ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 12-КАД20-5 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 12-КАД20-5-К6

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 17 марта 2 021 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании  кассационную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних  дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» на апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Республики Марий Эл от 19 марта 2020 года и кассационное определение  судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда  общей юрисдикции от 23 июня 2020 года по административному делу № 2а-1- 572/2019 по административному исковому заявлению Суслова Павла  Вячеславовича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел  Российской Федерации «Козьмодемьянский» и регистрационно- экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности  дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних  дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» о признании действий по  отказу в выдаче водительского удостоверения с неполной отметкой о  разрешённых категориях управления транспортными средствами при обмене  водительского удостоверения незаконными, 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя межмуниципального отдела  Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский»  Сафоновой Ю.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 


установила:

в 1998 году Суслов П.В. прошёл обучение по программе подготовки водителей  транспортных средств категорий «В» и «С» и 29 августа 1998 года получил  водительское удостоверение на право управления транспортными средствами  категорий «В» и «С». В 2004 году прошёл обучение по программе подготовки  водителей транспортных средств категории «Б». В период с 17 ноября 2008  года по 15 января 2009 года прошёл обучение по примерной программе  подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств категории «Е»  (с категории «С» на категорию «Е») и 17 января 2009 года получил  водительское удостоверение на право управления транспортными средствами  категорий «А», «В», «С», «О», «Е», с особой отметкой: категория «Е» выдана к  «В, С, О». 

Суслов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к  межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской  Федерации «Козьмодемьянский» (далее-МО МВД России  «Козьмодемьянский») и регистрационно-экзаменационному отделу  Государственной инспекции безопасности дорожного движения  межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской  Федерации «Козьмодемьянский» (далее-РЭО ГИБДД МО МВД России  «Козьмодемьянский») о признании действий по выдаче водительского  удостоверения без указания в нём права на управление транспортными  средствами категорий «ВЕ», «БЕ», «Б1Е» незаконными, возложении  обязанности совершить данные действия, поскольку неправомерно лишён  права управления транспортными средствами приведённых категорий. 

Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от  20 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики  Марий Эл от 3 сентября 2019 года, в удовлетворении административных  исковых требований Суслову П.В. отказано. 

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 6 февраля 2020 года апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл  от 3 сентября 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное  рассмотрение. 

При новом рассмотрении апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл  от 19 марта 2020 года решение Горномарийского районного суда Республики 


Марий Эл от 20 июня 2019 года отменено, постановлено новое решение об  удовлетворении административного искового заявления. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2020 года  апелляционное определение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. 

В кассационной жалобе, поданной межмуниципальным отделом  Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» в  Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о ее передаче для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря  2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 27 января 2021 года кассационная жалоба межмуниципального отдела  Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский»  с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке являются существенные нарушения норм материального права или  норм процессуального права, которые повлияли на исход административного  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых  законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены  такого рода нарушения исходя из следующего. 

Суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд кассационной  инстанции, пришёл к выводу об обоснованности заявленных  административным истцом требований, поскольку уполномоченный орган  допустил и принял в 2009 году теоретические и практические экзамены на  право управления транспортными средствами категории «Е», где тягачами  являлись транспортные средства категории «В», «С», «Б», в связи с чем  предоставил право на их управление, что было отражено в особых отметках в  водительском удостоверении. Кроме того, суд указал, что правомерность  выдачи водительского удостоверения в 2009 году, имеющего особые  разрешающие отметки по категории транспортных средств «Е», не входит в  предмет настоящего административного спора, и допуск истца  уполномоченным органом к управлению транспортными средствами  соответствующих категорий не подлежит переоценке. 


При этом суд сослался на пункт 31 Правил проведения экзаменов на  право управления транспортными средствами и выдачи водительских  удостоверений, утверждённых постановлением Правительства Российской  Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению  транспортными средствами» (далее - Правила), согласно которому при выдаче  российского национального водительского удостоверения взамен ранее  выданного российского национального водительского удостоверения  соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном  водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение. 

