ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 18-КА19-63 от 18.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-КА19-63

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 18 февраля 2 02 0 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой ЕВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Каталупова Александра  Григорьевича, Копченова Олега Викторовича, Крыжановской Татьяны  Юрьевны, Кочмарева Антона Владимировича, Кондрашова Валерия  Александровича к Межрегиональному территориальному управлению  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Краснодарском крае и Республике Адыгея об оспаривании действий и  решений по кассационной жалобе Межрегионального территориального  управления Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение  Ленинского районного суда г. Краснодара от 18 октября 2018 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Краснодарского краевого суда от 29 января 2019 года. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административного ответчика 


Гладкова Г.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на  кассационную жалобу представителя административных истцов Минасяна  ВВ., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

Каталупов А.Г., Копченов О.В., Крыжановская Т.Ю., Кочмарев А.В.,  Кондратов В.А., являясь арендаторами земельных участков, относящихся к  категории земель населенных пунктов и имеющих вид разрешенного  использования - для сельскохозяйственного использования, обратились в суд  с административным иском к Межрегиональному территориальному  управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Росимущество), в котором просили признать незаконным отказ в  предоставлении в собственность земельных участков за плату без  проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации и обязать принять решение о  предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в аренде,  заключив договоры купли-продажи земельных участков по цене, не  превышающей их кадастровой стоимости, указанной в договорах аренды. 

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 18 октября  2018 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны  незаконными отказы Росимущества от 23 мая 2018 года № 09/7795; 09/7798;  09/7802, 09/7800; от 29 августа 2018 года № 09/13876, от 6 августа 2015 года   № 09/11435 в предоставлении Каталупову А.Г., Копченову О.В.,  Крыжановской Т.Ю., Кочмареву А.В., Кондрашову В.А. в собственность за  плату земельных участков на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации; на Росимущество возложена  обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу  заключить договоры купли-продажи земельных участков площадью 800 кв. м  каждый, по цене кадастровой стоимости в размере <...> руб.: 

с Крыжановской Т.Ю. на земельные участки с кадастровыми  номерами: <...>

с Каталуповым А.Г. на земельные участки с кадастровыми номерами<...>;

с Копченовым О.В. на земельный участок с кадастровым номером  <...>


с Кондрашовым В.А. - договоры купли-продажи земельных участков  площадью 600 кв. м каждый по цене кадастровой стоимости в размере  <...> руб. на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, договор купли- продажи земельного участка площадью 10488 кв. м с кадастровым номером  <...> по цене кадастровой стоимости в размере <...> руб.  <...>коп.; 

с Кочмаревым А.В. договор купли-продажи земельного участка  площадью 994 кв. м с кадастровым номером <...> по цене  кадастровой стоимости в размере <...> коп. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Краснодарского краевого суда от 29 января  2019 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 18 октября  2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Росимущества - без удовлетворения. 

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 24 апреля  2019 года отказано в передаче кассационной жалобы Росимущества для  рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе, поданной Росимуществом в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу  судебных постановлений. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  29 августа 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 23 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями такие нарушения  норм материального права допущены. 

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на  основании договора аренды от 23 июня 2009 года № 7700001401,  заключенного между Росимуществом и ОАО «Краснодарское»,  ОАО «Краснодарское» передан в аренду сроком до 23 июня 2058 года  находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок с  кадастровым номером <...>, категория земель - земли  населенных пунктов, вид разрешенного использования - для  сельскохозяйственного использования. 


По договору уступки права (цессии) от 18 января 2010 года  ОАО «Краснодарское» уступило права и обязанности по договору аренды  земельного участка с кадастровым номером <...>  ООО «Технокей» в полном объеме. 

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от  2 сентября 2011 года № 457-р утвержден раздел земельного участка из земель  населенных пунктов, в результате которого из земельного участка с  кадастровым номером <...> образован 281 земельный участок. 

