ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ20-126 от 23.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ20-126

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 23 июня 2020 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Манохиной Г.В.,  членов коллегии Зайцева В.Ю., 

Вавилычевой Т.Ю.

при секретаре Горбачевой Е А.

с участием прокурора Засеевой Э.С. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению Стерлина Евгения  Владимировича, Стерлиной Ксении Владимировны о признании частично  недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке  «Плещееве озеро», утвержденному приказом Министерства природных  ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 60, 

по апелляционной жалобе административных истцов на решение  Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. по делу   № АКПИ19-988, которым в удовлетворении административного искового  заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зайцева В.Ю., объяснения Стерлина ЕВ. и представителя административных  истцов Лапина П.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  Сорокина И.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Засеевой Э.С, полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,  Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации  (далее также - Минприроды России) приказом от 15 марта 2012 г. № 60  (далее - Приказ) утвердило Положение о национальном парке «Плещееве  озеро» (далее также - Положение). 

Нормативный правовой акт 6 апреля 2012 г. зарегистрирован в  Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России),  регистрационный номер 23751, 18 июня 2012 г. опубликован в Бюллетене  нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 25 (без  приложений к Положению), размещен на официальном сайте Минприроды  России (пйр://\у\у^.тпг.§оу.ги). 

В приложении 1 к Положению указаны координаты поворотных точек  границы национального парка «Плещееве озеро» в системе координат  МСК-76. 

Стерлин Е.В. и Стерлина КВ. обратились в Верховный Суд  Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором  просили признать приложение 1 к Положению не действующим в части,  предусматривающей включение в границы национального парка «Плещееве  озеро» земельного участка с кадастровым номером 76:11:000000:82,  обозначенного в данном приложении номерами поворотной точки с н784  (координаты межевого знака X 274621,77, У 1265312,31) по н808  (координаты межевого знака X 274753,68, У 1263903,57). В обоснование  заявления ссылались на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой  части противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от  17 июля 1998 г. № 777 «О национальном парке «Плещееве озеро» (далее - Постановление № 777) и нарушает их право пользования земельным  участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории  национального парка устанавливает существенные ограничения для  собственников земельных участков. 

В заявлении указано, что земельный участок с кадастровым номером  76:11:000000:82, расположенный по адресу: Ярославская область,  Переславский район, с/с Веськовский, приобретен административными  истцами по договору купли-продажи от 25 августа 2018 г. Ранее, до  15 декабря 2005 г., он принадлежал на праве постоянного бессрочного  пользования кооперативу «Векса», а после продажи на открытых торгах  собственником участка являлось ООО «Веретея». Постановлением  Правительства Ярославской области от 24 декабря 1997 г. № 270-п «О  национальном парке «Плещееве озеро» Правительству Российской  Федерации предложено: включить в состав данного национального парка  земли общей площадью 23 790 га, в том числе 21 788 га с изъятием у  собственников и пользователей земель согласно приложению 1 и 2002 га без  изъятия у землепользователей и собственников земель согласно  приложению 2; считать нецелесообразным включение территории города  Переславля-Залесского в состав национального парка; включить в охранную  зону национального парка земли общей площадью 5745 га, в том числе 


2188 га - земли города Переславля-Залесского и 3557 га - других  собственников и пользователей земель согласно приложению 3. При этом  кооператив «Векса» как собственник или пользователь названного  земельного участка в перечисленных приложениях не поименован,  отсутствует такая информация и в Постановлении № 777. 

Минприроды России и Минюст России возражали против  удовлетворения административного иска, указав, что Приказ издан  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах  его компетенции, а приложение 1 к Положению не устанавливает и не  изменяет границы национального парка «Плещееве озеро», а содержит лишь  координаты поворотных точек ранее установленных границ. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля  2020 г. в удовлетворении административного искового заявления  Стерлину ЕВ. и СтерлинойКВ. отказано. 

Не согласившись с таким решением, административные истцы подали  апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, как незаконное и  необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении  административного иска. Полагают, что глава Переславского  муниципального округа, на чье постановление от 21 июня 1999 г. № 353  ссылается суд первой инстанции, не имел полномочий по расширению  территории национального парка «Плещееве озеро». Утверждают также, что  единственным нормативным правовым актом, которым в состав названного  национального парка включены земли сторонних землепользователей,  является Постановление № 777, однако в нем отсутствует указание на  кооператив «Векса» в качестве одного из пользователей земель, входящих в  границы этого парка. 

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минприроды  России просит в ее удовлетворении отказать, считая, что судом первой  инстанции правильно применены нормы материального и процессуального  права, а выводы, приведенные в решении, соответствуют обстоятельствам  дела. 

Минюст России в письме от 9 июня 2020 г. № 01-65394/20 поддержал  свою позицию по данному делу, изложенную в суде первой инстанции, и  просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя министерства. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований  для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основанием для признания  нормативного правового акта не действующим полностью или в части  является его несоответствие иному нормативному правовому акту,  имеющему большую юридическую силу. Отказывая Стерлину ЕВ. и  Стерлиной К.В. в удовлетворении административного искового заявления,  суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему делу  такое основание для признания приложения 1 к Положению не действующим  в оспариваемой части отсутствует. 


