ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 16-КАД23-17-К4
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 13 сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее также - ГУ МВД по Волгоградской области) на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 28 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года по административному делу № 2а-472/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД по Волгоградской области, Центру автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области (далее - Центр фиксации правонарушений), начальнику отдела исполнения административного законодательства Центра фиксации правонарушений (далее - начальник отдела Центра фиксации правонарушений), Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными действий по отказу в направлении заверенных копий постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных инспектором Центра фиксации правонарушений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой ЕВ., объяснения представителя ГУ МВД по Волгоградской области ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
возражения относительно жалобы представителя ФИО1.
Зарезина А.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлениями по делам об административных правонарушениях от 2 октября 2017 года № 18810134171002832175, от 3 октября 2017 года № 18810134171003962250, от 5 октября 2017 года № 18810134171005161611, от 12 октября 2017 года № 18810134171012533049, от 15 октября 2017 года № 18810134171015583004 и № 18810134171015543770 (далее - Постановления) ФИО1, собственник автомобиля, привлечён к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи 12.9 (превышение установленной скорости движения) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанным ответом, ФИО1 обратился в суд с шестью административными исковыми заявлениями, указав, что копии Постановлений необходимы ему для реализации права на обжалование судебных актов, принятых в связи с оспариванием постановлений по делам об административных правонарушениях; просил признать незаконным отказ начальника отдела Центра фиксации правонарушений направить надлежащим образом заверенные копии упомянутых постановлений и возложить обязанность направить ему заверенные копии перечисленных выше постановлений.
Определениями Михайловского районного суда Волгоградской области от 14 января 2021 года, от 28 апреля 2021 года, от 21 марта 2022 года возбуждённые по административным искам административные дела объединены в одно производство.
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам
Волгоградского областного суда от 29 июня 2022 года, требования
Зарезина Н.И. удовлетворены, признаны незаконными действия начальника отдела Центра фиксации правонарушений по отказу в направлении заверенных надлежащим образом копий Постановлений; на ГУ МВД по Волгоградской области, Центр фиксации правонарушений, начальника отдела Центра фиксации правонарушений возложена обязанность устранить нарушения прав Зарезина Н.И. путём направления ему заверенных надлежащим образом копий (по два экземпляра) Постановлений. Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворено частично: в пользу административного истца с ГУ МВД по Волгоградской области взысканы судебные расходы в размере 24 000 рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменены в части взыскания судебных расходов, рассмотрение вопроса о судебных расходах направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, ГУ МВД по Волгоградской области просит отменить названные судебные акты, поскольку действиями административных ответчиков права, свободы и законные интересы ФИО1 не нарушены, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2023 года административное дело истребовано, определением от 14 августа 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ).
Судебная коллегия считает, что такие нарушения судами допущены.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что отказ в направлении ФИО1 надлежащим образом заверенных копий постановлений нарушает его право на судебную защиту; при этом верность копии должна быть засвидетельствована подписью уполномоченного должностного лица и
печатью в соответствии с требованиями Указа Президиума Верховного
Совета СССР от 4 августа 1983 года № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218); по результатам рассмотрения такого административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227).
Вопросы привлечения к административной ответственности, права и обязанности лиц, совершивших административные правонарушения, а также должностных лиц, осуществляющих производство по делам о названных правонарушениях, урегулированы КоАП РФ, в статье 28.6 которого установлены правила назначения административного наказания без составления протокола в том числе в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 названного кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (часть 3).
В таком случае экземпляры вынесенного постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 КоАП РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учётом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трёх дней со дня вынесения указанного
постановления.
Таким образом, КоАП РФ урегулирован порядок вынесения постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, а также порядок изготовления копии названного постановления и направления её лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Судом установлен и административным истцом не оспаривался тот факт, что копии Постановлений ранее направлялась ФИО1 в соответствии с приведёнными выше нормами.
Следовательно, к возникшим в сентябре 2020 года между сторонами отношениям подлежали применению положения Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Названный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (статья 1).
Требования к рассмотрению обращений граждан определены статьёй 10 поименованного закона, обязывающей государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1).
Содержание оспариваемого решения приведённым нормам соответствует, оно не содержит отказ в предоставлении запрашиваемой ФИО1 информации, напротив, разъясняет порядок её получения.
Ссылка суда первой инстанции на нормы действующего на момент возникновения спорных отношения и в настоящее время Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года № 9779-Х (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» несостоятельна.
Ни названный нормативный правовой акт (абзацы первый и третий пункта 1), ни Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не устанавливают обязанность повторного направления почтовой корреспонденцией ранее принятых решений.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» также не возлагает обязанности повторно
направлять почтой ранее предоставленные копии документов.
Материалами дела подтверждается, что 1 февраля 2021 года, то есть до рассмотрения настоящего дела по существу, представитель Зарезина Н.И. получил повторно копии шести постановлений, названных в административном иске.
Ввиду изложенного вывод судов о незаконности оспариваемого решения, как основанный на неправильном применении норм материального права, а также возложение на административного ответчика обязанности направить ФИО1 надлежаще заверенные копии Постановлений являются ошибочными.
Поскольку административный ответчик выполнил требования части 3 статьи 28.6 КоАП РФ о направлении надлежаще заверенной копии постановления о привлечении к административной ответственности, обязанность государственного органа (должностного лица) повторно направить почтой такое постановление или его копии не установлена, в материалах дела имеются доказательства о получении от административного ответчика копий запрашиваемых 7 сентября 2020 года Постановлений, оснований считать, что ФИО1 в результате действий административного ответчика созданы препятствия в реализации его прав, свобод и законных интересов, в том числе права на судебную защиту оспариваемым решением не имеется.
Таким образом, обжалуемые судебное решение, апелляционное и кассационное определения нельзя признать законными, допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены принятых по настоящему делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1
Руководствуясь статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 28 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ГУ МВД по Волгоградской области, Центру автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, начальнику отдела исполнения административного законодательства Центра фиксации правонарушений,
Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании
незаконными действии по отказу в направлении заверенных копии постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных инспектором Центра фиксации правонарушений, отказать.
Председательствующий
Судьи