В последующем ООО «Технокей» заключило, в том числе и с  административными истцами, договоры уступки прав (цессии), в  соответствии с которыми к 4 административным истцам перешли права по  договору аренды сроком до 23 июня 2058 года на образованные в результате  раздела земельные участки: Крыжановской Т.Ю. на земельные участки с  кадастровыми номерами <...> площадью 800 кв.м каждый; Каталупову А.Г. на  земельные участки с кадастровыми номерами <...> площадью 800 кв.м каждый; Копченову О.В. на земельный  участок с кадастровым номером <...> площадью 800 кв.м;  Кондрашову В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами  <...> площадью 600 кв. м  каждый и земельный участок площадью 10488 кв. м с кадастровым номером  <...> Кочмареву А.В. земельный участок площадью 994 кв. м  с кадастровым номером <...>

Постановлением администрации г. Краснодар от 26 июня 2013 года   № 4532 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид  использования земельных участков по проезду 1-му Литовскому в  Прикубанском внутригородском округе города Краснодара» Каталупову А.Г.  и Крыжановской Т. Ю. предоставлено разрешение на условно разрешенный  вид использования принадлежащих им земельных участков, расположенных  в соответствии с генеральным планом городского округа муниципального  образования город Краснодар в зоне застройки многоквартирными жилыми  домами от 4 до 20 этажей и более, по проезду 1-му Литовскому в  Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, - для  индивидуального жилищного строительства. 

Каталупов А.Г., Копченов О.В., Крыжановская Т.Ю., Кочмарев А.В.,  Кондратов В. А., являясь арендаторами указанных выше земельных  участков, обратились в Росимущество с заявлением о предоставлении им в  собственность земельных участков за плату без проведения торгов в 


соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса  Российской Федерации. 

Письмами Росимущества от 23 мая 2018 года № 09/7795; 09/7798;  09/7802, 09/7$00; от 29 августа 2018 года № 09/13876, от 6 августа 2015 года   № 09/11435 административным истцам отказано в предоставлении в  собственность за плату земельных участков на основании подпункта 9  пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку  принадлежащие им участки не относятся к землям, предназначенным для  ведения сельскохозяйственного производства. 

Признавая незаконными указанные отказы Росимущества, суд первой  инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции,  исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка  «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного  использования «для сельскохозяйственного использования» и поскольку  спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для  сельскохозяйственного использования, на них распространяются положения  подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.  При наличии представленного административными истцами в Росимущество  пакета необходимых документов на испрашиваемые земельные участки,  фактов их использования на основании договоров аренды более трех лет и  окончания срока действия договоров в 2058 году, у Росимущества  отсутствовали правовые основания для отказа административным истцам в  предоставлении в собственность без проведения торгов арендуемых  участков. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с такими выводами согласиться не может, поскольку  суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее. 

Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса  Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским  законодательством и настоящим Кодексом. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской  Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в  форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2  настоящей статьи. 

В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов  осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения  сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или  юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по  истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим  гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и  обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или  этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного  органа информации о выявленных в рамках государственного земельного 


надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской  Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим  гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении  договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов  подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного  участка. 

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов  установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации,  согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня  поступления заявления о предоставлении земельного участка  уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет  наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16  настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки  совершает одно из следующих действий: 

Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской  Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в  предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с  заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в  соответствии с земельным законодательством не имеет права на  приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное  использование земельного участка не соответствует целям использования  такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении  земельного участка. 

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской  Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению  на категории, согласно которому правовой режим земель определяется  исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного  использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями  законодательства. 

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к  той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с 


зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого  устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных  федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской  Федерации). 

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить  земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными  регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно- деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур;  рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального  назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. 

Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны  индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также  возможности территориального сочетания различных видов использования  земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного,  рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу  абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  устанавливается Правилами землепользования и застройки. 

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми  собственниками земельных участков, землепользователями,  землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм  собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут  использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным  градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом  разрешенного использования. 

