ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 15-КАД21-1 от 21.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 15-КАД21-1-К1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 21 апреля 2021 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании  кассационную жалобу ФИО1 на решение  Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Мордовия от 16 июня 2020 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года по  административному делу № 2а-176/2020 по административному исковому  заявлению ФИО1 к Министерству образования Республики  Мордовия о признании решения незаконным. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором  просила признать незаконным решение Министерства образования Республики  Мордовия от 14 января 2020 года № 79 о направлении её обращения для 


рассмотрения и проверки изложенной в нём информации в Государственную  инспекцию труда в Республике Мордовия. 

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от  12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики  Мордовия от 16 июня 2020 года, в удовлетворении административных исковых  требований отказано. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года  вынесенные по делу судебные акты оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе ФИО1 просит указанные судебные  акты отменить и принять новое решение об удовлетворении её требований. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря  2020 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 12 марта 2021 года кассационная жалоба ФИО1  с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке являются существенные нарушения норм материального права или  норм процессуального права, которые повлияли на исход административного  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых  законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены  такого рода нарушения исходя из следующего. 

Как усматривается из материалов дела, 12 декабря 2019 года  ФИО1 посредством электронной почты на имя Президента  Российской Федерации направлено обращение, в котором указано, что  недобросовестный работодатель-директор государственного казенного  общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Кочелаевская  школа-интернат» (далее-ГКОУ РМ «Кочелаевская школа-интернат»,  учреждение) ФИО2 незаконно приказом от 19 декабря 2001 года № 53  отменила свой приказ от 23 ноября 2001 года № 47, изданный во исполнение  решений Верховного Суда Республики Мордовия от 8 февраля и 5 декабря  2000 года о восстановлении административного истца на работе в прежней  должности главного бухгалтера учреждения с 30 августа 1999 года, в связи с  чем заявительница просила о содействии в восстановлении незаконно  нарушенных трудовых и пенсионных прав. 


Управлением Президента Российской Федерации по работе с  обращениями граждан и организаций принято решение о направлении  указанного обращения в Правительство Республики Мордовия, в компетенцию  которого входит разрешение по существу поставленного в обращении  Загородновой В.А. вопроса, дополнительно административному истцу было  сообщено, что она вправе обжаловать в суд или в административном порядке (в  порядке подчиненности) принятое по ее обращению решение  соответствующего органа при получении уведомления или ответа на него или  действие (бездействие) данного органа при неполучении в установленные  сроки уведомления или ответа. 

По результатам рассмотрения обращения ФИО1,  поступившего из Управления Президента Российской Федерации,  Министерство образования Республики Мордовия письмом от 14 января  2020 года № 79 сообщило заявителю, что на основании статьи 8 Федерального  закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации» ее обращение направлено в Государственную  инспекцию труда в Республике Мордовия для рассмотрения и проверки  изложенной в нем информации. 

Письмом руководителя Государственной инспекции труда в Республике  Мордовия от 15 января 2020 года № 154 административному истцу разъяснено,  что Государственная инспекция труда в Республике Мордовия не имеет  возможности провести проверку по ее обращению, поскольку указанные в нём  обстоятельства были предметом судебного разбирательства, по которому  вынесено судебное решение, вступившее в законную силу. 

Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении  административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым  согласились суды вышестоящих судебных инстанций, исходил из того, что  обращение рассмотрено Министерством образования Республики Мордовия в  соответствии с нормами действующего законодательства, в установленный  законом срок административному истцу был дан ответ, права  административного истца оспариваемым решением не нарушены. 

Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела,  принимая обжалуемые судебные акты, суды пришли к выводу о том, что  административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав,  бездействие административным ответчиком не допущено, ответ был дан в  установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок. 

Министерство образования Республики Мордовия, осуществляя контроль  (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих  образовательную деятельность на территории Республики Мордовия, не  наделено полномочиями по разрешению трудовых споров в указанном  образовательном учреждении. 

