ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 18-КА19-45 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-КА19-45

КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по кассационной жалобе  общества с ограниченной ответственностью «ИРРИС» на определение судьи  Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2018 г. и апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского  краевого суда от 22 января 2019 г. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, 

установила:

общество с ограниченной ответственностью «ИРРИС» (далее также - Общество, ООО «ИРРИС») обратилось в Краснодарский краевой суд с  административным исковым заявлением об установлении в отношении  земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:3997 его рыночной  стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая  стоимость. 

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2018 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии  по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 января 


2019г., административное исковое заявление ООО «ИРРИС» возвращено  заявителю в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - Кодекс, КАС РФ), поскольку административное исковое заявление подано  лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд. 

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 21 марта 2019 г.  отказано в передаче кассационный жалобы Общества для рассмотрения в  судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской  Федерации, Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на  допущенные нижестоящими инстанциями нарушения норм процессуального  права при решении вопроса о принятии административного искового заявления  к производству суда. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  14 июня 2019 г. материал по административному исковому заявлению  ООО «ИРРИС» истребован в Верховный Суд Российской Федерации и  определением от 9 августа 2019 г. кассационная жалоба вместе с материалом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы  извещены своевременно и в надлежащей форме. 

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ, Кодекс)  основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке являются существенные нарушения норм материального права или  норм процессуального права, которые повлияли на исход административного  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых  законом публичных интересов. 

Нарушения такого характера были допущены судами.

Из представленного материала усматривается, что определением судьи  Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2018 г. административное исковое  заявление Общества возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 129  Кодекса, как поданное лицом, не имеющим полномочий на его подписание и  подачу в суд. 

Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции  исходил из того, что копия диплома о высшем юридическом образовании  представителя не заверена надлежащим образом, полномочия руководителя  организации, подписавшего доверенность, не подтверждены учредительными  документами Общества, а также в связи с тем, что к административному  исковому заявлению не приложена выписка из единого государственного  реестра юридических лиц. 


С выводами судьи о возвращении административного искового заявления  по изложенным в определении основаниям согласиться нельзя исходя из  следующего. 

Пунктом 5 части 1 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что к  административному исковому заявлению, в частности, прилагаются  доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия  представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие  у представителя высшего юридического образования, если административное  исковое заявление подано представителем. 

Оформление и подтверждение полномочий представителя  сформулированы в статье 57 КАС РФ, по смыслу части 6 которой доверенность  от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным  уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена  печатью организации. Таким образом оформленная доверенность представлена  вместе с административным исковым заявлением. 

Кроме того, из содержания части 1 статьи 130 КАС РФ усматривается,  что судья, установив, что административное исковое заявление подано с  нарушением требований статей 125 и 126,Кодекса, предъявляемых к форме и  содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к  нему документов, выносит определение об оставлении административного  искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и  устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим  административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием  для оставления административного искового заявления без движения. Копия  определения об оставлении административного искового заявления без  движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление,  не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения. 

Непредставление представителем надлежаще оформленной копии  документа о высшем юридическом образовании и иных документов является в  силу статьи 130 КАС РФ основанием для оставления административного  искового заявления без движения, что в данном случае сделано не было. 

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций допущены  существенные нарушения норм процессуального права, в связи с чем  обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением материала на  новое рассмотрение для решения вопроса о принятии административного  искового заявления к производству суда. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

определение судьи Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2018 г. и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Краснодарского краевого суда от 22 января 2019 г. отменить. 


Административное исковое заявление общества с ограниченной  ответственностью «ИРРИС» вместе с материалом направить в суд первой  инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда. 

Председательствующий
Судьи