10.2012 № 20/10 часть недвижимого имущества, относящегося к жилому фонду, была передана в муниципальную собственность, а в отношении части имущества предложение о принятии его в казну муниципального образования было отклонено.

          Детский туберкулезный санаторий направил в адрес ТУ Росимущества в Рязанской области письмо о принятии мер по обеспечению безвозмездной передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования - Кирицкое сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области.

          Однако ТУ Росимущества в Рязанской области со ссылкой на положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), определяющего порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, указало на несогласие органа местного самоуправления на принятие этого имущества.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения детского туберкулезного санатория в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия ТУ Росимущества в Рязанской области.

Руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ,  пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления № 3020-1, арбитражные суды удовлетворили заявленные детским туберкулезным санаторием требования.

При этом суды исходили из того, что согласно пункту 1 приложения № 3 постановления № 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда, в связи с чем указанные объекты являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Организация содержания муниципального жилого фонда относится к вопросам местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Поскольку спорные объекты находятся в собственности Российской Федерации и переданы детскому туберкулезному санаторию в оперативное управление, то право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальным органам. Однако решений о передаче имущества в муниципальную собственность ТУ Росимущества в Рязанской области принято не было. Кроме того, судами установлено, что Минздравсоцразвитие России письмом, направленным детскому туберкулезному санаторию, согласовало передачу на безвозмездной основе жилищного фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность Кирицкого сельского поселения Спасского муниципального района.

Таким образом, непринятие ТУ Росимущества в Рязанской области мер к передаче имущества в муниципальную собственность, в том числе и путем обращения с соответствующим заявлением в суд, является незаконным бездействием органа исполнительной власти.

          Судами признан необоснованным и противоречащим пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ довод ТУ Росимущества в Рязанской области об отсутствии согласия муниципального образования - Кирицкое сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области на принятие спорного федерального имущества в муниципальную собственность.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и являющихся достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, указанные в жалобе доводы не подтверждают.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы территориального управления Росимущества в Рязанской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                    Попов В. В.