ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 11-КАД21-3 от 09.06.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-КАД21-3-К6

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 июня 2021 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н., Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Мухаметшиной Фариды Асгатовны на решение Альметьевского городского  суда Республики Татарстан от 15 ноября 2019 г., апелляционное определение  судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Республики Татарстан от 6 марта 2020 г. и кассационное определение  судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 8 сентября 2020 г. по административному делу   № 2а-3 760/2019 по административному исковому заявлению  Мухаметшиной Фариды Асгатовны. к муниципальному бюджетному  учреждению «Управление архитектуры и градостроительства  Альметьевского муниципального района», Управлению Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике  Татарстан об оспаривании решений. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца  Галимова Р.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:


Мухаметшина ФА. обратилась в Альметьевский городской суд Республики  Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании  уведомления от 10 сентября 2019 г. № 16-0-1-215/3003/2018-125 об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида  разрешенного использования и от 12 сентября 2019 г.   № 16-0-1-215/3003/2018-124 об отказе во внесении в Единый  государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений в  порядке межведомственного информационного взаимодействия по  заявлению заинтересованного лица об изменении вида разрешенного  использования в отношении принадлежащих ей на праве собственности  земельных участков с кадастровыми номерами <...>,  <...>, расположенных по адресу: <...>

Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан  от 15 ноября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Верховного  Суда Республики Татарстан от 6 марта 2020 г. и кассационным определением  судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 8 сентября 2020 г., в удовлетворении  административных исковых требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Мухаметшина Ф.А., ссылаясь на допущенные судами  существенные нарушения норм материального права, просит отменить  принятые по делу судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении  заявленных административных исковых требований. 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя  административного истца, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. 

Мухаметшина ФА. обратилась в Альметьевский отдел Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Республике Татарстан (далее также - Управление Росреестра по  Республике Татарстан, регистрирующий орган) с заявлениями об  установлении (изменении) вида разрешенного использования (с «для  садоводства» на «отдельно стоящие и блокированные индивидуальные  жилые дома (коттеджи)») принадлежащих ей на праве собственности  земельных участков <...>, которые отнесены к территориальной зоне 


застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), выделенной для  обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно  стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с  минимально разрешенным набором услуг местного значения. 

Управлением Росреестра по Республике Татарстан отказано в  осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида  разрешенного использования (в отношении земельного участка с  кадастровым номером <...>) и во внесении в ЕГРН сведений в  порядке межведомственного информационного взаимодействия по  заявлению заинтересованного лица об изменении вида разрешенного  использования (в отношении земельного участка с кадастровым номером  <...>) в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки,  согласно проекту планировки микрорайона «Алсу», утвержденному  постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального  района от 26 декабря 2007 г. № 3256 «Об утверждении проектов планировок  микрорайонов» (далее - проект планировки микрорайона «Алсу»),  запроектированы под многоэтажную жилую застройку. 

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных  требований, суды исходили из того, что у регистрирующего органа не  имелось правовых оснований для изменения вида разрешенного  использования указанных земельных участков, поскольку  Мухаметшина ФА. не обращалась с заявлением о внесении изменений в  утвержденный проект планировки территории, равно как и не обжаловала  проект планировки микрорайона «Алсу» в части, касающейся ее земельных  участков. 

Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.

Разрешенное использование земельных участков и объектов  капитального строительства определяется градостроительным регламентом,  содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1,  части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее - Градостроительный кодекс). 

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение  одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов  капитального строительства на другой вид такого использования  осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при  условии соблюдения требований технических регламентов. 

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования  земельных участков и объектов капитального строительства 


правообладателями земельных участков и объектов капитального  строительства, за исключением органов государственной власти, органов  местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,  государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются  самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4  статьи 37 Градостроительного кодекса). 

В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса  подготовка документации по планировке территории осуществляется в том  числе на основании документов территориального планирования, правил  землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по  планировке территории, предусматривающей размещение линейных  объектов). 

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального  образования город Альметьевск Альметьевского муниципального района  Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Альметьевского  муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 г. № 366  (далее - Правила землепользования и застройки), территориальная зона Ж-1  выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов  из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов  (коттеджей) с минимально разрешенным набором услуг местного значения. 

Применительно к указанной территориальной зоне Правилами  землепользования и застройки установлены основные виды разрешенного  использования недвижимости, к которым в том числе отнесены:  индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками;  блокированные односемейные дома с участками. Выбранный  Мухаметшиной Ф.А. вид разрешенного использования соответствует  основным видам разрешенного использования земельных участков,  содержащихся в Правилах землепользования и застройки указанного  муниципального образования. 

Нормы части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 2 статьи 7  Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливают для  правообладателя земельного участка свободный выбор основных и  вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного  участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, без  дополнительных разрешений и согласований. 

Принимая во внимание наличие утвержденных Правил  землепользования и застройки, оспариваемые решения административных  ответчиков и выводы судов о том, что для изменения вида разрешенного 


использования земельных участков Мухаметшиной Ф.А. необходимо  внесение изменений в проект планировки территории, свидетельствуют о  неправильном толковании и применении к возникшим правоотношениям  указанных норм материального права. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь  статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, 

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан  от 15 ноября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Татарстан  от 6 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 8 сентября 2020 г. отменить, заявленные требования Мухаметшиной  Фариды Асгатовны удовлетворить. 

Признать незаконными уведомления Альметьевского отдела  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Республике Татарстан от 10 сентября 2019 г.  и 12 сентября 2019 г. об отказе во внесении сведений в Единый  государственный реестр недвижимости об изменении вида разрешенного  использования земельных участков, а также отказ муниципального  бюджетного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства  Альметьевского муниципального района» во внесении изменений в Единый  государственный реестр недвижимости, выраженный в письме  от 5 сентября 2019 г. № 507516. 

Обязать Альметьевский отдел Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике  Татарстан повторно рассмотреть обращение Мухаметшиной Фариды  Асгатовны. 

Председательствующий
Судьи