ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 14-КА19-11 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 14-КА19-11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 3 июня 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И. Д., Нефедова ОН.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Воронежской области на решение Борисоглебского городского  суда Воронежской области от 8 февраля 2019 г. и апелляционное определение  судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда  от 23 апреля 2019 г. по административному делу по административному  исковому заявлению Дроздова Б.В. к государственному регистратору  Борисоглебского межмуниципального отдела Управления Росреестра по  Воронежской области и Борисоглебскому межмуниципальному отделу  Управления Росреестра по Воронежской области о признании незаконными  действий должностного лица и решения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:


решением Борисоглебского городского суда Воронежской области  от 8 февраля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда  от 23 апреля 2019 г., административное исковое заявление Дроздова Б.В.  удовлетворено; решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию  решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового  учета и (или) государственной регистрации прав от 11 декабря 2018 г., и  действия должностного лица - государственного регистратора Управления  Росреестра по Воронежской области по приостановлению осуществления  государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав  Дроздова Б.В. в отношении части жилого дома, расположенного по адресу:  <...>  признаны незаконными; на Управление Росреестра по Воронежской области  возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет части  жилого дома и государственную регистрацию прав Дроздова Б.В. на указанный  объект недвижимости. 

Определением судьи Воронежского областного суда от  12 сентября 2019 г. Управлению Росреестра по Воронежской области отказано  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда  кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе административный ответчик просит принятые по  делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в  удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что судами  необоснованно не учтены положения части 7 статьи 41, пунктов 7, 19, 35 части  1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) о  недопустимости регистрации и постановки на учет помещений в жилом доме. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 31 января 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и  месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в  надлежащей форме. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями  для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права, 


которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 

При изучении доводов кассационной жалобы Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской  области и материалов истребованного административного дела Судебной  коллегией установлено, что нарушения такого характера допущены судами  первой и апелляционной инстанций. 

Как следует из материалов дела, решением Борисоглебского городского  суда Воронежской области от 7 февраля 2018 г. удовлетворены  административные исковые требования Дроздова Б.В. о разделе жилого дома,  прекращении права общедолевой собственности; Дроздову Б.В. выделена в  собственность часть блокированного жилого дома в литерах «АА2» общей  площадью 43,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>

Административный истец 9 октября 2018 г. обратился в Управление  Росреестра по Воронежской области с заявлением об осуществлении  государственного кадастрового учета и государственной регистрации права  собственности на жилое помещение площадью 43,6 кв. м в названном доме. 

Уведомлением от 22 ноября 2018 г. № КУВД-001/2018-4961756/1  осуществление государственного кадастрового учета и государственная  регистрация права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости  приостановлена, поскольку частью 7 статьи 41 Закона № 218-ФЗ установлен  запрет на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию  права на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме; частью  1 статьи 41 Закона № 218-ФЗ установлено, что в случае образования двух и  более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости,  объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения  границ между смежными помещениями в результате перепланировки или  изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и  государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении  всех образуемых объектов недвижимости. 

Решением комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании  решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового  учета или решений о приостановлении осуществления государственного  кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Воронежской области от 11 декабря 2018 г. № 50 заявление Дроздова Б.В. об 


оспаривании вышеуказанного решения о приостановлении осуществления  кадастрового учета и регистрации права отклонено. 

Дроздов Б.В. обратился в Борисоглебский городской суд с  административным исковым заявлением, в котором просил признать  незаконными действия должностного лица - государственного регистратора  прав Управления Росреестра по Воронежской области, выразившиеся в  принятии решения от 22 ноября 2018 г. о приостановлении осуществления  постановки на государственный кадастровый учет и государственной  регистрации прав, в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в  отношении части жилого дома, и решение заседания апелляционной комиссии  по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Воронежской области от 11 декабря 2018 г. 

Удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того,  что выделенные Дроздову Б.В. согласно судебному решению жилые  помещения представляют собой изолированную часть жилого дома (с  отдельным входом), имеющую характеристики, которые позволяют определить  такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.  Ссылаясь на часть 8 статьи 41 Закона № 218-ФЗ, суд первой инстанции  отметил, что к числу оснований для осуществления государственного  кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые  объекты недвижимости относится в том числе судебное решение, если  образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого  судебного решения и пришел к выводу, что образованная в результате раздела  жилого дома изолированная часть жилого дома блокированной застройки  подлежит постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта  недвижимости, в связи с чем признал оспариваемое решение Управления  Росреестра по Воронежской области незаконным и в качестве способа  восстановления нарушенного права обязал Управление Росреестра по  Воронежской области осуществить государственный кадастровый учет и  государственную регистрацию права Дроздова Б.В. на указанную часть жилого  дома. 