Вместе с тем оставляя без удовлетворения требования ФИО1  о признании незаконным решения Министерства образования Республики 


Мордовия о направлении её обращения для рассмотрения и проверки  изложенной в нём информации в Государственную инспекцию труда в  Республике Мордовия, суды не учли фактические обстоятельства данного дела  и не применили нормы материального права, регулирующие возникшие  отношения. 

В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации  каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты  трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за  соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права. Согласно части 1 статьи 353 и  части 1 статьи 354 названного кодекса федеральный государственный надзор за  соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной  инспекцией труда. 

Вместе с тем в соответствии со статьей 353 Трудового кодекса  Российской Федерации ведомственный контроль за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы  трудового права, в подведомственных организациях осуществляется  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и  законами субъектов Российской Федерации. 

Отказывая в удовлетворении административного иска, суды не учли, что  в соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия от 10 июня 2019 года   № 45-3 «О порядке и условиях осуществления в Республике Мордовия  ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных  нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» настоящий  закон согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации  устанавливает порядок и условия осуществления в Республике Мордовия  ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных  нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в  организациях, подведомственных исполнительным органам государственной  власти Республики Мордовия или органам местного самоуправления  муниципальных образований в Республике Мордовия. 

Согласно статье 3 названного закона предметом ведомственного контроля  является соблюдение требований трудового законодательства и иных  нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  выполнение предложений органа ведомственного контроля об устранении  выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по  предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав  граждан, указанных в акте проверки. 

В соответствии с подпунктом 87 пункта 8 Положения о Министерстве  образования Республики Мордовия утвержденного постановлением 


Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2006 года № 453  министерство в пределах своей компетенции осуществляет ведомственный  контроль за соблюдением трудового законодательства. 

При изучении содержащихся в обращении ФИО1 доводов  Управлением Президента Российской Федерации принято решение о его  направлении Правительству Республики Мордовия для рассмотрения по  существу и принятия решения. Правительством Республики Мордовия  указанное обращение направлено в профильное министерство, которое  уклонилось от его рассмотрения по существу, формально сославшись на то, что  заявителем оспариваются вопросы, касающиеся трудового законодательства, в  связи с чем направило обращение в Государственную инспекцию труда  Республики Мордовия. 

Как следует из пункта 1.3 Устава ГКОУ РМ «Кочелаевская школа- интернат» (действовавшего в момент возникновения спорных  правоотношений), учредителем ГКОУ РМ «Кочелаевская школа-интернат»  является Правительство Республики Мордовия, учреждение находится в  ведении Министерства образования Республики Мордовия, из чего следует, что  именно оно вправе в пределах своей компетенции провести проверку доводов,  изложенных в обращении административного истца в порядке ведомственного  контроля. 

Однако административный ответчик, передавая обращение  административного истца для рассмотрения в Государственную инспекцию  труда Республики Мордовия, фактически уклонился от осуществления  контроля в отношении подведомственной ему организации и оценки  соответствия осуществляемой ею деятельности требованиям трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы  трудового права, в силу чего оспариваемое решение нельзя признать законным. 

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований  ФИО1 о признании незаконным решения Министерства  образования Республики Мордовия о направлении её обращения для  рассмотрения и проверки изложенной в нём информации в Государственную  инспекцию труда в Республике Мордовия, судами были допущены  существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в  неправильном их применении, повлиявшие на исход административного дела,  что служит основанием для отмены принятых по делу судебных актов и  вынесения нового решения об удовлетворении заявленных требований. 

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 марта  2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по 


административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 16 июня  2020 года и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от  25 августа 2020 года - отменить и принять новое решение. 

Признать незаконным решение Министерства образования Республики  Мордовия от 14 января 2020 года № 79 о направлении обращения ФИО1 для рассмотрения и проверки изложенной в нём  информации в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия и  возложить на Министерство образования Республики Мордовия обязанность  рассмотреть обращение административного истца в установленном законом  порядке, в пределах своих полномочий. 

Председательствующий
Судьи