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской  Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные  участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в  частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. 

На основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской  Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты  недвижимости не соответствуют установленному градостроительному  регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не  входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не  соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным  регламентом. 

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты  недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в  соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев,  если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей  среды, памятников истории и культуры. 

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования  в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними  насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного 


назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного  производства до момента изменения вида их использования в соответствии с  генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования  и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). 

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с  генеральным планом городского округа муниципального образования город  Краснодар спорные земельные участки расположены в границах населенного  пункта - города Краснодара. 

Правилами землепользования и застройки на территории  муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением  городской Думы г. Краснодара от 30 января 2017 года № 19, испрашиваемые  земельные участки с кадастровыми номерами <...>,  <...>, <...>  отнесены к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах  города Краснодара -Ж. 1.1, а земельный участок с кадастровым номером  <...> отнесен к общественно-деловой зоне местного значения  (ОД.2). 

Согласно пунктам 5, 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской  Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для  застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного  назначения; земельные участки в составе общественно-деловых зон  предназначены для застройки административными зданиями, объектами  образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными  предназначенными для общественного использования объектами согласно  градостроительным регламентам. 

Таким образом, в территориальных зонах застройки индивидуальными  жилыми домами и общественно-деловой не предусмотрен такой вид  разрешенного использования как сельскохозяйственное производство, ввиду  чего испрашиваемые земельные участки с разрешенным использованием для  сельскохозяйственного использования в силу прямого указания закона  (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) не могут  быть использованы в указанных целях в связи изменением Правилами  землепользования и застройки вида их использования. 

Принимая во внимание, что по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи  39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов  осуществляется продажа земельных участков, предназначенных  исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, а спорные  участки относятся к землям населенных пунктов и расположены в 


общественно-деловой зоне и зоне застройки индивидуальными жилыми  домами, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного  производства, выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии у  административных истцов возможности получения спорных земельных  участков в собственность без торгов являются ошибочными. 

При этом, использование земельных участков административными  истцами в соответствии с условиями договоров аренды более трех лет,  отсутствие у уполномоченных органов информации о выявленных  нарушениях законодательства Российской Федерации при их использовании,  не свидетельствуют о возможности продажи спорных участков в порядке  подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации,  поскольку продажа земельных участков, отнесенных градостроительным  регламентом к общественно-деловой зоне и зоне застройки  индивидуальными жилыми домами, под видом разрешенного использования 

сельскохозяйственное использование, повлечет обход процедур,  установленных земельным законодательством для предоставления  земельных участков. 

Предусмотренная же законом возможность использования земельного  участка без установления срока его приведения в соответствие с  градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки  муниципального образования г. Краснодар, предусмотренная пунктом 4  статьи 85 Земельного кодекса РФ, не влечет за собой возникновение у лица,  использующего земельный участок не в соответствии с градостроительным  регламентом территориальной зоны, права на выкуп такого земельного  участка. 

При указанных обстоятельствах у Росимущества не имелось правовых  оснований для продажи административным истцам спорных земельных  участков без проведения торгов в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3  Земельного кодекса Российской Федерации. 

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения  норм материального права являются существенными, повлекли принятие  незаконных судебных актов, без отмены которых невозможна защита  охраняемых законом публичных интересов. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает необходимым указанные судебные акты  отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое  решение об отказе в удовлетворении заявленных Каталуповым А.Г.,  Копченовым О.В., Крыжановской Т.Ю., Кочмаревым А.В.,  Кондрашовым В.А. требований. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 


определила:

решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 18 октября 2018 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Краснодарского краевого суда от 29 января 2019 года отменить. 

Принять по административному делу новое решение, которым отказать  Каталупову А.Г., Копченову О.В., Крыжановской Т.Ю., Кочмареву А.В.,  Кондрашову В.А. в удовлетворении административного искового заявления к  Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и  Республике Адыгея об оспаривании действий и решений. 

Председательствующий
Судьи