Между тем, судом не учтено следующее.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный  кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на  основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в  законную силу судебных актов, а также технического плана или акта  обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в 


установленном федеральным законом порядке. 

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация  прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26  Закона № 218-ФЗ. 

Одним из оснований приостановления кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав, согласно пункту 19 части 1 статьи 26  Закона № 218-ФЗ, является случай, когда объект, о государственном  кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого  представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный  кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на  который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. 

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно  статье 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации относятся земельные  участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты,  перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно,  в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. 

Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее - ЖК РФ) жилой дом, равно как и часть жилого дома, относится к жилым  помещениям. 

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое  состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования,  предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд,  связанных с их проживанием в таком здании (часть 3 статьи 16 ЖК РФ). 

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее - ГрК РФ) установлено, что объект индивидуального жилищного  строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не  более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и  помещений вспомогательного использования, предназначенных для  удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их  проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на  самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального  жилищного строительства», «жилой дом» неиндивидуальный жилой дом»  применяются в названном кодексе, других федеральных законах и иных  нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если  иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными  правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры,  устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК  РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым  домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и 


нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая  определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями  (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). 

Само по себе помещение, как составляющая (структурная) часть здания  самостоятельным объектом регистрируемых вещных прав (объектом  недвижимого имущества) наряду (одновременно) с объектом, в котором оно  расположено (зданием), право собственности на который зарегистрировано в  Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), не  является. 

Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной  застройки, часть жилого дома и помещение в жилом доме обладают  различными характеристиками. 

Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная  регистрация права собственности на помещение или помещения в частном доме  (объекте индивидуального жилищного строительства) не может быть  осуществлен. 

Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 49 ГрК РФ, если жилой  дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого  дома (блок) соответствует автономному блоку (индивидуальному жилому  дому), и каждой такой части соответствует земельный участок с  соответствующим видом разрешенного использования, то такие части жилого  дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания  - блоки жилого дома блокированной застройки. 

Согласно вступившему в законную силу решению Борисоглебского  городского суда Воронежской области от 7 февраля 2018 г., жилой дом литеры  «АА1А2АЗа» общей площадью 108, 7 кв. м, расположенный по адресу: <...> разделен в натуре, в собственность Дроздова выделена часть указанного жилого  дома в литерах «АА2», площадью 43, 6 кв. м., включающая коридор, топочную,  кухню и две комнаты. 

Как следует из мотивировочной части решения суда в жилом доме  осуществлено переустройство в литере «А». Выделенные истцу жилые  помещения представляют собой изолированную часть жилого дома (с  отдельным входом), имеющего характеристики, позволяющие определить  недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. 

Между тем, судом не учтено, что вступившее в законную силу решение  суда о признании права собственности на часть жилого помещения не может 


являться достаточным основанием для совершения учетно-регистрационных  действий. 

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы,  устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение  права и обременение недвижимого имущества и представляемые для  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации, и отражать информацию,  необходимую для государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином  государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны  содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в  установленных законодательством Российской Федерации случаях должны  быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь  надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской  Федерации должностных лиц. 

Согласно части 1 статье 24 вышеназванного закона технический план  представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные  сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и  указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте  незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе,  необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта  недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения,  помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для  внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об  объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. 

В техническом плане, в частности, указываются сведения о здании,  сооружении, помещении новые сведения о них, необходимые для внесения в  ЕГРН. 

Технический план состоит из графической и текстовой части (часть 3  статьи 24 Закона № 218-ФЗ). Форма технического плана, требования к его  подготовке, требования к подготовке плана части здания и определению  площади здания, строения, сооружения устанавливаются соответствующим  органом. 

В материалах дела имеется технический план помещения,  подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с  созданием помещения, расположенного по адресу: <...>

Вместе с тем, судом не дана оценка доводу ответчика о том, что  представленный заявителем с заявлением об осуществлении государственного  кадастрового учета и государственной регистрации права технический план не  соответствует требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ, поскольку не отражает 


информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328,  329, 330 КАС РФ

определила:

решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от  8 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Воронежского областного суда от  23 апреля 2019 года отменить и направить/административное дело на новое  рассмотрение в суд первой инстанции ви^ум составе судей. 

Председательствующий
Судьи