ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ23-231 от 06.07.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ23-231

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 6 июля 2023 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., 

ФИО1

при секретаре Иванове В.Н.  с участием прокурора Клевцовой Е.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО2 о  признании недействующими подпункта «к1» пункта 33, подпункта «б»  пункта 59, абзаца первого пункта 60 Правил предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и  жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, 

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Верховного  Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. по делу № АКПИ23-141,  которым в удовлетворении административного иска отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зайцева В.Ю., возражения представителя Правительства Российской  Федерации ФИО3 относительно доводов апелляционной жалобы,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Клевцовой Е.А., которая полагала апелляционную жалобу необоснованной, 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.   № 354, опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации  30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г., утверждены Правила  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). 

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах,  собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между  исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права  и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о  предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества  предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за  коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии,  порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в  период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении,  порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при  предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с  перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют  основания и порядок приостановления или ограничения предоставления  коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с  наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных  услуг (пункт 1). 

Пункт 33 Правил, перечисляя права потребителя, в подпункте «к»  относит к ним право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или  комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать  полученные показания исполнителю (то есть юридическому лицу независимо  от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю,  предоставляющим потребителю коммунальные услуги) или уполномоченному  им лицу, а также лицу, указанному в пункте 311 Правил, не позднее 25-го числа  текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и  введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к  интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в  соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному  набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии  (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 19 июня 2020 г. № 890. 

Согласно подпункту «б» пункта 59 Правил в случае непредставления  потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного  прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами, или  договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг,  или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном 

доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не 


представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно),  за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета,  но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной  услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 801 Правил случаях),  плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или  нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из  рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса  потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего  (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в  случаях, когда в соответствии с пунктом 42! Правил при определении размера  платы за отопление используются показания индивидуального или общего  (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил  меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не  менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в  случаях, когда в соответствии с пунктом 421 Правил при определении размера  платы за отопление используются показания индивидуального или общего  (квартирного) прибора учета). 

Пункт 60 Правил в абзаце первом закрепляет, что по истечении  предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил,  за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным,  предусмотренным пунктом 59 Правил, плата за коммунальную услугу,  предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с  пунктом 42 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в»  пункта 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с  применением повышающего коэффициента, величина которого принимается  равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 Правил,  исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. 

ФИО2 оспорила в Верховном Суде Российской Федерации  подпункт «к1» пункта 33, подпункт «б» пункта 59, абзац первый пункта 60  Правил по мотиву противоречия статье 16 Закона Российской Федерации от  7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о  защите прав потребителей), указав, что оспариваемые положения 

устанавливают ответственность потребителя за нереализацию права по 


передаче показаний приборов учета до определенного срока, ущемляют права  потребителя и влекут неблагоприятные для него последствия.  Административный истец в обоснование заявленного требования ссылалась на  возможность применения оспариваемых норм в гражданском деле № 2-62/2023,  находящемся в производстве Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка,  по которому она является ответчиком. 

Правительство Российской Федерации административное исковое  заявление не признало, считая, что Правила изданы в пределах его полномочий,  в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не  нарушают права и законные интересы административного истца. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г.  в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе ФИО2 просит данное решение  отменить и принять по делу новое решение о признании подпункта «к1»  пункта 33, подпункта «б» пункта 59, абзаца первого пункта 60 Правил  недействующими, полагая, что выводы суда первой инстанции не  соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что  Правила в оспариваемой части противоречат статье 16 Закона о защите прав  потребителей, нереализация потребителем своего права на передачу показаний  приборов учета ресурсоснабжающей организации влечет для него  неблагоприятные последствия в виде начисления платежей за коммунальную  услугу в увеличенном размере, что недопустимо. Отказ суда в удовлетворении  заявленного требования не согласуется с определением Апелляционной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 г.   № АПЛ13-82. 

В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Российской  Федерации с ее доводами не согласилось, ссылаясь на то, что решение суда  является законным и обоснованным, вынесенным судом с учетом всех  обстоятельств, имеющих значение для дела, при верном применении норм  материального и процессуального права. 

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец и ее  представитель не явились, о времени и месте судебного разбирательства  извещены надлежащим образом. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения  суда не находит. 

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации  предусматривает в качестве основания для признания нормативного правового  акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу  (пункт 1 части 2 статьи 215). Отказывая ФИО2 в удовлетворении 

заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что 


по настоящему административному делу такое основание для признания  оспариваемых положений недействующими отсутствует. 