Между тем, судами апелляционной и кассационной инстанций не  принято во внимание следующее. 

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации определены Федеральным законом от  10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,  задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан,  защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и  государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий,  снижения тяжести их последствий (статья 1). 

Безопасность дорожного движения-это состояние данного процесса,  отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных  происшествий и их последствий (абзац третий статьи 2 Федерального закона от  10 декабря 1995 года № 196-ФЗ). 

В силу пункта 1 статьи 24 названного закона права граждан на  безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации  гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения  законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения  и международных договоров Российской Федерации. 

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том  числе, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и  обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения (абзац  восьмой статьи 5 этого же Федерального закона). 

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 25 указанного закона  (в редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения  в 2009 году) граждане Российской Федерации, достигшие установленного  данной статьёй возраста и не имеющие ограничений к водительской  деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к  экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. 

Право на управление транспортными средствами предоставляется, в том  числе составами транспортных средств (категория «Е»)-лицам, имеющим  право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Б»,- при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей  категории не менее 12 месяцев (пункт 2). 

Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и 


Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  редакция приведённой нормы федеральным законодателем изменена, пункт 1  дополнен в том числе категориями: 

- «ВЕ»-автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешённая  максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу  автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом,  разрешённая максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при  условии, что общая разрешённая максимальная масса такого состава  транспортных средств превышает 3500 килограммов; 

«БЕ»-автомобили категории «Б», сцепленные с прицепом,  разрешённая максимальная масса которого превышает 750 килограммов;  сочленённые автобусы; а также среди прочего подкатегориями: «Б1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более  восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;  автомобили подкатегории «Б 1», сцепленные с прицепом, разрешённая  максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; «Б1Е» - автомобили подкатегории «Б1», сцепленные с прицепом, который не  предназначен для перевозки пассажиров, разрешённая максимальная масса  которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без  нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого  состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов. 

Исходя из предписаний пунктов 2 и 7 статьи 25 Федерального закона от  10 декабря 1995 года № 196-ФЗ в редакции Федерального закона от 7 мая  2013 года № 92-ФЗ право на управление транспортными средствами  предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении  условий, перечисленных в статье 26 названного федерального закона. 

Статьёй 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ  (в редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения  в 2009 году) определено, что право на управление транспортными средствами  предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при  условиях, перечисленных в статье 25 названного федерального закона  (пункт 1). 

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских  удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации  (пункт 3). Так, действующими на момент получения прав в 2009 году  Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских  удостоверений, утверждёнными постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396, в пункте 10 предусмотрено, что к  сдаче экзаменов допускаются лица: прошедшие подготовку или  переподготовку на получение права на управление транспортными средствами  соответствующих категорий и получившие документ о прохождении  подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их  организационно-правовой формы и подчинённости, имеющих лицензию на  осуществление образовательной деятельности. 


Аналогичные требования содержатся и в пункте 18 действующих Правил. 

Из совокупного анализа приведённых правовых предписаний в их  системном единстве следует, что для допуска к сдаче экзаменов на получение  права управления составами транспортных средств, тягачом у которых  являются транспортные средства категории «В» и «Б», гражданину необходимо  в первую очередь успешно завершить обучение по программе подготовке  водителей транспортных средств категории «Е» для лиц, имеющих право на  управление транспортными средствами категорий «В», «Б». 

Суд первой инстанции, установив, что административный истец такого  обучения не проходил, принимая во внимание право граждан на безопасные  условия движения по дорогам Российской Федерации, правомерно не усмотрел  нарушений в обжалуемых действиях административного ответчика. 

Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции об отказе в  удовлетворении административного иска Суслова П.В., судами апелляционной  и кассационной инстанций были допущены существенные нарушения норм  материального права, выразившиеся в неправильном их применении,  повлиявшие на исход административного дела, что служит основанием для  отмены принятых по делу апелляционного и кассационного определений и  оставлении в силе решения суда первой инстанции. 

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 марта 2020 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2020 года отменить,  решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 июня  2019 года оставить в силе. 

Председательствующий