ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АПЛ20-334
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 27 октября 2020 г.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зайцева В.Ю.,
ФИО1
при секретаре Шолгиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. по делу № АКПИ20-330, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. по административному делу № 3-912/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2018 г., в пользу ФИО2. с муниципального образования городской округ город Кумертау Республики Башкортостан за счет средств бюджета данного муниципального образования взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб.
18 мая 2020 г. Проскурина ЮЛ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб., ссылаясь на то, что решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. не исполнено, хотя все данные для перечисления денежных средств ею были представлены.
Административные ответчики Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее также - Администрация) и финансовое управление Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - Финансовое управление) административный иск не признали, указав в письменных возражениях, что Администрация является бюджетной организацией, в связи с чем исполнение судебных актов в соответствии с пунктом 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Однако исполнительный лист от взыскателя ФИО2. в адрес Администрации и Финансового управления не поступал, при этом 26 мая 2020 г. административному истцу направлено письмо № 21/3201 о необходимости предоставить исполнительный лист и реквизиты для перечисления присужденных денежных средств.
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), привлеченное к участию в деле в качестве административного соответчика, просило суд отказать в удовлетворении административного иска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Российской Федерации в лице Минфина России. Рассмотрение требования о взыскании компенсации с муниципального образования городской округ город Кумертау Республики Башкортостан в лице Администрации за счет средств соответствующего бюджета оставило на усмотрение суда.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено. ФИО2. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб., а также компенсация судебных расходов в размере 503 руб. 44 коп., а всего - 30 503 руб. 44 коп.
Не согласившись с таким решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Как указано в жалобе, суд первой инстанции при вынесении решения не учел того, что ФИО2. не обращалась в Финансовое управление с заявлением с приложением исполнительного листа и реквизитов для перечисления денежных средств, а все действия, связанные с исполнением судебного решения, происходили между административным истцом и Отделением судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП по Республике Башкортостан.
Администрация просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
ФИО2 и Минфин России о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно положениям статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копии решения суда по административному делу о присуждении компенсации в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам. Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (части 2, 3).
Частью 3 статьи 353 названного кодекса предусмотрено, что исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта направляется судом в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя. Такой исполнительный лист должен содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24' Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что согласно пункту 1 статьи 242' Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24' данного кодекса: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 242' Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.
Для исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242 названного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункты 4, 6 статьи 2422).
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что исполнительный лист по административному делу № 3-912/2018 вместе с копией решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г., которым в пользу Проскуриной Ю.Л. с муниципального образования городской округ город Кумертау Республики Башкортостан за счет средств бюджета этого муниципального образования взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб., подлежал направлению на исполнение непосредственно в финансовый орган данного муниципального образования.
Между тем из материалов настоящего административного дела усматривается, что 13 августа 2018 г. копии указанного решения направлены Верховным Судом Республики Башкортостан ФИО2., в Администрацию и Финансовое управление, а исполнительный лист <...> № <...> от 13 августа 2018 г. с копией решения направлен в Отделение судебных приставов по г. Кумертау и Куюргазинскому району УФССП по Республике Башкортостан (далее - ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району).
Как установлено судом первой инстанции, 24 августа 2018 г. постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району на основании исполнительного листа <...> № <...> от 13 августа 2018 г. по административному делу № 2-912/2018, выданного Верховным Судом Республики Башкортостан, возбуждено исполнительное производство № 49283/18/02009-ИП.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району от 27 марта 2020 г. в возбуждении исполнительного производства по указанным выше исполнительным листам отказано. 29 апреля 2020 г. оригиналы исполнительных документов и постановления направлены взыскателю ФИО2., получены ею 12 мая 2020 г.
Таким образом, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. не исполнено по причинам, не зависящим от лица,
обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, хотя в части присуждения компенсации подлежало немедленному исполнению.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении права ФИО2 на исполнение судебного акта в разумный срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО2 не обращалась в Финансовое управление с заявлением с приложением исполнительного листа и реквизитов для перечисления денежных средств, а все действия, связанные с исполнением судебного решения, происходили между административным истцом и ОСП по г. Кумертау и Куюргазинскому району, не влияет на законность обжалуемого решения. Сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины соответствующего органа или должностного лица.
Кроме того, по настоящему делу не имеется доказательств выполнения административным ответчиком каких-либо действий, направленных на реальное исполнение решения суда, вступившего в законную силу.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требуемая ФИО2 сумма в размере 30 000 руб. с учетом обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение разумного срока исполнения судебного акта, и общей продолжительности его неисполнения является обоснованной и подлежит присуждению в полном объеме (вместе с возмещением судебных расходов в размере 503 руб. 44 коп.).
Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Манохина Члены коллегии В.Ю. Зайцев
ФИО1