ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № АПЛ23-393 от 26.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АПЛ23-393

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 октября 2023 г. 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в  составе 

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., 

Рыженкова A.M.

при секретаре Иванове В.Н.

с участием прокурора Слободина С.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Штрыкова Виктора Константиновича  о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2.1 подраздела 2  «Медицинские организации особого типа» раздела I «Номенклатура  медицинских организаций по виду медицинской деятельности» номенклатуры  медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства  здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н, 

по апелляционной жалобе Штрыкова В.К. на решение Верховного Суда  Российской Федерации от 16 августа 2023 г. по делу № АКПИ23-219, которым  в удовлетворении административного иска отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца  Михалата ВВ., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения  представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации 

Шустова А.Б. и Огневой Д.Е. относительно доводов апелляционной жалобы, 


заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной,  Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее  также - Минздрав России) от 6 августа 2013 г. № 529н, зарегистрированным  в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России)  13 сентября 2013 г., регистрационный номер 29950, и опубликованным в  «Российской газете» 7 октября 2013 г., утверждена номенклатура медицинских  организаций (далее - Номенклатура). 

Номенклатура включает раздел I «Номенклатура медицинских  организаций по виду медицинской деятельности» и раздел II «Номенклатура  медицинских организаций государственной и муниципальной систем  здравоохранения по территориальному признаку». Раздел I состоит из  подразделов: 1. Лечебно-профилактические медицинские организации,  2. Медицинские организации особого типа, 3. Медицинские организации по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 

В числе медицинских организаций особого типа пункт 2.1 называет  центры (абзац первый): общественного здоровья и медицинской профилактики  (абзац второй); медицины катастроф (абзац третий); медицинский  мобилизационных резервов «Резерв» (абзац четвертый); медицинский  информационно-аналитический (абзац пятый); медицинский биофизический  (абзац шестой); военно-врачебной экспертизы (абзац седьмой); судебно-медицинской экспертизы (абзац восьмой). 

Штрыков В.К. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации абзац  четвертый пункта 2.1 подраздела 2 раздела I Номенклатуры, считая, что он  противоречит части 1 статьи 1, частям 1, 3 статьи 2, пункту 46 части 1 статьи 12  Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), пункту 11 части 1  статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах  охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах  охраны здоровья), перечню работ (услуг), составляющих медицинскую  деятельность, являющемуся приложением к Положению о лицензировании  медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности,  осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями,  входящими в частную систему здравоохранения, на территории  инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением  Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), а также не отвечает  общеправовому критерию формальной определенности, ясности и 

недвусмысленности правовой нормы. 


Административный истец ссылался на то, что Номенклатура без каких-либо установленных законом оснований и в нарушение требований к  медицинским организациям и медицинским видам деятельности относит  медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» к медицинским  организациям независимо от наличия лицензии и требуемых видов  медицинской деятельности, что привело к нарушению его прав. В феврале  2018 г. с ним прекращен трудовой договор на основании части 11 статьи 350  Трудового кодекса Российской Федерации в связи с достижением  предельного возраста для замещения должности заместителя руководителя  медицинской организации. Щелковский городской суд Московской области,  применив оспариваемую норму, решением от 17 мая 2018 г. отказал ему в  удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному  учреждению здравоохранения Московской области «Медицинский центр  мобилизационных резервов «Резерв» о восстановлении на работе в должности  заместителя директора, взыскании денежных средств за время вынужденного  прогула, компенсации морального вреда, компенсации выплат. 

Минздрав России в письменных возражениях указал, что Номенклатура  принята в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением  требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их  государственной регистрации и опубликованию, в оспариваемой части  соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных  интересов административного истца. 

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица  Минюст России в отзыве на административный иск полагал, что оспариваемый  нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти  в пределах его компетенции. Анализ механизма отнесения организаций к  медицинским не входит в рамки предмета правовой экспертизы нормативных  правовых актов, проводимой Минюстом России в контексте отношений,  регулируемых Номенклатурой. 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2023 г.  в удовлетворении административного иска отказано. 

Не согласившись с таким решением, Штрыков В.К. подал апелляционную  жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное, и принять по  административному делу новое решение. Ссылается на то, что Номенклатура  не только перечисляет существующие наименования медицинских  организаций, но и относит к медицинским организации, не являющиеся  таковыми и не осуществляющие медицинскую деятельность. Оспариваемое  положение считает неопределенным. Полагает, что Номенклатура  неправомерно относит медицинские центры мобилизационных резервов  «Резерв» к медицинским организациям независимо от наличия лицензии и  требуемых видов медицинской деятельности. 

В возражениях на апелляционную жалобу Минздрав России указал, что  решение суда является законным и обоснованным, а доводы 

административного истца основаны на неверном толковании правовых норм, 


Минюст России поддержал позицию, изложенную в отзыве на  административный иск, и просил рассмотреть апелляционную жалобу без  участия его представителя. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения  суда не находит. 