В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г.   № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции,  действовавшей на день издания Приказа) (далее - Закон об особо  охраняемых природных территориях) положение о национальном парке  утверждается федеральным органом исполнительной власти в области  охраны окружающей среды. 

Таким органом, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо  охраняемых природных территорий, является Минприроды России, которое  на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации  самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной  сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункт 1,  подпункты 5.2, 5.2.35 ранее действовавшего Положения о Министерстве  природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г.   № 404). 

В настоящее время аналогичные полномочия закреплены за  Минприроды России в Положении о Министерстве природных ресурсов и  экологии Российской Федерации, утвержденном постановлением  Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (пункт 1,  подпункты 5.2, 5.2.69). 

С учетом изложенного в обжалуемом решении правомерно указано, что  Приказ, которым утверждено Положение о национальном парке «Плещееве  озеро», издан Минприроды России в пределах имеющихся у него  полномочий. 

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, что приложение 1 к Положению,  содержащее координаты поворотных точек границы национального парка  «Плещееве озеро» (далее также - Национальный парк), в оспариваемой  административными истцами части соответствует действующему  законодательству Российской Федерации, в том числе Постановлению   № 777. 

Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1988 г.   № 400 «О создании Переславского государственного природно- исторического национального парка в Ярославской области» создан  Переславский государственный природно-исторический национальный парк,  находящийся в ведении Ярославского облисполкома. 

В целях сохранения уникальных природных комплексов в бассейне  озера Плещееве (Ярославская область), имеющих особую экологическую,  историческую и эстетическую ценность, развития организованного туризма в  этом районе, а также приведения правового положения Переславского  государственного природно-исторического национального парка в  соответствие с Законом об особо охраняемых природных территориях 


Постановлением № 777 названный национальный парк отнесен к особо  охраняемой природной территории федерального значения, находящейся в  ведении и управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, и  переименован в национальный парк «Плещееве озеро». При этом в  пользование национальному парку «Плещееве озеро» предоставлены земли  лесного фонда общей площадью 15 271 га, земли водного фонда (озеро  Плещееве с прибрежной полосой) общей площадью 5 963 га, земли  сельскохозяйственного назначения общей площадью 554 га; в его границы  также включены земли других землепользователей общей площадью 2002 га  (пункт 1). 

Постановлением главы Переславского муниципального округа от  21 июня 1999 г. № 353 (далее также - Постановление № 353), принятым в  соответствии с постановлением главы муниципального округа от 11 февраля  1998 г. № 71, актами на передачу земель лесного фонда национальному парку  «Плещееве озеро» от 10 ноября 1998 г. и на основании Постановления   № 777, в границы Национального парка включены посторонние  землепользователи на общей площади 1803 га. В приложении № 1 к данному  постановлению в качестве собственника и пользователя земли общей  площадью 21 га указан кооператив «Векса». 

Судом первой инстанции правомерно отмечено в решении, что в плане  землепользования Национального парка, являющемся приложением к  свидетельству о государственной регистрации права, кооператив «Векса»  также указан в разделе «Посторонние землепользователи» под номером 8.  При этом сведения об установленных в 1998 г. Постановлением № 777  границах Национального парка в 2011 г. были внесены в Государственный  кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр  недвижимости). 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный  вывод о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером  76:11:00000082, принадлежавший до 2005 г. на праве бессрочного  (постоянного) пользования кооперативу «Векса», включен в границы  Национального парка на основании Постановления № 777. Приложение 1 к  Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а  лишь содержит координаты поворотных точек ранее установленных границ. 

Довод апелляционной жалобы о том, что глава Переславского  муниципального округа, на чье постановление от 21 июня 1999 г. № 353  ссылается суд первой инстанции, не имел полномочий по расширению  территории национального парка «Плещееве озеро», является  несостоятельным. Указанным актом Национальному парку во исполнение 


положений Постановления № 777 в бессрочное (постоянное) пользование  переданы земельные участки, расположенные в Переславском  муниципальном округе, включая земли посторонних землепользователей.  Таким образом, Постановлением № 353 границы национального парка  «Плещееве озеро» не устанавливались и не изменялись. 

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что в Постановлении   № 777 отсутствует указание на кооператив «Векса» в качестве одного из  посторонних пользователей земель, входящих в границы Национального  парка, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции. Как уже  отмечалось выше, на основании этого постановления было принято  Постановление № 353, в котором кооператив «Векса» указан в качестве  одного из посторонних землепользователей, входящих в границы  Национального парка. 

Поскольку отсутствуют правовые нормы большей юридической силы,  которым бы противоречило приложение 1 к Положению в оспариваемой  части, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2  статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, отказал Стерлину ЕВ. и Стерлиной К.В. в удовлетворении  заявленного требования. 

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в  апелляционном порядке не имеется. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу Стерлина Евгения  Владимировича, Стерлиной Ксении Владимировны - без удовлетворения. 

Председательствующий Г.В. Манохина

Члены коллегии В.Ю. Зайцев

Т.Ю. Вавилычева