ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ20-331 от 27.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ20-331

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27 октября 2020 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Манохиной Г.В.,  членов коллегии Зайцева В.Ю., 

Ситникова Ю.В.

при секретаре Шолгиной Н.И.  с участием прокурора Масаловой Л.Ф. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Розница К-1» (далее также - ООО «Розница К-1», Общество)  о признании частично недействующими абзаца второго пункта 55  Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за  выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого приказом  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от  30 ноября 2016 г. № 644, приложения № 12 к данному административному  регламенту 

по апелляционной жалобе ООО «Розница К-1» на решение Верховного Суда  Российской Федерации от 3 августа 2020 г. по делу № АКПИ20-269, которым в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Манохиной Г.В., объяснения представителя ООО «Розница К-1» Юнг И.В.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно  доводов апелляционной жалобы представителя Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий Анай-оола В.В., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., 


полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее  также - МЧС России) приказом от 30 ноября 2016 г. № 644 утверждён  Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за  выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный  регламент). 

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции  Российской Федерации (далее также - Минюст России) 13 января 2017 г.,  регистрационный номер 45228, размещён на «Официальном интернет-портале  правовой информации» ( № р:/Лу\у\у.ргауо.§оу.ги) 16 января 2017 г. 

Согласно абзацу второму пункта 55 Административного регламента  административная процедура проверки, предусмотренная данным  административным регламентом, проводится только в форме выездной  проверки. 

В приложении № 12 к Административному регламенту представлена блок- схема проведения административной процедуры плановой (внеплановой)  проверки. 

ООО «Розница К-1» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании не действующими абзаца  второго пункта 55 Административного регламента, приложения № 12 к нему в  части, в которой они запрещают проведение проверок в форме документарной  проверки. В обоснование заявленного требования указало, что оспариваемые  нормативные положения противоречат части 11 статьи 9, частям 4, 21 статьи 10,  частям 1, 10 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ),  нарушают законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской  деятельности, так как в противоречие части 9 статьи 15 Федерального закона от  26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ возлагают на него обязанность по несению  дополнительных расходов, связанных с обеспечением явки законного или иного  полномочного представителя для участия в проверке. 

Нарушение своих прав усматривает в том, что Обществом в ответ на  предписание № 167/1/1, выданное административному истцу 3 декабря 2019 г.  отделением надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бердску  УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области об устранении нарушений  требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по пожарной  безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения 


пожара, представлены в указанный орган полная информация и документы,  подтверждающие исполнение этого предписания, между тем 6 марта 2020 г.  отделением надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бердску  УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области вынесено распоряжение  органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой  выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя   № 30 на основании оспариваемого Административного регламента. 

В суде первой инстанции МЧС России и Минюст России возражали  против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что  нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти  в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части  соответствует действующему федеральному законодательству и не нарушает  прав, свобод и законных интересов административного истца. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2020 г. в  удовлетворении административного искового заявления ООО «Розница К-1»  отказано. 

В апелляционной жалобе административный истец просит указанное  решение отменить, ссылаясь на его незаконность, и принять по делу новое  решение об удовлетворении административного искового заявления. Полагает,  что суд первой инстанции не применил подлежащие применению часть 4  статьи 1, часть 10 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.   № 294-ФЗ; не учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской  Федерации, выраженную в определении от 26 марта 2020 г. № 582-0 «Об отказе  в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Амурское  пароходство» и гражданина Клименко Алексея Викторовича на нарушение  конституционных прав и свобод частью 11 статьи 9, частью 10 статьи 11,  частью 3 статьи 1 и частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Минюст России в судебное заседание Апелляционной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации не явился, в возражениях на 

апелляционную жалобу поддержал свою правовую позицию по данному делу,  высказанную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть апелляционную 

жалобу без участия его представителя.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации оснований для её удовлетворения не находит. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основанием для признания  нормативного правового акта не действующим полностью или в части является  его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую  юридическую силу. 

При рассмотрении и разрешении данного административного дела, суд  первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что такое основание для 


признания Административного регламента в оспариваемой части не  действующим отсутствует. 

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующий  отношения в области организации и осуществления государственного контроля  (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора), муниципального контроля, к полномочиям федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный  государственный контроль (надзор), относит в том числе разработку и принятие  административных регламентов осуществления федерального государственного  контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 1,  пункт 3 части 2 статьи 4). 

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 8 Положения о  Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г.   № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий», и пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных  регламентов исполнения государственных функций, утверждённых  постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373  (в редакциях, действовавших на день издания оспариваемого в части  Административного регламента), МЧС России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по  надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах,  и вправе разрабатывать, утверждать административные регламенты  предоставления государственных услуг в установленном порядке приказами  федерального министра по представлению руководителей соответствующих  федеральных органов исполнительной власти. 

На основании приведённых норм законодательства правильным является  вывод суда первой инстанции о том, что Административный регламент издан  МЧС России в пределах предоставленной ему компетенции, в форме  соответствующего нормативного правового акта и с соблюдением  установленных законодательством Российской Федерации требований к  порядку его принятия, государственной регистрации и опубликованию. Данные  обстоятельства административным истцом в апелляционной жалобе не  оспариваются. 

Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря  2008 г. № 294-ФЗ при осуществлении определённых видов государственного  контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного  надзора, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся 


вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их  проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и  согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами  прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной  безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ)  определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения  пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует в этой области  отношения между органами государственной власти, органами местного  самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами,  должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными  предпринимателями. 

Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях,  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определяет, что  федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность  уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих  переданные полномочия, а также подведомственных им государственных  учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение  нарушений организациями и гражданами требований, установленных  законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности,  посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и  граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты,  территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической  продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на  объектах ведения подземных горных работ, при производстве,  транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых  материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных  законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или)  устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных  уполномоченных органов государственной власти по систематическому  наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и  прогнозированию состояния исполнения указанных требований при  осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац  двенадцатый статьи 1). 

Частью первой статьи б1 названного закона, устанавливающей  особенности организации и осуществления федерального государственного  пожарного надзора, предусмотрено, что к отношениям, связанным с  осуществлением федерального государственного пожарного надзора,  организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, применяются положения Федерального закона от  26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учётом особенностей организации и проведения  проверок, установленных данной статьёй и включающих применение риск- ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта  защиты, территории или земельного участка к определённой категории риска, в 


том числе с учётом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита  пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля  2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной  безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), если  независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)  проводилась. В силу части второй этой же нормы предметом проверки  являются: соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах,  технологических установках, территориях или земельных участках,  используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе  осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных  производственных объектах ведения подземных горных работ, при  производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации  взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной  безопасности; соответствие пожарно-технической продукции требованиям  Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. 

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в части 11 статьи 9,  части 4 статьи 10, части 3 статьи 12 предусмотрено, что плановая или  внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или)  выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12  этого закона. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной  проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и  достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления  отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в  распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального  предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица,  индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или  требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без  проведения соответствующего мероприятия по контролю. 

Таким образом, государственный надзор за выполнением организациями и  гражданами требований пожарной безопасности осуществляется в том числе в  рамках выездных проверок с учётом особенностей организации и проведения  таких проверок, в случае невозможности осуществления проверки соблюдения  требований пожарной безопасности в рамках документарных проверок и в  целях необходимости обязательного подтверждения достоверности соблюдения  указанными лицами установленных законодательством требований и  представленных сведений. 

Приведя в решении подробный анализ законодательства, регулирующего  правоотношения в области организации, осуществления пожарного надзора и  проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции  правильно исходил из того, что абзац второй пункта 55 Административного  регламента и приложение № 12 к нему, предусматривающие осуществление  федерального государственного пожарного надзора посредством организации и  проведения плановой (внеплановой) выездной проверки юридических лиц, 


индивидуальных предпринимателей, соответствуют приведённым выше  требованиям действующего законодательства и, следовательно, не нарушают  прав и законных интересов административного истца в сфере  предпринимательской деятельности. 

Суд обоснованно отверг доводы административного истца о противоречии  абзаца второго пункта 55 Административного регламента и приложения № 12 к  нему в части, запрещающей проведение проверок в форме документарной  проверки, положениям части 11 статьи 9, частей 4,21 статьи 10 Федерального  закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, так как оспариваемые положения каких- либо предписаний, противоречащих федеральному законодательству,  регулирующему правоотношения в рассматриваемой сфере, не содержат.  Указанные нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, как  следует из их содержания, определяют предмет и порядок организации и  проведения плановой и внеплановой как документарной, так и выездной  проверок, и каких-либо обязательных требований о том, что проведение  выездной проверки должно быть обусловлено предварительным проведением  документарной проверки, они не устанавливают. 

Не противоречат оспариваемые положения Административного  регламента, как правильно указано в обжалованном решении суда первой  инстанции, и частям 1,10 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.   № 294-ФЗ, поскольку, определяя предмет, правила организации и проведения  документарной проверки, указанные нормы закона административную  процедуру плановой (внеплановой) выездной проверки не регулируют. 

Утверждения административного истца в апелляционной жалобе о том, что  Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предоставляет возможность  проведения проверки в форме выездной проверки лишь в случае,  предусмотренном частью 10 статьи 11 этого закона, и не допускает иной формы  проверки без проведения документарной проверки, ошибочны и не согласуются  с приведёнными выше положениями пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального  закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и статьи б1 Федерального закона от  21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ. 

Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда  Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 582-0 «Об отказе в принятии к  рассмотрению жалобы акционерного общества «Амурское пароходство» и  гражданина Клименко Алексея Викторовича на нарушение конституционных  прав и свобод частью 11 статьи 9, частью 10 статьи 11, частью 3 статьи 1 и  частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля», несостоятельна, так как  правовая позиция, высказанная в этом определении, не свидетельствует о  незаконности обжалованного решения суда первой инстанции, которым в  порядке абстрактного нормоконтроля проверялось и подтверждено  соответствие оспоренных положений Административного регламента  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. 


Установив, что правовое регулирование, содержащееся в абзаце втором  пункта 55 Административного регламента и приложении № 12 к нему, какому- либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, 

имеющему большую юридическую силу не противоречит и, следовательно,  прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой  инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, отказал  административному истцу в удовлетворении административного искового  заявления. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в обжалуемом решении  приведены и в системе проанализированы нормы права, подлежащие  применению в данном деле, а выводы суда первой инстанции соответствуют  действующему законодательству. 

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы  суда о законности Административного регламента в оспариваемой части,  оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. 

Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в  апелляционном порядке не имеется. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного  Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2020 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Розница К-1» - без удовлетворения. 

Председательствующий Г.В. Манохина  Члены коллегии В.Ю. Зайцев 

Ю.В. Ситников