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации  предусматривает в качестве основания для признания нормативного правового  акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу  (пункт 1 части 2 статьи 215). Отказывая в удовлетворении заявленного  требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что по данному  административному делу такое основание для признания Номенклатуры  частично недействующей отсутствует. 

Вывод суда о наличии у Минздрава России компетенции по принятию  оспариваемого нормативного правового акта согласуется с пунктом 5 части 2  статьи 14 Закона об основах охраны здоровья, пунктом 1, подпунктом 5.2.4  Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  19 июня 2012 г. № 608, наделяющими Министерство полномочиями по  утверждению номенклатуры медицинских организаций. Несоблюдения  требований к процедуре принятия, правилам введения в действие  оспариваемого нормативного правового акта не установлено. 

Доводы административного истца о противоречии абзаца четвертого  пункта 2.1 подраздела 2 раздела I Номенклатуры части 1 статьи 1, частям 1, 3  статьи 2, пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, пункту 11  части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья, Положению о  лицензировании медицинской деятельности являлись предметом надлежащей  проверки суда первой инстанции и верно признаны основанными на  ошибочном толковании норм материального права. 

Как следует из содержания Номенклатуры, она представляет собой  перечень не конкретных медицинских организаций, а видов медицинских  организаций. В ее разделе I медицинские организации сгруппированы по виду  медицинской деятельности, а именно: лечебно-профилактические, особого  типа, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (подразделы 1-3). 

Пункт 11 части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья закрепляет,  что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от  организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного  (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании  лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. 

Положения данного закона, регулирующие деятельность медицинских 


организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от  организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной  (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким  организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях этого  закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные  предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. 

При этом исходя из части 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья  под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных  на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя  предоставление медицинских услуг (пункт 3); под медицинской услугой - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств,  направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний,  медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное  значение (пункт 4); под медицинским вмешательством - выполняемые  медицинским работником и иным работником, имеющим право на  осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту,  затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие  профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную,  реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или)  медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности  (пункт 5); под медицинской деятельностью - профессиональная деятельность  по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,  медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная  деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или)  тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских  целях (пункт 10). 

Определяя подлежащие лицензированию виды деятельности, Закон о  лицензировании в пункте 46 части 1 статьи 12 относит к ним медицинскую  деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой  медицинскими организациями и другими организациями, входящими в  частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра  «Сколково»). 

Поименованным законом также предусмотрено, что лицензионные  требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных  видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;  данными положениями устанавливаются исчерпывающие перечни  выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид  деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными  законами (часть 1 статьи 8, часть 2 статьи 12). 

В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности  названную деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно  приложению к этому положению, которые выполняются при оказании 

первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе 


высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной),  паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при  санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или)  тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских  целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров,  медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий. 

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на  осуществление медицинской деятельности, приведены в пункте 5 Положения о  лицензировании медицинской деятельности. 

Проанализировав названные нормы, суд первой инстанции пришел  к правильному выводу о том, что медицинская деятельность может  осуществляться юридическими лицами, которые отвечают лицензионным  требованиям и для которых она является основным (уставным) видом  деятельности или осуществляемым наряду с основной (уставной)  деятельностью. Лицензия на осуществление медицинской деятельности дает  право выполнения работ и оказания услуг, указанных в приложениях к  лицензии. 

Пункт 2.1 подраздела 2 раздела I Номенклатуры, перечисляя центры,  относящиеся к медицинским организациям особого типа, наряду с центром  общественного здоровья и медицинской профилактики, центром медицины  катастроф, медицинским информационно-аналитическим центром,  медицинским биофизическим центром, центром военно-врачебной экспертизы,  центром судебно-медицинской экспертизы называет в абзаце четвертом  медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв». 

Закрепление в приведенном пункте перечисленных центров само по себе  не дает им право осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие факта  получения лицензии. 

Возможность осуществления медицинской деятельности, как правомерно  отмечено в обжалуемом решении, обусловлена обязательным наличием  соответствующей лицензии, а не указанием на вид медицинской организации в  ее наименовании. При этом, принимая решение о предоставлении (об отказе в  предоставлении) лицензии, лицензирующий орган осуществляет оценку  соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, а не видам  медицинских организаций, включенным в Номенклатуру. 

Довод Штрыкова В.К., воспроизведенный и в апелляционной жалобе, о  правовой неопределенности абзаца четвертого пункта 2.1 подраздела 2  раздела I Номенклатуры судом первой инстанции обоснованно признан  несостоятельным, так как его содержание отвечает общеправовому критерию  определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. 

Установив, что Номенклатура в оспариваемой части каким-либо  нормативным правовым актам большей юридической силы не противоречит, 

суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении заявленного требования 


(пункт 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации). 

Предусмотренные статьей 310 поименованного кодекса основания для  отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2023 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу Штрыкова Виктора  Константиновича - без удовлетворения. 

Председательствующий В.Ю. Зайцев  Члены коллегии И.Н. Зинченко 

A.M. Рыженков