Вывод суда первой инстанции о наличии у Правительства Российской  Федерации полномочий на утверждение Правил следует из части 1 статьи 157  Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до  5 мая 2020 г., части I1 этой статьи, статьи 23 действовавшего до 6 ноября  2020 г. Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ  «О Правительстве Российской Федерации», статьи 5 одноименного  Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ.  Несоблюдения требований к процедуре принятия, правилам введения в  действие оспариваемого нормативного правового акта не установлено. 

Жилищный кодекс Российской Федерации в разделе VII «Плата за жилое  помещение и коммунальные услуги» (статьи 153-160) предусматривает, что  граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за  жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153). В указанную  плату для собственника помещения в многоквартирном доме входят: плата за  содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по  управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего  имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые  при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;  взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги (часть 2  статьи 154). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную  воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой  газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за  отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами  (часть 4 статьи 154). 

Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части 1  закрепляет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя  из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям  приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых  коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти  субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для  собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют  установленную законодательством Российской Федерации обязанность по  оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой  воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета,  применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления  соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые  установлены Правительством Российской Федерации. 

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской 

Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом 


количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не  предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 

В силу статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические  ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета  используемых энергетических ресурсов (часть 1). Расчеты за энергетические  ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном  значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных,  потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых  энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых  энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении  срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов  расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением  расчетных способов определения количества энергетических ресурсов,  установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.  При этом указанные расчетные способы должны определять количество  энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей  энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об  их количественном значении, определенных при помощи приборов учета  используемых энергетических ресурсов (часть 2). 

Правила предусматривают, что учет объема (количества) коммунальных  услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении,  осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных),  комнатных приборов учета (абзац первый пункта 80), исполнитель обязан  начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в  эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид  коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора  учета (абзац тринадцатый пункта 81). 

Как верно отмечено в обжалуемом судебном решении, приведенному в  оспариваемом подпункте «к1» пункта 33 Правил праву потребителя при  наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора  учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания  исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 25-го числа текущего  расчетного периода корреспондирует обязанность исполнителя, установленная  подпунктом «ж» пункта 31 Правил, принимать от потребителей показания  индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе  способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о  показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная  система жилищно-коммунального хозяйства, сеть «Интернет» и др.), и  использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца,  при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, 

за который были сняты показания. 


Оснований считать, что подпункт «к1» пункта 33 Правил ущемляет права  потребителя, на чем настаивает административный истец со ссылкой на  статью 16 Закона о защите прав потребителей, не имеется. 

В случае, когда расчет размера платы за потребленные коммунальные  услуги осуществляется по показаниям приборов учета, отсутствие информации  о таких показаниях у исполнителя не позволяет своевременно рассчитать плату  исходя из объемов фактического потребления, в связи с чем Правилами  обоснованно предусмотрено применение для расчета платы среднемесячных  показаний, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт «б» пункта 59),  а затем - нормативов потребления коммунальных услуг (абзац первый  пункта 60). При этом при расчете среднемесячного объема потребления  коммунального ресурса потребителем за основу берется фактический объем  соответствующего коммунального ресурса, который определяется по данным  приборов учета. Такое регулирование стимулирует потребителей использовать  приборы учета и осуществлять их надлежащую эксплуатацию, что направлено  на формирование бережного и рационального отношения к природным  ресурсам. 

Кроме того, Правила предусматривают возможность перерасчета размера  платы. По итогам проверки производится перерасчет размера платы по снятым  показаниям (пункт 61 Правил). 

Оспариваемые положения следует признать согласующимися с  действующим законодательством, которое устанавливает приоритет  осуществления расчетов за фактически потребленный объем коммунальных  ресурсов, определенный по показаниям приборов учета, а также имеющими  целью обеспечить баланс интересов потребителей коммунальных услуг и лиц,  предоставляющих эти услуги. Правовые нормы большей юридической силы,  которые бы закрепляли названное выше право потребителя и регламентировали  определение в рассматриваемых случаях платы за коммунальные услуги  по-иному, отсутствуют. 

Обжалуемое решение выводов, противоречащих правовой позиции,  выраженной Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации в определении от 19 марта 2013 г. № АПЛ13-82, на что указывает  административный истец в апелляционной жалобе, не содержит. 

Установив, что Правила, принятые правомочным государственным  органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в  действие, в оспариваемой части какому-либо федеральному закону или иному  нормативному правовому акту большей юридической силы не противоречат,  суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного  требования (пункт 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Вопреки утверждению в апелляционной жалобе несоответствия выводов  суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела  не имеется. Отсутствуют и иные предусмотренные статьей 310 названного 

кодекса основания для отмены решения в апелляционном порядке. 


Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения. 

Председательствующий В.Ю. Зайцев

Члены коллегии И.Н. Зинченко

ФИО1